Главная » Статьи » Визуальное искусство » Несмеянова Ольга |
Ольга Несмеянова Главный редактор журнала Прямоугольный предок Черного Квадрата Роберт Фладд, «Великая тьма», 1617 г. Найден благородный предок ЧК Малевича. В 17 веке в Европе большой известностью пользовался член тайного общества розенкрейцеров, философ, маг и алхимик Роберт Фладд. Как у всякого порядочного мыслителя, у него была своя теория возникновения мира. И чтобы проиллюстрировать ее, он нарисовал шесть рисунков, отражающих процесс развития космоса от первозданного хаоса до появления живой материи. Так вот, на первом из них- "Великая тьма" -был изображен черный прямоугольник, со всех сторон ограниченный белыми полями, на которых Фладд написал по-латыни: "И так до бесконечности". Во избежание кривотолков, ажиотажа,очередного радостного потирания ручек разными невежами поясняю. Все правильно. На первый взгляд практически Малевич, хотя уже и много раз растолковывали что прямоугольник - это не то, большая сущностная разница с квадратом. Но не это главное. А главное то, что берущиеся рассуждать об искусстве забывают или не знают простую, но основополагающую вещь. В современном искусстве, которое и пошло от Малевича и его идей, что признано и всем миром, первую роль играет КОНТЕКСТ! слово это запомните: Контекст То есть важно не то, что тут ЧК, а то, что это СХЕМА, иллюстрация, автор его не позиционировал как произведение искусства и на выставку в музей не тащил - то есть не помещал в нужный для искусства контекст. Но и контекст - это не простое механическое помещение предмета в музей, а создание кроме того вокруг него специально организованной среды, пространства. Вообще, надо знать, что организация пространства - это основная функция предмета искусства. Его содержание, смыслы, ассоциации, то как красиво нарисовано или дорого стоит вообще не относится к изобразительному искусству, но к другим культурным областям, напр. к литературе или торговле. Так например, ведро с водой и тряпкой, принесенное уборщицей в зал музея для уборки не являются предметом искусства. Помещенное на постамент, выделенное из среды каким-либо другим неутилитарным образом ведро уже дает право задуматься, а не искусство ли тут представлено? Кроме того, все случайные совпадения изображений геометрических фигур, в том числе и представленное здесь, имеющее при этом чисто утилитарный смысл раскрытия содержания текста, то есть являющееся иллюстрацией не имеет в себе сложных задач, в то время как ЧК Малевича одной из грандиозных задач в себе имеет постановку вопроса о границах искусства. Когда любой человек, даже полный дилетант понимает, что художник провоцирует его задуматься, дать ответ, что является искусством, а что нет; где границы искусства, за которыми оно кончается и начинаются другие области культуры - дизайн, геометрия или просто розыгрыш? И при этом такой важный вопрос поставлен перед человечеством с гениальной простотой и изяществом, простым изображением черного квадрата на белом фоне. Дорогой читатель! когда ты сможешь сделать что-либо так же гениально и изящно, глубоко,но просто, то и ты прославишься также, как Малевич на весь мир. Можешь не сомневаться... Значит мы опять видим в приведенной здесь иллюстрации Фладда совпадение(ну примерно такое же как сходство кабачка с артиллерийским снарядом - оно не делает кабачок ни опасным, ни оружием) и никаким образом это сходство, совпадение Малевича не умаляет и не касается. Музей где выставлен предмет - это контекст, делающий из банального предмета искусство. Если к примеру вы в садовую бочку набираете воду, то это предмет быта. Если ее поставить в том же виде в музее - это инсталляция, предмет искусства. Ну писсуар Дюшана вспомните наконец. Эх, народ... Copyright PostKlau © 2016 | |
Просмотров: 1645 | | |
Всего комментариев: 0 | |