Главная » Статьи » Традиции » Виноградов Вадим |
РАДОНИЦА ( в 2017 году 25 апреля) Если пожелаем ответить на вопрос насколько сегодня наполнена православием душа народная, то не длиннющие очереди к привезенным из-за рубежа всевозможным святыням, ни многолюдные праздничные службы, транслируемые по ТВ, ни торжественные крестные ходы через Спасские ворота Кремля, ни пиарпотребность двухсот новых храмов в Москве, то есть, никакая внешняя видимость православия не отразит русский корень так, как отражает его внутренний душевный порыв народа нашего, проявляемый им в день Радоницы, в день поминовения всех усопших. Вот это ощущение связи ныне здравствующих с усопшими является, как раз, свойством русской души, как души христианки. А.Архипов. Радоница. ХМ. 1892 Но выразить образ абсолютной веры в том, что Богъ не есть Богъ мертвыхъ, но живыхъ. (Мф. 22:32), связь с усопшими, как с живыми, а не мертвыми, Господь дал не православному режиссеру в России, а греку, да еще в Голливуде, напомнив о том, что где изобилуетъ грехъ, тамъ преизбычествуетъ благодать. Благодать сошла на Роберта Земекиса, и он сотворил одну из вершин мирового кино под названием "Форрест Гамп". Герой фильма, расставшись на земле со своими близкими, продолжает оставаться с ними в связи, через свою детскую веру в жизнь вечную. - Что с тобой, мама? - Я умираю, Форрест. - От чего ты умираешь? - Время пришло. Смерть - это продолжение жизни. И детская вера Форреста принимает эту весть не как фразу, а как суть дальнейшего своего общения со своими усопшими. В заключительных кадрах фильма Форреста предстоит пред могилой своей жены и подробно рассказывает ей о том, как растет их сыне, тоже Форрест. Из словаря: Слово «радоница» восходит к словам «род» и «радость», причем, особое место Радоницы в годичном круге церковных праздников - сразу после Светлой пасхальной недели - как бы обязывает христиан не скорбеть и не сетовать по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь - жизнь вечную. Победа над смертью, одержанная смертью и воскресением Христа, вытесняет печаль о временной разлуке с родными. Именно, это и передал режиссер Земекиса через своего героя Форреста Гампа. Но, если в оставленных Богом USA среди тех, кто является действительным американцем, а не русским или греком, всего один Форрест Гамп носитель идеала Царства Небесного, и то, всего лишь, персонаж фильма, то в России, в которой, как показала новосибирская театральная мерзость, уже некому защитить Христа, такую же связь, как у Форреста с усопшими, мы еще можем наблюдать как раз в день Радоницы на всех тысячах кладбищ нашей России. Именно на Радоницу существует обычай празднования Пасхи на могилах усопших, куда приносятся крашеные яйца и другие пасхальные яства, где совершается поминальная трапеза и часть приготовленного отдается нищей братии на помин души. Такое общение с усопшими, выраженное через простые бытовые действия, отражает веру в то, что они и после смерти не перестают быть членами Церкви Того Бога, Который не есть Богъ мертвыхъ, но живыхъ. (Мф, 22:32). Но только все это никак не относится к тем, кто устраивает в день Радоницы на могилах тризну с выпивоном, извращая дух Радоницы. От редакции: Ра́доница или Ра́дуни́ца — весенний праздник поминовения умерших у восточных славян, приходившийся в разных местностях на воскресенье, понедельник или вторник Фоминой (Радоницкой) недели. Эта славянская традиция была воспринята и поддержана Русской православной церковью В Русской православной церкви Радоница — это день поминовения усопших, первый после праздника Пасхи. Катание яиц на могилках в Радоницу «Хозяин одно крашеное яйцо закапывает в землю, христосуется таким образом с умершим, священник уходит, а семья садится вокруг могилы. Хозяин и близкие родные начинают выть по умершим, потом и они садятся вместе с другими, начинают выпивать вотычку, едят все кушанья, которые принесены на могилу. Тут бывают и старцы, и бобылки безродные. Каждый оделяет их всем имеющимся: кушаньем, так и водкою. А потом вздремнувши и потянувшись хорошенько, после непродолжительного сна, возвращаются домой. Некоторые ещё сидят, разговаривают, проводят время, как дома. Курить не воспрещается. «Покойник любил курить — покурим». Старики и старухи вечером остаются дома, а молодые парни, мужики и бабы, а также девки идут к кабаку, водят хороводы, играют в горелки, поют песни, веселятся, оправдывая таким образом пословицу: «Радоница по обеду плачет, а после обеда скачет». На Радоницу мальчишки борются, пробуют крепость яиц, «играют на убитки»(Добровольский В.Н., 1914, с. 764—765) В тему: Елена Йост. "Когда они были такими, как я..." Copyright PostKlau © 2015 | |
Просмотров: 1971 | Комментарии: 7 | | |
Всего комментариев: 0 | |