МУЗЕЙ АЛЕКСЕЯ КУЗЬМИЧА(Республика Беларусь) представляет:
ЕГО МАДОННА - СИМВОЛ ЖЕНСКОЙ КРАСОТЫ
(статья Валентина Новикова, ученого секретаря Ильи Глазунова)
Впервые с белорусским художником
Алексеем Васильевичем Кузьмичом я встретился на открытии выставки Ильи
Глазунова в минском Дворце искусств. Поразила его мощная, будто распираемая
изнутри энергией, крепко сбитая фигура. Почему-то она вызывала ассоциацию с
образом беловежского зубра.
А еще поразительнее - при этом в нем ощущалась
некая детская непосредственность, незащищенность, светлость души.
Эти первые впечатления вскоре подтвердились при
посещении его мастерской в старейшем районе белорусской столицы - Троицком
предместье, накануне открытия его выставки в том же Дворце искусств. Наблюдая
за неистовостью работы над очередным холстом, вслушиваясь в его исповедь о
радостях и горестях, видении своего места в искусстве, все более восхищался
личностью этого человека. "Я плазменный художник и работаю
"термоядерными взрывами", - говорил он, накладывая энергичными
жестами мазок за мазком на холст. - Это отражается и в цветах моих
картин". Что же, характер его сказывается не только в цвете. Только при
таком энергетическом напоре можно было создать более 700 полотен, раскрывающих
его представление о мире через образ женской красоты, названный им обобщенно
Мадонной. Этот образ - своеобразный ключ, используя который он пытается
проникнуть в глубины прошлого, разобраться в процессах современной жизни,
заглянуть в будущее. Вот как он сам излагает свое понимание образа Мадонны,
получившего для него значение своеобразного божества Вселенной. "Живу тем,
что она и есть основа мироздания. Верю в то, что она - честь, достоинство и
совесть рода человеческого. Не перестаю восхищаться красотой и совершенством,
величием духа и жертвенностью наших земных Мадонн. Женщины - Матери - Мадонны
на моих полотнах и плачут, и грустят, и печалятся, они чувствуют тревогу и
несовершенство мира. В их нежных и надежных руках вера, надежда и спасение
человеческой цивилизации - Дети.
Родившийся в 1945 году в деревне Мохро Брестской
области, будущий художник вместе с братом рос преимущественно в женском
окружении - матери и пяти сестер; отец, вернувшийся с фронта, вскоре умер. В
зрелую пору, когда за плечами были уже годы учебы в Белорусском
театрально-художественном институте и преподавательская работа в нем, идеалом
женского совершенства для него явилась жена Инесса, ставшая моделью для
большинства его картин.
По самим названиям циклов и отдельных картин,
открывающих женский
образ в разных ипостасях, можно судить, какие чувства и
мысли движут кистью художника, - "Сошедшая с небес", "Плачущая
Мадонна", "Гимн материнству", "Мадонна и старцы",
"Плач Ефросиньи Полоцкой",
"Сошедшая с небес". Сотворение мира. 1996-97
"Святая Русь, горящая Русь". 1991
"Мадонна и старцы". 1990
"Расколотый
мир", "Дети Чернобыля"... И какой бы сюжет ни разрабатывал художник, он неизбежно затрагивает ту или иную сторону исторического или нынешнего бытия славянских народов. Пафос его картин определяет торжество духа,
идеал жертвенности во имя славянского единства.
Художник, озабоченный судьбами своих
современников, неоднократно обращается к понятию исторической Руси - "Русь
святая", "Полыхающая Русь"... На вопросы журналистов, почему его
волнует эта тема, он неизменно отвечает:
- Я не разделяю нас на белорусов, украинцев и
русских. Для меня существует единое понятие - славяне. Поэтому "Полыхающая
Русь" - это и Белая Русь... В нашем веке было истреблено около 150
миллионов славян. А ведь каждого из них рожала женщина. Сколько пережито
материнских мук! Его "плазменные" работы не спутаешь ни с чьими
другими. Равно как и созданные им портреты известных деятелей белорусской
культуры - режиссеров В. Турова и М. Пташука, актрисы С.Станюты, журналиста П.
Сабины...
Портрет кинорежиссера Турова В.Т. 1988-89
Портрет В. Новикова, автора статьи. 1992
И что бы ни говорили об искусстве А. Кузьмича, -
оно не только находит глубочайший отклик в душах зрителей, но и, бесспорно,
становится фактором формирования национального самосознания. Об этом можно
судить хотя бы по тому, что его выставкам, проходящим в самых престижных залах,
посвящаются десятки откликов в средствах массовой информации, а сами выставки,
как правило, продлеваются по многочисленным просьбам посетителей. Вот некоторые
из типичных зрительских отзывов, характеризующих восприятие творчества А.
Кузьмича его соотечественниками:
"Уважаемый Алексей Васильевич! Благодарю
судьбу, что побывала на вашем божественном откровении. Вы - ангел, посланный
Богом на землю, чтобы нести людям добро, просветление. Да хранит вас Бог!"
"Благодарю за счастье познать себя, радость
и гордость быть женщиной, матерью. Восторг, боль, сострадание - вот гамма
чувств, вызванных вашими работами".
"Мое мнение: нашему правительству нужно
выделить помещение для создания галереи Мадонны. Пусть люди Беларуси и всего
мира приезжают любоваться и восхищаться этими созданиями. Минску это принесет
мировую известность... Художнику же необходимо создать условия для дальнейшей
плодотворной работы".
Несколько лет назад я был свидетелем того, как
во время всебелорусского празднования Дня Матери торжественный вечер в
столичном зале, куда были приглашены женщины из всех краев республики,
открывался стихами, посвященными Кузьмичу и его произведениям, а сцену украшала
одна из его Мадонн. По инициативе белорусской женской организации был объявлен
сбор средств на создание храма Матери, в котором должны разместиться работы
Кузьмича. И, наконец, поднимался вопрос об установке ему самому прижизненного
памятника от женщин Белоруссии. Каково?
Президент Республики Беларусь открывает выставку А. Кузьмича. 1996
Кроме того, среди главных мероприятий,
проводившихся в рамках празднования Дня Матери, была выставка произведений А.
Кузьмича в Белорусском художественном музее, которую открыл сам президент Белоруссии
А. Лукашенко, высказавший мнение, что с картинами этого художника должны
познакомиться все славянские страны. Один из белорусских журналов, комментируя
эту мысль президента, отмечает, что А. Лукашенко первым уловил истинное
значение личности художника, которое, по мнению автора публикации, заключается
в следующем: "Сейчас визитная карточка страны - Алексей Кузьмич".
Конечно же, не только у белорусов и их
президента находит признание творчество А. Кузьмича, но и у представителей
других народов и государственных деятелей. Из материалов той же белорусской
прессы известно, например, что мастерскую художника посещал мэр Москвы Ю.
Лужков, который встал на колени перед одной из его картин, а затем обсуждался
вопрос о возможности организации выставки А. Кузьмича в московском Манеже.
Мэр Москвы с рабочим визитом посещает мастерскую А.Кузьмича. 1997
Во время проведения в Петербурге Игр доброй воли
А. Кузьмич, единственный из художников стран СНГ, был приглашен принять участие
в творческой акции "Душа России". Его полотна, экспонированные в зале
здания Императорского общества поощрения художеств, имели бесспорный успех у
петербуржцев и иностранных гостей. Восхищение зрителей вызывали его картины на
выставках в Англии, Швеции, США...
Он упорно продолжает трудиться и сейчас
готовится к развертыванию очередной масштабной экспозиции, открытие которой
намечено на 6 марта будущего года в том же Дворце искусств, где состоялась его
первая сенсационная выставка. В числе новых работ будут портреты народных
артистов СССР композитора Игоря Лученка, актера Ростислава Янковского, главного
режиссера Русского государственного драматического театра Бориса Луценко и
других мастеров искусств. И, конечно же, новые циклы работ, лежащих в основном
русле его творчества, - "коронация Мадонны" и "Жертвенность
славянских мадонн" - о влиянии славянских женщин на историю мировой
цивилизации.
Комментарий Алексея Кузьмича-мл: "Да, на самом деле наш
президент насколько мне известно, был лишь у трех художников на выставках: у моего отца,
у нар. худ. Кищенко (его гобелен века в книге "Рекордов Гиннеса") и у героя
Беларуси Савицкого Михаила Андреевича, при открытии его галереи, уже
посмертно"
От редактора: Статья от 28 сентября 2000г, была опубликована в
парламентской газете "Союзное Вече", данный текст передан в журнал-архив PostKlau из архива семьи художника лично Алексеем Кузьмичом-мл.
|