Главная » Статьи » Традиции » Шангареев Исмагил |
Исмагил Шангареев (ОАЭ) Бахчисарайский «Фонтан
слез»(I) Культурно-исторические
символы Татарского мира История
крымских татар наполнена удивительными символами культуры, которые раскрывают
Дух народа, его неразрывную связь с общечеловеческими идеалами развития. Основоположник
аналитической психологии Карл Густав Юнг особо подчеркивал, что «символы
культуры обычно использовались для выражения «вечных истин» … Пройдя через
множество превращений и даже через долгий этап более или менее сознательной
лепки, они стали коллективными образами, принятыми цивилизацией. Эти символы,
став частью общечеловеческой культуры, сохраняют тем не менее значительный
заряд своей первоначальной трепетности или «волшебности». Символ «вечных истин» Знаменитый
Бахчисарайский «Фонтан слез» - одним из символов общечеловеческой культуры,
созданный в период крымско-татарской истории, который один из самых ярких
представителей российской литературы Максимилиан Волошин назвал «Мамогометовым
раем». Так,
в частности, Волошин писал: «Под просторным и терпимым покровом Ислама расцветает
собственная подлинная культура Крыма. Вся страна от Меотийских болот до южного
побережья превращается в один сплошной сад: степи цветут фруктовыми деревьями,
горы — виноградниками, гавани — фелюками, города журчат фонтанами и бьют в небо
белыми минаретами… наступает золотой век Гиреев, под высоким покровом великолепной,
могущественной и культурной Турции времен Солиманов, Селимов и Ахметов. Никогда
— ни раньше, ни позже — эта земля, эти холмы и горы и равнины, эти заливы и
плоскогорья не переживали такого вольного растительного цветения, такого
мирного и глубокого счастья». Золотой век Гиреев Золотой
век Гиреев отмечен многими славными именами. Однако, особо хотелось бы отметить,
годы правления хана Кырыма Гирея, которые
связаны с эпохой расцвета
крымско-татарского искусства. Именно в этот период получил свое развитие стиль
так называемого «крымского рококо». Лучшие архитекторы
того времени трудились по приглашению хана Кырыма Герея, создавая подлинные
шедевры «крымского рококо», которым было суждено остаться в веках легендами,
вдохновляя писателей и поэтов сюжетами «вечных истин». Бахчисарайский «Фонтан слез», пожалуй, наиболее яркий символ
«вечных истин», в котором сфокусировались мусульманское зодчество, восходящее к
духовности Корана, нравственные вершины жизненных устремлений, восходящие к высокой
теме любви, редкое искусство создания уникальных оросительных технологий. Символ утраченной любви «Фонтан слез» был построен в 1764 году замечательным
мастером мусульманского зодчества Омером по повелению хана Крым-Гирей,
безутешного в своей утраченной любви, легенда о которой становится частью
истории в
Бахчисарае с XVIII
века. Кем была возлюбленная хана, затмившая красотой весь его горем и
поплатившаяся за это жизнью, однозначных
ответов история не дает Гагарин Григорий
Григорьевич. Жены Крым Гирея. Иллюстрация к поэме А. С. Пушкина «Бахчисарайский фонтан». 1837 г. Одни
источники утверждают, что она была гречанка, другие грузинка, в третьих
говорится, что она была польского происхождения. Впрочем, это не столь важно,
ибо она была той самой Дилярой (Марией), которая навсегда похитила сердце Кырым
Гирея. Согласно преданию, оплакивая
гибель возлюбленной, хан вызвал мастера и сказал ему: "Сделай так, чтобы камень
через века пронес мое горе, чтобы камень заплакал, как плачет мужское сердце”.
И мастер Омер создал шедевр, в композиции которого раскрыта вся поэтическая
мощь исламской культуры, в ее философском и высоко духовном воплощении. Важно
подчеркнуть, что свое творческое вдохновение мастер черпал в Коране. Ключевая надпись,
вырезанная мастером на мраморе фонтана, является цитатой из Корана: «В
раю праведные будут пить воду из источника, называемого Сельсебиль». (76-й сура, 18-й стих). Надо сказать, что пристенные фонтаны, созданные по аналогии с райским
источником «сельсебиль» сооружались в мусульманских дворцовых комплексах, но «фонтан
слез» уникален, как воплощение идеи очистительной силы любви, ибо как сказано в одном из
Хадисов: Клянусь Тем, в Чьей длани моя душа, вы не войдете в Рай, пока не
уверуете, и вы не уверуете, пока не полюбите друг друга» («ат-Тирмизи в «Сунан» (№ 2510). Бахчисарайский
«Фонтан слез». В центре композиции «Фонтана слез» расположен
мраморный цветок, из которого в большую верхнюю чашу – «сердца» капает вода, почти
также как капают слезы. Из большой чаши вода попадает в две меньшие по размеру,
оттуда — снова в большую, и так несколько раз. Наполнение чаши этими «слезами»
символизирует наполнение сердца горем, а изменение размеров чаш — то, что горе
то усиливается, то утихает. Так повторяется трижды, причем последняя — нижняя —
из больших чаш превосходит по размеру предыдущие. И словно напоминание о
бесконечности горя от утраты любимой, у подножия фонтана вырезана символизирующая
бесконечность спираль. Технология
бахчисарайского чуда Бахчисарайский «Фонтан слез» - это символ не только любви, но и
основ самой жизни, которая во всех восточных обществах, основанных на
искусственном орошении, связана с водой. Как
писал Максимилиан Волошин: «Основа всякого южного хозяйств - вода. Татары и
турки были великими мастерами орошения. Они умели ловить самую мелкую струйку
почвенной воды, направить ее по глиняным трубам в обширные водоемы, умели
использовать разницу температур, дающую выпоты и росы, умели как кровеносной
системой оросить сады и виноградники по склонам гор». «Фонтан слез» был не только чудом
мусульманского зодчества, но подлинным чудом искусственного орошения. «Ударьте
киркой по любому шиферному, совершенно бесплодному скату холма, - писал
Волошин, - вы наткнетесь на обломки гончарных труб; на вершине плоскогорья вы
найдете воронки с овальными обточенными камнями, которыми собиралась роса» (Исмагил
Шангареев. Максимилиан Волошин. Мост в будущее). Поразительное
умение тюркских народов создавать уникальные оросительные системы, в
крымско-татарской культуре достигло своей наивысшей степени, став не только
важной частью аграрного сектора экономики, но превратившись в редкое искусство,
наполнило мир Бахчисарая праздничной красотой фонтанов. В 1916 году одна из самых ярких поэтесс Серебряного века
поэзии Анна Ахматова, (чья родословная восходит к ордынскому хану Ахмату),
посетив Бахчисарай писала: Вновь
подарен мне дремотой Вот она пространственность, кругосветность восприятия мира, где «золотой Бахчисарай» и «Царкосельские сады» словно вращаются вокруг «чистых водометов» утраченного «звездного рая» эпохи Гиреев. Культура, подарившая миру Бахчисарайский «Фонтан слез» была ремеслом и искусством одновременно, поражая воображение неповторимостью форм, проявленных в шедеврах искусственного орошения и утонченной архитектуры Окончание в следующем выпуске... Copyright PostKlau © 2020 | |
Просмотров: 789 | | |
Всего комментариев: 0 | |