Главная » Статьи » Выставки. Музеи » ВЫСТАВКИ |
Юбилейная выставка Михаила Верхоланцева С 21 по 9 апреля 2017 года марта в залах Российской академии художеств по адресу: ул. Пречистенка, 21 проходит выставка произведений заслуженного художника РФ, члена-корреспондента Российской академии художеств Михаила Михайловича Верхоланцева «Иные цивилизации». К 80-летию художника и 60-летию его творческой деятельности.
Михаил Верхоланцев – признанный мастер современной ксилографии и искусства книги, разносторонний художник, работающий в области прикладной и станковой графики, дизайна и живописи. Он родился в 1937 году в Москве в семье художников. Правнук знаменитого коллекционера Н.В.Баснина, гравюры и рисунки из собрания которого составляют значительную часть графического фонда ГМИИ имени А.С.Пушкина. В 1961 году окончил МВХПУ (бывш. Строгановское), где учился у замечательных мастеров: В.Егорова, В.Козлинского, И.Гильтера, Ю.Случевского, В.Комарденкова. Обладает большой эрудицией в области гравюры и рисунка. В таком сложном и редком виде гравюры как ксилография художник создал свой уникальный художественный стиль, которому присуще сочетание совершенной техники с экспрессией и композиционной энергией. Его тончайшие миниатюры - торцовые ксилографии прекрасно «работают» на книжной или журнальной полосе. Их чистейший виртуозный штрих сохраняется и при большом увеличении: гравюры обретают монументальное звучание и напоминают картоны к гобеленам. Несколько гобеленов созданы именно благодаря увеличенным гравюрам и осуществлены в материале фирмой «Палаццо дизайн» в Китае. Сюжеты гравюр М.Верхоланцева разнообразны: это карельский эпос «Калевала», библейские и евангельские притчи, античность. Живописные полотна художника впитали в себя энергию и скрупулезность серебристых гравюр. Безошибочное попадание в масштаб и изысканная композиция открывают художнику возможность создать запоминающийся образ. В работах Михаила Верхоланцева нет и малейшей реакции на актуальные стилистические движения. Еще в студенческие годы он открыл для себя маньеризм, страстно полюбил гротески, живопись, архитектуру, мебель, мелкую пластику, созданные в этом стиле. Почти все его композиции вдохновлены произведениями музыкантов этой эпохи, названия которых ожили в работах художника. Гравюры Верхоланцева с их серебристым мерцанием, колорит его живописи насыщены духом маньеризма. Во весь голос тут поётся осанна Россо Фьорентино, Приматиччо, Понтормо и гротесковым орнаментам Петера Флётнера. «Я старался добиться особого состояния, свойственного работам маньеристов: торжественно-сумеречное состояние природы, затихшей перед наступающей грозой. Тут и утреннее сфумато, тут и умиротворение и одновременно беспокойство, восторженное ожидание чудесного…» - говорит автор. Михаил Верхоланцев известен и как дизайнер книг и журналов. Работая в журнале «РТ» («Радио Телевидение»), художник опубликовал много новых дизайнерских находок. Он сотрудничал со многими издательствами: «Советский писатель», «Молодая гвардия», «Правда», «Детская литература», «Радуга», «Наука», «Педагогика», «Союзинфоркино». При участии художника издано свыше 1000 книг, альбомов, журналов. М.Верхоланцев - прекрасный стилист, чувствующий всё характерное в изображаемой эпохе. Все образы художника - терпкие и острые парафразы текстов классиков. С 2010 года наиболее значимые работы Верхоланцева в области отечественной книги - гравюры к повести Л. Толстого «Крейцерова соната», иллюстрации к книгам Издательского дома «Дейч» (повести и рассказы Андрея Платонова, роман И. Гончарова «Обыкновенная история», повести и рассказы Л.Толстого). В 2014 году за книгу «Добродетели и пороки» художник удостоен звания лауреата Всероссийского конкурса «Образ книги» в номинации «Авторская книга». Михаил Верхоланцев отмечен многочисленными премиями, медалями и дипломами на международных конкурсах и биеннале графики в России, Италии, Дании, Бельгии, Турции, Польше, Китае, Швейцарии. Персональные выставки гравюр и иллюстраций художника прошли во многих российских городах: Иркутске, Тобольске, Тюмени, Воронеже, Уфе и др. Изобразительный язык художника уникален. Он отмечен театральным пафосом, необычностью построения композиции, огромной экспрессией образов и той особой декоративностью, что характерна для эстетики маньеризма и барокко с их неистребимым желанием удивлять. Выставка работает по 9 апреля 2017 года. Управление информации Российской академии художеств | |
Просмотров: 1556 | | |
Всего комментариев: 0 | |