Главная » Статьи » Визуальное искусство » Живопись.Графика |
Татьяна Терещенко Выставка Альбера Марке Мост Сен-Мишель. Наводнение в Париже. 1910. Galerie de Présidence, Paris. Выставка произведений французского импрессиониста Альбера Марке проходила в ГМИИ им. А.С. Пушкина 27.09.2016 – 08.01.2017. Она не только познакомила российского зрителя с творчеством художника, чья известность значительно уступает известности многих его соратников, но и раскрыла новые грани его творчества, продемонстрировала его неизвестные доселе широкой публике связи с рядом русских художников, а заодно вновь открыла имена целого ряда забытых ныне мастеров. Алжирский порт в дымке. 1942. Музей изящных искусств, Бордо. Марке,
с одной стороны, был нетипичным импрессионистом. В отличие от большинства своих
единомышленников, сделавших мазки своим главным выразительным средством, он,
хотя и уделял этому средству важное внимание, оперировал крупными
изобразительными плоскостями, предпочитая контурность, силуэтность – так, что
«ничего нельзя было отнять». При этом, цвета он предпочитал более глухие,
тяготеющие к ахроматическим: черный, серый, коричневый; другие цвета его
палитры часто были неяркие либо в них присутствовали серые пигменты. В этом он,
казалось бы, был противоположен другим питомцам своего великого учителя Густава Моро
– фовистов Матисса и Руо с их бушующими цветами. Однако их роднило то, что
отличало Марке от типичных импрессионистов – любовь к контурности и крупным
непроработанным фигурам. Такая тяга
Марке к крупным мазкам и живописным плоскостям часто объясняется его
близорукостью. Возможно, с этим связано и то, как он репрезентировал фигурки
стаффажа – издалека кажущиеся кляксами, а вблизи приобретающие не только
очертания, но и занятия: спешащие по своим делам, ежащиеся от холода. Парусник в Неаполе. 1909. Музей
изящных искусств, Бордо. При
всей специфике тематика творчества Марке была довольно типичной для художников
его круга: это в первую очередь, воздушные и атмосферные явления. Так, он много
писал воду, а в Париже даже предпочитал снимать мастерские с видом на Сену Этой
теме на выставке был посвящен отдельный зал («Марке и фовисты»), где картины
мастера были соположены с картинами, Вламинка, Дерена и Дюфи, изображавшими
воду. Такой прием - помещение картин
того или иного художника в контекст творчества его современников, соположение
творчества разных мастеров – сейчас очень популярен в западных музеях и крайне
продуктивен, поскольку как никакой другой выявляет особенности творчества того
или иного мастера. В последние годы его активно использует в своей выставочной
деятельности и ГМИИ. Порт Гамбурга в дождливый день.
1909. Музей изящных искусств, Бордо. Ангары в Беджайя.
1925. Galerie
de Présidence, Paris. Другая
типично импрессионистская тема Марке – атмосферные явления. Она наиболее ярко
заметна в зале «Париж Марке». Так, он много раз писал Париж с Нотр-Дам и Сеной
– и ночью, и в тумане, и в дождливую, и в солнечную погоду, и при идущем снеге. Солнце над Парижем. 1905. ГМИИ им.
А.С. Пушкина, Москва. Любивший
путешествовать (два зала «Путешествия Марке»), он открывал не слишком
популярные у художников его времени направления, либо представлял привычные
места в непривычном виде. Так, он писал Гамбург с его портом, портовыми кранами
и дождями. Италию он изображал в своем любимом сером колорите. Даже Неаполь он представлял
не привычным нам по картинам Сильвестра Щедрина – ярким, с ослепляющим солнцем
и блестящей гладью воды, а серым. На набережной североафриканского Беджайя его
привлекали ангары, в Алжире – порт, да еще и в дымке А для передачи яркого
африканского солнца он в рамках своей тяги к крупным изобразительным плоскостям
применяет свой собственный метод – отсутствие теней. Пляж в Ле-Сабль-д’Олон. 1933. Частное собрание. Но
главным открытием выставки стала демонстрация связи творчества Марке и русских
художников... Впервые картины французского мастера в Россию привезли еще С.И. Щукин
и И.А. Морозов. И в Москве, и в Петербурге возникли творческие объединения,
вдохновлявшиеся творчеством Марке – «Группа 13» и объединение «Круг художников»
соответственно. Их с некоторым пренебрежением называли маркистами, однако отечественные
мастера интерпретировали творчество французского художника по-разному. Пожалуй,
главное, что они взяли у своего источника вдохновения, - это тему - город –
Москва или Петербург. Но репрезентировали они его очень по-разному. У кого-то –
широкие мазки, у кого-то – тяга к ярким и разнообразным цветам, у кого-то –
тонкий или пастозный мазок с обильными мелкими деталями, отличный от Марке настолько,
что оснований для презрительного творчества совсем не видно. А расплывчатые
мазки Антонины Софроновой оригинально интерпретируют крупные мазки Марке. Антонина Софронова. Каменный мост.
1930. Государственная Третьяковская галерея, Москва. Более того, представленные картины отечественных мастеров наводят на мысль о более глубоких и далеких последствиях влияния Марке – через эти группы - в первую очередь на ленинградский, а также на ряд представителей московского андеграунда... Однако типичная для Марке, «Группы 13» и «Круга художников» тема города с улицами, многоэтажными домами, индустриальными пейзажами, серые цвета, крупные силуэты без деталей в творчестве мастеров советского андеграунда обрели отсутствовавшие как у Марке, так и его русских последователей первой половины 20 века философскую глубину и наполненность: экзистенциальное одиночество, ощущение бессмысленности человеческого существования. Эти настроения прослеживаются уже в картинах Бориса Рыбченкова – «Одинокая», «Окраина. Светлый вечер». Однако эти далеко идущие влияния пока не получили должной разработки. Борис Рыбченков. Одинокая. 1932.
Государственная Третьяковская галерея, Москва. Борис Рыбченков. Окраина. Светлый
вечер. 1933. Государственная Третьяковская галерея, Москва. Фотографии автора, при использовании активная ссылка на первоисточник обязательна Copyright PostKlau © 2017
| |
Просмотров: 1853 | | |
Всего комментариев: 0 | |