Главная » Статьи » Традиции » Шаповалов Виктор |
Профессор МГУ им. ЛомоносоваФакультет государственного управленияНЕОБХОДИМ ПЕРЕХОД ОТ ГЛОБАЛИЗМА К ПАТРИОТИЗМУ К сожалению, осуществленная в 90-е глобализация образования остается в России неизменной. Между тем, глобализация не оправдала себя - мир, включая Европу и США, возвращается к национализму, точнее, - к государственно-патриотической ориентации. И это неизбежно отразится на образовании. Чтобы образование, - наряду с процессом приобретения соответствующих знаний и навыков, - стало процессом формирования российской идентичности, формированием патриотизма необходимо соблюдение следующих принципов. 1. Надо хорошо осознать, что не должно быть охаивания дореволюционного (до 1917) периода. 3. Российская цивилизация развивалась поступательно, динамично - за исключением тех периодов, когда нашим врагам удавалось вбить клин внутри нашего общества, расколоть его на враждующие части - как это было в 1917 - 1921 и 1987 - 1991. Такие попытки, хотим мы того или не хотим, - постоянные спутники русской истории. Они не прекращаются ни на минуту и в наши дни. И надо быть готовым им ПРОТИВОСТОЯТЬ. 4. В школе и в вузе на материале социально-гуманитарных дисциплин должна раскрываться РОЛЬ православия в истории России. 5. Каждый гражданин России должен с детства изучать и на хорошем уровне знать ОТЕЧЕСТВЕННУЮ - русскую КУЛЬТУРНУЮ ТРАДИЦИЮ, владеть ею, жить ею и жить в ней. Это в первую очередь, русская классика: русская классическая литература, философия, музыка, живопись, а также русская народная культура: песни, танцы, сказки. Наконец, произведения авторов, которые по духу близки русской народной культуре. 6. Со школьных и студенческих лет необходимо формировать понимание ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ интересов России. Особую роль в этом должно играть изучение социально-экономических, философских и политических наук в вузах. 7. В образовании обязательно должна присутствовать ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКАЯ составляющая. Иначе говоря, следует всячески привлекать внимание к военным победам России, к победному характеру русского воинского духа (Александр Невский, Дмитрий Донской, А. Суворов, М. Кутузов и др.), к героизму всех, кто принимал участие в боевых действиях по защите отечества. 8. В процессе образования необходимо, чтобы перед учащимися раскрывалась и ими глубоко усваивалась ИДЕЯ СЛУЖЕНИЯ ГОСУДАРСТВУ. "Государство, - писал И. Ильин, - в своей духовной сущности, ЕСТЬ не что иное как РОДИНА, оформленная и объединенная публичным правом" [51]. "Духовный смысл гражданства, - подчеркивал Ильин, - и жизненная сила его нуждаются в сводной любви гражданина и в его добровольном самобязывании; необходимо, чтобы формальная причисленность к государству не оставалась пустой и мертвой видимостью, но была исполнена в душе гражданина живым чувством, лояльной волею, духовной убежденностью, необходимо, чтобы государство жило в душе гражданина и чтобы гражданин жил интересами и целями своего государства." Если же государственная принадлежность не наполнена любовью гражданина к родине и не закреплена духовным самообязыванием то "появляются целые слои МНИМЫХ [выделено мной - В. Ш.] ГРАЖДАН, которые НЕ принимают к сердцу ни жизни, ни интереса "своего" государства - одни по национальным побуждениям (они в душе причисляют себя к другому народу), - другие по хозяйственным соображениям (они заинтересованы в смысле промышленности и торговли в процветании другого государства), - третьи по социально-революционным мотивам (они желают "своему" государству всяческого неуспеха и военных неудач). Все эти "граждане" принадлежат к государству только формально-юридически, а душевно и духовно остаются ему чуждыми, может быть прямо враждебными, не то вредителями, не то прямо предателями" [52]
| |
Просмотров: 1357 | | |
Всего комментариев: 0 | |