Главная » Статьи » Визуальное искусство » Наумов Евгений |
Е.Наумов. Иван Крамской. Христос в пустыне
Евгений НаумовИван Крамской. Христос в пустынеЗал Ивана Крамского в Третьяковской галерее находится прямо напротив Врубеля. Первая картина, на которую обращаешь внимание, входя в этот зал - это "Христос в пустыне". Я люблю посидеть перед этой картиной на очень удобно расположенной скамейке. На картине изображен рассвет Новой Эры человечества. Ее состояние я определяю как силовую статику. Несмотря на почти квадратный формат, подчеркнутый горизонт, отсутствие видимого движения, мы чувствуем напряжение, сокрытое за плоскостью холста. Здесь изображена не конкретная пустыня: Галилейская или какая-либо еще, а сама идея пустыни.Пустынная местность мертва и неподвижна. Но в то же время в ней чувствуется и жизнь, и движение. Серые скалы будто ползут вверх, противостоящие им облака опускаются вниз, подводя внимание зрителя к фигуре Христа. Так любая бесплодная почва человеческой души оживает вблизи Божественного. Самым явным знаком скрытой силы становится небольшой камень у нижнего края холста. Выбиваясь из общего диагонального движения, он прямо указывает на Христа, застыв в неестественном, отрицающем равновесие, положении. Первый вариант этого полотна Крамской написал в 1867 году, но не был им удовлетворен. Художник счел ошибочным выбор вертикального формата, который не оставлял места, для изображения пустыни. В ноябре 1869 года, чтобы "видеть все, что сделано в этом роде", художник уезжает в Германию, затем перебирается в Вену, Антверпен, Париж. [2] Крамской ездил в Крым, был на пленэрах в Бахчисарае и Чуфуй-кале. Встречал рассветы, провожали закаты, но не потому, что хотел сделать этюды с натуры в напоминающей Палестину местности, а потому, что хотел угадать чувство, которое может испытать человек, оказавшийся один на один со своими раздумьями среди гор и каменистой пустыни. [3] "Под влиянием ряда впечатлений, - писал впоследствии И. Крамской, - у меня осело очень тяжелое ощущение от жизни. Я вижу ясно, что есть один момент в жизни каждого человека, мало-мальски созданного по образу и подобию Божию, когда на него находит раздумье - пойти ли направо или налево, взять ли за Господа Бога рубль или не уступить ни шагу злу?" [4] И вот, искомый образ был найден: "На утре, усталый, измученный, исстрадавшийся, сидит он один между камнями, печальными, холодными камнями; руки судорожно и крепко сжаты, ноги поранены, голова опущена… Крепко задумался, давно молчит, так давно, что губы запеклись, глаза не замечают предметов… Ничего он не чувствует, что холодно немножко, что весь он как будто окоченел от продолжительного и неподвижного сиденья. А вокруг нигде и ничего не шевельнётся, только у горизонта чёрные облака плывут от востока… И он всё думает, думает, страшно становится… Сколько раз плакал я перед этой фигурой!? Что ж после этого? Разве можно это написать? И Вы спрашиваете себя, и справедливо спрашиваете: могу ли я написать Христа? Нет, не могу, и не мог написать, а всё-таки писал, и всё писал до той поры, пока не вставил в раму, до тех пор писал, пока его и другие не увидели, — словом, совершил, быть может, профанацию, но не мог не писать…" [Цит. по: 3] Внезапно для себя войдя в эту пустынь и оказавшись лицом к лицу со Спасителем, мы чувствуем Его внутреннее напряжение. Его поза наполнена потенциальной энергией сжатой пружины. Он готов встать и идти к людям, чтобы начать Свое земное служение. Из этого фантастического пейзажа - навстречу нам. Крамской избрал не момент, а целый период — пост, молитву и пребывание в пустыне. Таких моментов в сорокадневной пустынной молитве, конечно, было много. Это состояние. На всей картине лежит будто тень и с этой тенью сливается и фигура Христа, с первого раза, в нескольких шагах, мало заметная, едва отличающаяся от камней, от тона воздуха и фона дали. [1] Это весной, специально изучая картины "Братства прерафаэлитов" на евангельские темы, я наткнулся на вот эту картину Уильяма Дайса. Она была выставлена автором под названием "Муж скорбей" в Лондонском Салоне 1860 года. Низко склонив голову, Христос погрузился в размышления. Его руки, сомкнутые в замок, расслабленно опущены на колени, а глаза прикрыты, как будто бы Он уснул. Заря. Легкие облака проплывают над фигурой Спасителя. Вокруг холмы, редкая растительность, камни покрыты лишайниками и мхами. "Нет в Нем ни вида, ни величия… Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его" (Ис 53:2-3). [2] Очевидно, английский художник в своей работе решал совершенно иные задачи, которые требовали совершенно иных средств. Однако я сразу обратил внимание на общее сходство данной картины с той, что лишь спустя 12 лет напишет Иван Крамской. У современного зрителя неизбежно возникает вопрос о заимствовании. На данный момент нет никаких подтверждений того, что Крамскому была знакома эта картина. Работы прерафаэлитов были мало известны в России вплоть до конца XIX века. Появление подобных "близнецов" необъяснимо так же, как необъяснимы случаи параллельных научных открытий, сделанных незнакомыми друг с другом учеными. Я склонен видеть в этом влияние общеевропейских религиозных и культурных исканий. ____________________ [1] Гончаров И. А. «Христос в пустыне» картина г. Крамского // Гончаров И. А. Собрание сочинений: В 8 т. - М.: Гос. изд-во худож. лит., 1952-1955; Т. 8. Статьи, заметки, рецензии, автобиографии, избранные письма. - 1955. - [электронный ресурс] [2] Ионина Н.И. 100 великих картин / Надежда Ионина. - М.: Вече, 2000. [3] Рощеня Д. Христос в пустыне. Лучшая картина // Фома. - [электронный ресурс] [4] Крамской Иван Николаевич. Христос в пустыне // Третьяковская галерея. - [электронный ресурс] Copyright PostKlau © 2015 | |
Просмотров: 1934 | Комментарии: 2 | | |
Всего комментариев: 0 | |