Главная » Статьи » Визуальное искусство » Басараб Стас |
ВИКТОР МЕРКУШЕВ "Шествие" Стаса Басараба Когда я узнал, что «Шествие»,
посвящённое жизни и жителям небольшого украинского села будет выставлена не в
залах СХ, а разместится в музыкальной студии, то скорее порадовался за такое начало
пути к зрителю этого полотна. На память сразу пришли и «Панно Врубеля» экспонированное
в наскоро сооружённом бараке, и выставка импрессионистов в помещении фотостудии,
и показ работ Дерена и Вламинка на стенах сарая в Кур-ла-Рен, и многое другое,
свидетельствующее, что искусство как свободный дух – обретается там, где пожелает.
В подобных местах, где начисто
отсутствует аполлонический Genius Loci выставочных площадей, художникам
посредством выставляемых работ проще вести непринужденный диалог со своим
случайным зрителем. А в представленном «Шествии» поговорить есть о чем, здесь можно
поразмышлять о многом и важном – о жизни, о смысле бытия, о ценностях вечных и
ценностях мнимых... Вы вправе спросить, как один сюжет,
пусть разветвлённый, пусть замысловатый, может содержать в себе столько тем,
чтобы отвечать за такое множество вопросов. Тем паче, что всё изображённое в
работе более чем конкретно, начиная от зданий и пейзажа Великих Коровинец, где
разворачивается заявленное метафизическое «Шествие», до портретного сходства персонажей
с реальными жителями села. Да, конкретика в работе присутствует,
но лишь как художественный приём, чтобы таким образом сказать о большем. Всё
дело в глубине философского осмысления и высокой степени художественных
обобщений, которые дают право воспринимать это село как своего рода украинское
Макондо, в котором не бывает случайностей, где любые вещи раскрывают свою
потаённую суть, а всякий обитатель – архетипичен и наделён художником вечной
жизнью. Но, несмотря на прослеживающиеся
параллели в выстраивании художественного образа с адептами магического
реализма, Станислав(Стас) Басараб даёт зрителю большую
свободу, когда прочтение обусловлено не только авторской трактовкой, но и зависимо
от мировоззрения самого зрителя и его личного опыта. Многообразие ассоциаций, рождённых
«Шествием», не уводят зрителя к вечным и неразрешимым проблемам нашего бытия,
а, несмотря на общий сдержанный колорит, формируют позитивное пространство
жизнеутверждающих образов, помогающих человеку понять и определить своё место в
мире, место своего народа, своей страны, своей планеты. Космизм темы, усиленный
монументальными художественными приёмами, даёт поразительный результат, который
я бы определил как гимн человечности. Здесь нет пресловутого абстрактного
гуманизма. Гуманизм «Шествия» предельно конкретен, оттого и не воспринимается
отстранённо – зритель вовлечён в жизнь героев «Шествия», и сам невольно
становится его участником. Основной пафос полотна заключен в
воспевании созидательной миссии человека, вопреки его тёмной природной основе, заключённой
в каждом из нас. Автору интересна всякая жизнь, художник верит в её бесценность
и неповторимость и призывает зрителя задуматься над этим. Местный колорит и присутствие
особенностей, характерных только для Украины, не исключает всемирности затронутых
тем, как не отменяет, собственно, украинской специфики. Любовь автора к этой
прекрасной земле чувствуется в любом фрагменте, в любой детали. Но если
сравнивать эту вещь с его украинскими пейзажами и жанровыми композициями, то мы
не увидим, столь характерной для Станислава Басараба чистой и открытой
живописи, где поля пахнут клевером и гречихой, где небо дышит влагою
непролившегося дождя, а земля наполнена извечной непреходящей жизненной силой.
И это неслучайно. Перед художником всегда стоит проблема выбора средств
художественного и пластического решения, чтобы быть понятым, чтобы дать зрителю
прочувствовать всё то, что испытал и прочувствовал сам автор. В полотне нет зримой дидактики,
которую нередко мы можем наблюдать в иных больших многофигурных композициях.
Хотя есть текст, на который неявно ссылается художник, который, так или иначе,
присутствует в самом строе произведения, в его сакральной сути. Это библейская
книга «Бытия». Чему нас учит эта книга? Как любой библейский текст она обращена
к совести всякого её читающего, когда совесть сама должна подсказать ему – как
жить. Человеческой совести адресовано же и художественное послание Станислава
Басараба. Очень хочется надеяться, что оно будет понято и прочитано правильно. *************************************************************** К сожалению, невозможно в рамках журнала представить полноценно грандиозный по размеру и масштабу работы рисунок. Поэтому он будет размещен фрагментами с более подробными вырезками деталей работы, связь фрагментов идет справа налево: Шествие. Фрагмент 1. Вместе с односельчанами посередине автор изобразил себя, позже мы подробнее его рассмотрим. Но и без этого достоверное сходство персонажей не вызывает сомнений и звучит как вся правда о его родной земле Шествие. Фрагмент 2 Поэма о родном селе и его жителях - по-другому не скажешь. Хочется надеяться что «Приносящие Дары Силы» в виде ангелов и впрямь реют над ним Шествие. Фрагмент 3 Солнце в этом селе и звезда, и подсолнух, и ядерный реактор Шествие. Фрагмент 4 Чувствуется, что автор знает тут каждую собаку, но не только знает, а помнит и любит, перебирая в памяти каждую деталь, каждое лицо, заходя в каждый дом в своих воспоминаниях о родине Шествие. Фрагмент 5 Люди шествуют по жизни. «Приносящая Дары Сила» с хрупкими крыльями бабочки водружает на сельском храме «луковицу» с символом веры Шествие. Фрагмент 6. Но любой путь имеет конец. В конце жизненного пути - упокоение Шествие. Фрагмент 7 Автопортрет с односельчанами (деталь картины "Шествие") У храма(деталь картины "Шествие") Зима жизни и «Силы Разрушения». У края. Фрагмент 10 Графическая работа "Шествие" является рисунком, выполненным на
бумаге и состоит из 13-ти составных частей общим размером 90 сантиметров
высотой и 8 метров длины. Рисунок выполнен смешанной техникой: графитные и
цветные карандаши, акварель, белила, кисти. Жанр можно определить как групповой портрет, выполненный в необычной форме монументального рисунка Композиция была задумана в 2011 году, а
закончена в 2014. Она была задумана автором как подарок для сельского музея
районого значения в селе Великие Коровинцы, Чудновского района, Житомирской
области, на Украине.
На композиции, на листах 3 - 12 запечатлены портреты жителей, родившихся или причастных к селу Великие Коровинцы, а также портреты домов и строений. ХУДОЖНИК МЕСЯЦА - Стас Басараб Copyright PostKlau © 2014 | |
Просмотров: 1780 | Комментарии: 3 | | |
Всего комментариев: 3 | |
| |