Главная » Статьи » Визуальное искусство » Музей Алексея Кузьмича |
МУЗЕЙ АЛЕКСЕЯ КУЗЬМИЧА(Республика Беларусь) представляет: "ЖЕНЩИНА - ПЕРВОПРИЧИНА МИРА..." ИНТЕРВЬЮ ХУДОЖНИКА АЛЕКСЕЯ КУЗЬМИЧА (данное писателю Анатолию Аврутину в 90-е годы, газета "Белоруссия") А. А.: Алексей
Васильевич, может быть, этот вопрос мало подходит для начала
беседы, но как-то вы сегодня особенно грустны и печальны..
Портрет писателя Анатолия Аврутина. ХМ, 90х106. 2004 А. К.: Да вот в очередной раз огорчился за искусство. И знаете почему? Начитался в газетах, наслушался по радио и телевидению о том, как наш президент любит и поддерживает спорт, какие новые спортивные сооружения в ближайшее время собираются построить в республике. Я. конечно, ничуть не против физического совершенства. Наоборот - ведь оно несет здоровье людям. Но здоровье, заметьте, только телесное. Человек же отличается от животного прежде всего способностью мыслить. Почему, в таком случае, государство забывает о духовности? Ведь только при условии гармонии физического и духовного развития можно всерьез рассуждать о здоровье народа. А накачанный, но не способный мыслить громила больше годится на роль пушечного мяса или гребца на галерах... Нравственность — это основа жизни на земле, основа бытия человека. Все религии, все философские течения, все церкви уделяют этому вопросу огромное внимание. Зато Беларусь сегодня едва ли не единственное место на земном шаре, где категории нравственного совершенствования личности почти полностью выпадают из поля зрения государства. Между тем, от нравственного состояния человеческой души зависит все остальное вокруг — экология, например. Только от безнравственности человечество производит продукцию, способную уничтожить жизнь на земле, от безнравственности строит ядерные реакторы. Сегодня на планете уже почти невозможно отыскать чистый уголок. Земля смертельно больна она ведь тоже живой организм. Вода повсеместно отравлена промышленными и прочими отходами, экологически чистых продуктов попросту не осталось... Я в силу своих возможностей стараюсь через картины воздействовать в этом плане на зрителей. Во всяком случае, уважению к ближнему, к женщине, к матери, Мадонне – они, мне кажется, учат. Ну что можно сделать в одиночку? Поэтому я и мечтаю о том, чтобы в Беларуси строилось общество, основанное на высокой нравственности. Не могу утверждать, что галерея Мадонны, над созданием которой в Минске я бьюсь уже не первый год, станет центром мироздания, но кирпичиком, частичкой, из которых должно состоять обновленное общество, станет обязательно. Потому что в искусстве есть только два пути. Один бесконечный ведет к Богу и самосовершенствованию человека. Второй путь - дьявольский. Увы, именно он сегодня главенствует во многих видах искусства. Например, посмотрев по телевизору очередной фантастический «ужастик”, я иногда не могу заснуть целую ночь. Вся эта дьявольщина как-то незаметно, исподволь, разрушает человека на подсознательном уровне. И способна сделать это до такой степени, что никакие стадионы, никакие картины уже не помогут. Все наши катаклизмы наводнения, землетрясения, цунами, авиационные катастрофы, количество которых неуклонно растет, — это следствие того, что против дьявольской деятельности человека взбунтовалась основа основ - природа... Паскаль, говоривший о том, что человек постоянно находится между Бог ом и дьяволом, был совершенно прав. Вокруг нас все больше накапливается высвобождающейся сатанинской энергии. Если брать в качестве примера живопись, то посмотрите, как нынешние "модернисты” издеваются в своих работах над женщиной! На недавней выставке в Москве я был просто потрясен этим. На большинстве картин женщина уродлива, низведена до животного состояния. Нет, я не против модернизма как такового, очень уважаю творчество Сальвадора Дали или Пабло Пикассо. Но ведь они нигде и никогда не переходили грани приличий. Нынешние же "модернисты" попросту забывают, что их родила женщина, которая вообще является первопричиной мира, что у них есть сестры, жены, что на свете существует любовь... Сегодня задача деятелей культуры, независимо от жанров, стилей и направлений, в которых они работают, оказаться выше всяких "измов” и почувствовать, наконец, свою ответственность перед родом человеческим. А. А.: Я понимаю
причины этого вашего эмоционального всплеска. Тем более что ваша подвижническая
деятельность в плане создания музея Мадонны в Минске, активная позиция в
вопросе единения славянских народов хорошо известны. Недаром около двух лет
назад вашу персональную выставку открывал сам президент страны, который
громогласно пообещал организовать выставки ваших работ во всех крупнейших
городах бывшего Союза и православных государствах. Увы, о реализации этого обещания
пока ничего не слышно... А. К.: Обстановкой той выставки я был просто потрясен. Тысячи людей, среди которых было немало страдающих тяжелыми недугами, становились перед моими Мадоннами на колени, молились, не скрывая слез. Некоторые даже пытались мне руки целовать. В до сих пор хранящихся у меня пухлых журналах отзывов осталось множество благодарственных записей. И когда сам президент страны пообещал, что эти картины больше не будут мертвым грузом стоять у меня в мастерской, что их смогут увидеть миллионы людей, я, честно говоря, подумал, что дело сдвинулось с мертвой точки. Каково же было мое разочарование, когда по прошествии определенного времени я понял, что обо мне попросту забыли. Я на эту тему много размышлял. Думал и о том, что на главу государства, человека крайне занятого, я обижаться просто не имею права. Ведь каждое из его решений и обещаний кто-то конкретный должен провести в жизнь. Насколько я понимаю, среди этих людей оказалось немало моих недоброжелателей. Кто-то из них сам когда-то безуспешно пытался держать в руках кисть, а посему до сих пор считает себя художником, кому-то пришлось не по нраву, что в облике всех Мадонн проглядывает лицо моей жены... Ничего зазорного, считаю, в этом нет: самые великие художники изображали на самых знаменитых полотнах своих возлюбленных. Так или иначе, но все покатилось по наклонной плоскости — советники президента, Министерство культуры, прочий чиновный люд... Одним словом, дело затормозилось. Хотя уже после той выставки в мастерской у меня побывало немало высокопоставленных людей. Юрий Лужков, например. Павел Шилук... Дольше намеченного времени задерживались, не скрывали своих чувств... Правда, на этом все пока и заканчивается. А. А.: Я был на
открытии той вашей выставки. И до сих пор помню весьма характерный эпизод.
Президент обходил зал, пожимая руки своим единомышленникам. Неподалеку от меня
стоял один достаточно известный журналист и литератор, немало копий сломавший
на ниве разгромной критики курса главы нашего государства. Но тут он на
мгновение оказался рядом с президентом. По глазам заметно было, что в нем
боролись в этот момент два начала — личностное, относящееся крайне
неприязненно, и холопско-рабское, когда возможность прикоснуться к руке или
одежде правителя затмевает все остальное. Человек этот в последний момент не
выдержал, выскочил вперед, протянул президенту руку и стал желать победы над
политическими противниками... А. К.: Это, кстати, вечный, библейский вопрос. Мы уже говорили о том, что личность держится как бы на двух началах. Раб в человеке поселился с той поры, когда Господь изгнал из рая Адама и Еву. Почти в каждом из нас сидит и господин, и раб. Причем за тысячелетия мало что изменилось в человеческой сущности. Вот если грядет новая цивилизация, цивилизация женщины-матери, тогда, быть может, что-то станет иным. Раньше вряд ли! Задумайтесь: кто вправе сегодня считать себя действительно свободным? Только сверхбогатый или же, наоборот, абсолютно нищий человек. И, конечно же, творцы, гении, которым мирская суета безразлична. Сами понимаете, таких людей мало. Подавляющее же большинство привыкло лавировать, менять свои убеждения. Примеров тому — несть числа. И в политике, и в искусстве... А. А.: Сегодня как
никогда много споров ведется вокруг идеи славянского единения. Самое
потрясающее, что, люди, больше всего кичащиеся своим национальным
происхождением —а имею в виду разног о рода "адраджэнца?", — ни о каком
единении и слышать не хотят. В то же время громче всех об этом порой прочат
такие силы, особенно в России, что, честно говоря, жутковато становится. В этом
легко убедиться, развернув любую из фашиствующих российских газетенок. А. К.: Как художник я во всякой идее стараюсь отыскать самую суть. Главное состоит в том, что за всю свою многовековую историю славянская нация никогда никому не угрожала, со славянских земель никогда не начиналась агрессия. Это ложь, когда дореволюционную Россию именуют "тюрьмой народов". Очень многие народы добровольно шли прятаться за широкой спиной государя императора от своего полного истребления другими, отнюдь не славянскими народами. Не будем забывать и о том, какой величайший уровень культуры дала человечеству Россия и насколько она обогащала этим только зарождавшиеся национальные культуры. Белорусскую, например. Вообще, если взглянуть на историю государства Российского с высоты нашего времени, трудно отделаться от мысли, что именно такая роль ей как бы была заранее определена свыше. Роль гигантской евроазиатской страны, под теплым крылом которой было достаточно уютно и тем, чьи границы примыкали к российским на западе или юге. При этом Россия никогда не пыталась владычествовать на других материках и континентах, никогда, в отличие от Англии, Испании или Франции, не имела заморских колоний. Именно поэтому на ниве христианско-православной религии на огромных просторах и сформировался единый менталитет. И шовинистами славяне никогда не были. Более того, сколько народов они ценою жизни своих сынов от уничтожения спасли! Еврейский, например. Поэтому говорить сегодня о какой-то славянской агрессивности, как это некоторые пытаются делать, о великодержавности России, на мой взгляд, просто непорядочно. Славянам просто необходимо единение хотя бы для того, чтобы противостоять экспансии западного мира на восток. Ведь в результате всех "перестроечных процессов" активно разоружались только славянские страны, а НАТО под шумок разговоров о демократии лишь приблизилось к нашим границам, не сняв при этом с боевого дежурства ни единой ракеты. Другое дело, каким образом славяне должны быть вместе. Не думаю, что сегодня имеет смысл полностью сливать в одно государство, скажем, Россию и Беларусь. Пусть для начала будет единое экономическое и культурное пространство, единая валюта наподобие той, что вводится в большинстве европейских стран. На каком-то этапе не исключена и конфедерация из двух или нескольких самостоятельных славянских государств. Поймите меня правильно: я не политик, я — живописец. И смотрю на все эти процессы с позиции художника, творца, которому тесно в границах одного маленького государства, но который этим своим государством все же гордится. При этом мне хочется, чтобы мои работы имели возможность увидеть и москвичи, и новосибирцы, и парижане, и римляне... А. А.: В продолжение
затронутой вами темы давайте поговорим вот о чем. Ваши выставки проходили в
самых разных концах света. В Италии, например. Скажите, в момент триумфа,
когда потрясенные итальянцы падали перед вашими картинами на колени, вы кем
себя ощущали — человеком из маленькой и мало кому известной Беларуси или все
еще гражданином пусть и разрушенной, но великой страны? А. К.: Я понимаю, что дело не в паспорте. Хотя паспорт у меня до сих пор, как и у большинства наших сограждан, советский. А новый не тороплюсь получать еще и потому, что он мне, честно говоря, не очень нравится. Особенно огорчило, что и него убрали графу "национальность". Да, хотели как лучше, хотели таким образом избавиться от дискриминации по национальному признаку, а получилось так, что человек теперь вроде бы и родных корней не имеет. Я, например, горжусь те, что у меня в паспорте записано "белорус". И многие своей национальностью гордятся. Зачем же людей лишать еще и этого? Зато теперь, пользуясь отсутствием в анкетах пресловутого "пятого пункта", республику все больше наводняют выходцы с Кавказа и Средней Азии, чаше всего с криминальными замашками. В результате в Беларуси стремительно растет преступность. Разве это не дискриминация "наоборот" коренного населения республики? Кстати, в "демократической" Европе по тем же причинам возникло множество похожих проблем. Та же Германия буквально задыхается от наплыва выходцев из Азии и Африки. Следовательно, растет и чреватая взрывом социальная напряженность. Впрочем, это уже не наши проблемы... А. А.: Алексей
Васильевич, вы бы лично хотели, чтобы сегодня на карте мира вновь появилась
одна большая славянская страна? Ваши предшествующие рассуждения не позволяют
сделать какой-то определенный вывод. А. К.: И географически, и исторически, и политически нам дано жить вместе. Может быть, не в такой государственной форме, как Советский Союз, но единое славянское государство непременно образуется. Прежде всего потому, что в духовном плане славяне являют собой как бы отдельный материк, если не сказать Вселенную. И этот "материк" на сегодняшний день единственное по-настоящему духовное место на земле. Америка? США великое, но технократическое государство, где материальные ценности явно преобладают над духовными. Вот если бы удалось найти здоровое сочетание славянской духовности и американской технократии! Человечество получило бы серьезный шанс значительно продвинуться вперед. К сожалению, обе наших цивилизации, восточная и западная, сегодня напоминают неполноценных людей, у которых развито лишь по одной половинке мозга. Неважно какой отвечаюшсй за духовность или за материальное благополучие. И то, и друге, будучи изолированным, одинаково ущербно. А. А.: Не секрет, что
многие происходящие в республике процессы имеют российские "корни"... Будь
сегодня у власти в России иные силы, можно не сомневаться, что и в Беларуси
многое происходило бы по-другому. А. К.: Когда я смотрю по телевидению репортажи об акциях массового неповиновения, перекрытых людскими толпами железных дорогих и тому подобных вещах, мне становится не по себе. И с такой Россией униженной, голодной, озлобленной страной, где люди годами не получают зарплату и где сегодня заправляет беспредел, — лично я объединяться пока не хочу. Думаю, что и не только я. Пусть там вначале восстановится нормальный экономический порядок. Недавно я получил письмо из Кемерово, где у меня живут две сестры. Одной из них завод, на котором она работает, задолжал десять миллионов рублей. Знаете, чем рассчитываются? Горох дают, крупу, капусту. И так уже несколько лет. Какие-то бумажки-расписки типа талонов для отоварки в конкретно указанных магазинах люди вместо денет получают. Это разве нормально? Зато в моих родных краях, на Брестчине, где я совсем недавно пробыл три недели, картина совсем иная — буквально все получаю свои зарплаты и пенсии строго по графику. Оттуда я заехал на Украину и увидел картину прямо противоположную. На таможне скандал, люди приезжают к родственникам, а их не пропускают. С зарплатой и пенсиями тоже вечные задержки. Ельцина и Кучму простые люди поносят на чем свет стоит. Только и слышно: "Хотим Лукашенко в президенты!" И все же те, кто считает определяющими в жизни общества только лишь экономические факторы, на мой взгляд, глубоко заблуждаются. Нынешним нуворишам на искусство, разумеется, наплевать. Они вряд ли способны меценатствовать в хорошем понимании этого слова. Но нельзя же только пожирать икру ложками и покупать себе валютных девочек... Многие понимают это лишь тяжело заболев, стоя, как говорится, на краю могилы, когда уже, увы, поздно. Человек обязательно должен прийти к духовности. Духовность — последнее, что еще удерживает его на краю пропасти. Не дай Бог, если эта ниточка ослабнет и оборвется... Анатолий АВРУТИН | |
Просмотров: 1745 | | |
Всего комментариев: 0 | |