"Мона Лиза", "Джоконда", "Леонардо да Винчи" - слова, известные сейчас любому обывателю во всем мире. Единственное произведение живописи, которое знают все. Женский образ, преследующий современника на каждом шагу.
Сколько написано копий этой картины и есть ли ее авторские повторы? Сколько создано интерпретаций на тему Джоконды? Вряд ли кто-то возьмется ответить на этот вопрос.
Существует более десятка широко известных копий, датируемых 16 веком, есть копии в исполнении известных художников 17-19 веков, есть большая иконография Джоконды обнаженной, есть множество работ на тему "Мона Лиза" в исполнении классиков авангарда 20 века.
Нестареющий бренд "Мона Лиза" многие годы шагает по планете.
Спрос рождает предложение. Удивительно, но аукционы продолжают продавать не только многочисленных двойников "Моны Лизы" неизвестных авторов прошедших лет, но и ремейки Джоконды в исполнении современных художников.
Многие из этих картин не представляют значительной художественной ценности, но некоторые работы 16 века имеют настолько богатую историю, что достойны отдельного рассказа.
К числу таких копий с интересной судьбой относится "Мона Лиза Вернонская", получившая название по фамилии владельцев картины - семьи Вернон из США. Картина, хранящаяся много лет в бронированном банковском сейфе, выставлялась для показа только два раза на очень короткий срок, но и этого было достаточно, чтобы знатоки творчества да Винчи оказались втянутыми в дискуссии относительно авторства этой работы. Картину нельзя назвать точной копией Джоконды из Лувра. У "Моны Лизы Вернонской" другая форма головы, у нее нет загадочной удивительной улыбки, не так детально проработан задний план картины. Но по утверждению владельцев работы, именно она является оригиналом кисти Леонардо да Винчи. И они имеют на это свои веские основания.
В 1778 году молодой аристократ Уильям Генри Вернон, наследник богатого франко-английского рода, приехавшего в Америку в середине 18 века, закончил Пристонский университет и, для приобретения светского лоска, был отправлен родителями в Париж. Протекцию Вернону оказывал большой друг семьи Джон Адамс, который в то время занимал пост посла Соединенных Штатов во Франции, а в дальнейшем стал вторым президентом Америки. В Париже Вернон был представлен с наилучшими рекомендациями королю Людовику XVI и королеве Марии-Антуанетте. Вскоре Вернон влюбился в остроумную, легкомысленную Марию-Антуанетту и стал ее фаворитом. Молодой красавец посещал не только все роскошные празднества в Версале и сборища знаменитого "интимного кружка" королевы, но и, по некоторым свидетельствам, королевскую спальню.
О том, насколько близки были Мария-Антуанетта и Вернон, свидетельствует тот факт, что, узнав об увлечении своего фаворита коллекционированием картин эпохи Ренессанса, королева с беспечной щедростью подарила ему множество шедевров, украшавших в ту пору Лувр.
Вернон вернулся в Америку в 1797 году и привез коллекцию из 52 картин, среди которых были полотна Рембрандта, Рафаэля, Рубенса, Ван Дейка и прочих знаменитых мастеров. Была там и "Вторая Мона Лиза", которая значилась в каталоге как "Монахиня" кисти Леонардо да Винчи. Дневник жены Вернона хранит записи, в которых говорится, что Уильям Генри каждый вечер молился в семейной спальне перед этой картиной в роскошной раме.
Трудно сказать, какому именно образу молился Вернон, вспоминая Марию-Антуанетту: была ли это настоящая "Мона Лиза" или неизвестная до сих пор "Монахиня"? Однако подлинные документы инвентаризации сокровищ Лувра свидетельствуют: в реестре 1700 года присутствовала картина Леонардо да Винчи "Вторая Мона Лиза Джоконда, ценностью не уступающая первой", а в реестре 1806 года этой работы не стало. За период между двумя инвентаризациями она таинственно исчезла из Лувра вместе с другими полотнами знаменитых мастеров.
По словам современных владельцев "Моны Лизы Вернонской", в их планы входит дальнейшая продажа картины. Это обусловлено тем, что в настоящее время работой владеют восемь родственников, в следующем поколении их будет семнадцать, а в дальнейшем количество собственников станет еще больше и принимать какие-то решения относительно судьбы картины окажется значительно труднее. Кроме того, по мнению владельцев, настало время, когда это произведение искусства должны увидеть все желающие в одном из лучших музеев мира.
Ниже представлен "семейный альбом" Моны Лизы. На его страницах можно увидеть как ее близких "родственников" (копии Джоконды), так и дальних (интерпретации на тему Джоконды).
Вследствие огромного числа претендентов на место в "семейном альбоме", их количество пришлось ограничить наиболее яркими персонажами.
Сколько написано копий этой картины и есть ли ее авторские повторы? Сколько создано интерпретаций на тему Джоконды? Вряд ли кто-то возьмется ответить на этот вопрос.
Существует более десятка широко известных копий, датируемых 16 веком, есть копии в исполнении известных художников 17-19 веков, есть большая иконография Джоконды обнаженной, есть множество работ на тему "Мона Лиза" в исполнении классиков авангарда 20 века.
Нестареющий бренд "Мона Лиза" многие годы шагает по планете.
Спрос рождает предложение. Удивительно, но аукционы продолжают продавать не только многочисленных двойников "Моны Лизы" неизвестных авторов прошедших лет, но и ремейки Джоконды в исполнении современных художников.
Многие из этих картин не представляют значительной художественной ценности, но некоторые работы 16 века имеют настолько богатую историю, что достойны отдельного рассказа.
К числу таких копий с интересной судьбой относится "Мона Лиза Вернонская", получившая название по фамилии владельцев картины - семьи Вернон из США. Картина, хранящаяся много лет в бронированном банковском сейфе, выставлялась для показа только два раза на очень короткий срок, но и этого было достаточно, чтобы знатоки творчества да Винчи оказались втянутыми в дискуссии относительно авторства этой работы. Картину нельзя назвать точной копией Джоконды из Лувра. У "Моны Лизы Вернонской" другая форма головы, у нее нет загадочной удивительной улыбки, не так детально проработан задний план картины. Но по утверждению владельцев работы, именно она является оригиналом кисти Леонардо да Винчи. И они имеют на это свои веские основания.
В 1778 году молодой аристократ Уильям Генри Вернон, наследник богатого франко-английского рода, приехавшего в Америку в середине 18 века, закончил Пристонский университет и, для приобретения светского лоска, был отправлен родителями в Париж. Протекцию Вернону оказывал большой друг семьи Джон Адамс, который в то время занимал пост посла Соединенных Штатов во Франции, а в дальнейшем стал вторым президентом Америки. В Париже Вернон был представлен с наилучшими рекомендациями королю Людовику XVI и королеве Марии-Антуанетте. Вскоре Вернон влюбился в остроумную, легкомысленную Марию-Антуанетту и стал ее фаворитом. Молодой красавец посещал не только все роскошные празднества в Версале и сборища знаменитого "интимного кружка" королевы, но и, по некоторым свидетельствам, королевскую спальню.
О том, насколько близки были Мария-Антуанетта и Вернон, свидетельствует тот факт, что, узнав об увлечении своего фаворита коллекционированием картин эпохи Ренессанса, королева с беспечной щедростью подарила ему множество шедевров, украшавших в ту пору Лувр.
Вернон вернулся в Америку в 1797 году и привез коллекцию из 52 картин, среди которых были полотна Рембрандта, Рафаэля, Рубенса, Ван Дейка и прочих знаменитых мастеров. Была там и "Вторая Мона Лиза", которая значилась в каталоге как "Монахиня" кисти Леонардо да Винчи. Дневник жены Вернона хранит записи, в которых говорится, что Уильям Генри каждый вечер молился в семейной спальне перед этой картиной в роскошной раме.
Трудно сказать, какому именно образу молился Вернон, вспоминая Марию-Антуанетту: была ли это настоящая "Мона Лиза" или неизвестная до сих пор "Монахиня"? Однако подлинные документы инвентаризации сокровищ Лувра свидетельствуют: в реестре 1700 года присутствовала картина Леонардо да Винчи "Вторая Мона Лиза Джоконда, ценностью не уступающая первой", а в реестре 1806 года этой работы не стало. За период между двумя инвентаризациями она таинственно исчезла из Лувра вместе с другими полотнами знаменитых мастеров.
По словам современных владельцев "Моны Лизы Вернонской", в их планы входит дальнейшая продажа картины. Это обусловлено тем, что в настоящее время работой владеют восемь родственников, в следующем поколении их будет семнадцать, а в дальнейшем количество собственников станет еще больше и принимать какие-то решения относительно судьбы картины окажется значительно труднее. Кроме того, по мнению владельцев, настало время, когда это произведение искусства должны увидеть все желающие в одном из лучших музеев мира.
Ниже представлен "семейный альбом" Моны Лизы. На его страницах можно увидеть как ее близких "родственников" (копии Джоконды), так и дальних (интерпретации на тему Джоконды).
Вследствие огромного числа претендентов на место в "семейном альбоме", их количество пришлось ограничить наиболее яркими персонажами.
Леонардо да Винчи
Мона Лиза, Лувр. 1517
Неизвестный художник
Мона Лиза, Прадо. 1517
Габриэль Джозеф Ферье
Мона Лиза Maria
Неизвестный художник
Мона Лиза Рейнольдса
Неизвестный художник
Мона Лиза (копия)
Андреа Салаи
Монна Ванна. 16 век
Джус ван Клеве
Монна Ванна
Май Чунг Чу
Мона Лиза
Казимир Малевич
Композиция с Моной Лизой. 1914
Игорь Кузнецов
Мона Лиза (вольная копия). 2009
Холгер Бар
Без названия (Мона Лиза). 1999
Энди Уорхол
Две белых Моны Лизы.1980
Жан-Мари Ауде
Скучная Мона. 1997
Блэк ле Рэт
Мона Лиза
Хосе Мария
Мона Фрида. 2003
Неизвестный автор
Мона Лиза Percolator
Андреа Салаи
Мона Лиза (копия), Талвил. 16 век
Филипп Шампанский
Мона Лиза (копия), Осло. 1525
Неизвестный художник
Мона Лиза, Балтимор.1640
Неизвестный художник
Мона Лиза (копия)
Неизвестный художник
Мона Лиза (копия)
Жан Дукайер
Портрет женщины.17 век
Сальвадор Дали
Автопротрет в образе Моны Лизы
Бэнкси
Мона Лиза Моджахед. 1975
Роман Кислевич
Мона Цзе-Дун. 1977
Валерий Кошляков