Нина Ломоносова
"Описание и анализ
«Композиция VII» В.В. Кандинского" (искусствоведческая рецензия)
Художник: Василий Васильевич Кандинский (1866 –
1944гг.)
Произведение: «Композиция VII»
Дата завершения: 1913 г.
Место создания: Munich / Monaco, Germany.
Стиль: Абстракционизм
Серии: Композиции (было создано 10 композиций)
Жанр: абстрактная живопись (Абстракционизм или беспредметное искусство,
сложилось на почве логического завершения тенденций кубизма и футуризма. Эти
два направления модернистского искусства абстрагировали творческий процесс от
предметного мира. Беспредметное искусство (абстракционизм) было занято
выявлением тайн мировой жизни и человеческого познания. Сокровенная истина об
окружающем нас мире, о природе его форм, пропорций неизменно оставалась в
центре внимания мастеров изобразительного искусства начала XX столетия.)
Техника: масло (цветовая гамма, насыщенность и соотношение цветов, характерно
художника)
Материал: холст
Размеры: 200 x 300 см
(монументальное полотно)
Сохранность: идеальная
Провенанс: «Композиция VII» была написана Кандинским в Мюнхене, в период его
пребывания в Германии. Сразу же после того, как она была закончена, она попала
на выставку в Кёльне. Уже в апреле месяце она была в Одессе, на весенней
выставке и экспонировалась там. Художник считал эту картину одной из основных
своих работ, неоднократно выставлял ее и хранил у себя до самого отъезда из
России (затем передал в Музей нового западного искусства). Сейчас
"Композиция VII" хранится в Третьяковской галерее.
Подпись: в левом углу, внизу.
Галерея: Государственной Третьяковской галерея 10. (9 зал, Инв. 13230)
"Композиция VII" поражает виртуозным сочетанием
эмоционально-чувственного выражения с продуманностью структуры в целом.
Художник мечтал раскрыть своим искусством новый "дух времени",
который должен воплотиться в наступающей эпохе "Великой Духовности".
Он считал, что задача искусства – отскабливать с души человека покровы
материального.
"С самого начала, - писал художник, - уже одно слово
"композиция" звучало для меня, как молитва".
Это монументальное полотно, одно из самых известных художественных произведений
Кандинского. Первая его композиция датируется 1910 годом, последняя - 1939.
"Композиции" прошли через все творчество автора, от первых его шагов
на пути к абстракции, до последнего «биоморфного» парижского периода. К
сожалению, первые три были уничтожены во время Второй мировой войны,
сохранились только их фотографии.
Предварительно Кандинский сделал более тридцати карандашных набросков, прежде
чем приступить к чистовому изображению. Акварелью и маслом, в которых отработал
отдельные детали и общий замысел будущего произведения. Подобно старым
мастерам, он переносит композицию на холст с помощью подмалевка,
предварительного рисунка в цвете на холсте. Удивительно, но после того, как
художник завершил длительную предварительную работу, сама композиция была
написана всего за четыре дня, что подтверждено фотографиями, сделанными между
25 и 28 ноября 1913 года.
Построение изображения на плоскости у Кандинского представляется цельным и
взвешенным, но при этом имеет сложную структуру.
Четкие черные линии окружают участки интенсивного цвета. Такие линии начиная с
1911 года будут характерны для творчества художника и на протяжении последующих
двух десятилетий. В период работы в "Баухаузе", они являются
непременным атрибутом большинства работ.
Кандинский по-своему трактует законы перспективы. Мгновенно притягивает
внимание центральная часть композиции, смещенная с середины холста не много
влево. Здесь появляется главный мотив - овальная форма, пересекаемая
неправильным прямоугольником, безусловно воспринимается как центр, окруженный
вихрем цветовых пятен и форм, соблюдая правила академического построения, когда
«центр изображения» не должен совпадать с центром полотна).
Вся картина пронизывается белым сиянием, создается эффект внутреннего
освещения. Белая краска играет роль фона, основы всей композиции. Черная же
подчеркивает отдельные элементы, очерчивая их и выступая отдельными,
самостоятельными линейными объектами.
Низший край композиции зрительно выдвигается вперед за счет утяжеляющих его
элементов. Левый угол четко очерчивается.
Правая часть изображения напротив наполнена вязкими переходящими друг в друга
цветовыми пятнами. Один цвет растворяясь переходит в другой.
Преобладают светлые краски в сочетании с контрастными цветами и энергичными
четкими линиями. Желтый и синий цвета, выступая отдельными чистыми
цветами,
создают контраст. Смешиваясь между собой дают дополнительные, более сложные
цвета.
В картине присутствует несколько композиционных осей, делящих полотно на
взаимосвязанные части, образуя сложную геометрическую фигуру, угол которой
направлен вниз полотна.
Плоскость превращена в пространство, наполненное движением, особенно это видно
по композиционному центру. Ближе к краям художник меньше использует резких,
черных линий. Верхняя часть разбита на более мелкие цветовые пятна, без
очерчивающих их черных линий. Это дает определенную мягкость, характерную для
заднего плана. Черный присутствует, но не как подчеркивающий и резкий, а как
глубокий и дальний.
Сам же Кандинский рассматривал свои композиции, как главные заявления своих
художественных идей. Они имеют ряд характеристик, выражающих эту
монументальность: это впечатляюще большой формат, сознательное планирование
композиции и трансцендентность представления, выраженная нарастанием
абстрактного образа. Подобно тому, как симфонии являются вехами в карьере
композитора, так композиции Кандинского представляют кульминацию его
художественного видения в каждый конкретный момент его творческого пути.
Цвет в его работе предстает мягким, громким, колючим, тихим. Как музыкальная
композиция немыслима без движения, так и работа Кандинского не застывшее
изображение, а наполненное жизнью и движением творение.
"Композиция VII", по праву считается вершиной художественного
творчества В.В. Кандинского. Представляя абсолютное произведение - вырастающее
само собой, как живое существо.
Литература
Сайт ГТГ / http://www.tretyakovgallery.ru/ru/collection/_show/im..
Copyright PostKlau © 2014
|