Вот и приблизилось к концу моё путешествие по Голландии. Было бы большим упущением с моей стороны, не поведать о художественных музеях, поскольку, наряду с мельницами и тюльпанами, эта страна ассоциируется также и со знаменитыми живописцами эпохи Северного Возрождения. И в связи с этим, Государственный музей (Rijksmuseum), расположенный в Амстердаме, конечно-же, по-праву является самым главным храмом живописи, который неприменно следует посетить. Что я и сделал, заскочив туда в поисках... туалета.
Каюсь: времени (даже на беглый просмотр этого музея) у меня совсем не оставалось, а поэтому я лишь аккуратно пописал и, с благодарностью оглядев внушительное помещение храма искусства, поспешно выскочил вновь на улицу. Вынужден сознаться: да, некрасиво как-то получилось... но, как говорится, "из песни слов не выкинешь" - что было, то было и я как честный хроникёр фиксирую данный факт.
Остается только сказать, что Рейксмузей был основан в 1808 году братом Наполеона I, королём Голландии Луи Бонапартом и открыт в 1815 году. Архитектором является Питер Кёйперс, который построил и здание Центрального вокзала (не случайно, оба здания внешне очень даже похожи друг на друга).
Зато, чуть позже я всё же искупил свою вину сполна, посетив (уже в Роттердаме) не менее известный Музей Бойманса - ван Бёнингена (Museum Boijmans Van Beuningen), основанный в 1847 году на основе частной коллекции Франса Якоба Отто Бойманса. И сначала носил название Музей Бойманса.В 1958 году, когда собрание музея пополнилось экспонатами из коллекции предпринимателя Даниэля Георга ван Бёнингена, музей получил современное название.
Вот такая странная инсталляция предваряет вход в музей. Кстати, самое здание музея, внешне очень непритязательное, я бы даже сказал, совсем безликое... словом, ничего особенного.
Заплатил я за входной билет 17 евро + 1 евро за зонтик, который (как потом выяснилось, мне абсолютно не пригодился) я запер в специальной багажной сетке, ибо с зонтами вход воспрещён.
Кроме того, мне приглянулся необычный гардероб: вешаешь свою одежду на "плечики", а затем просто, поднимаешь её с помощью веревки на самый верх под потолок. И - можешь спокойно осматривать экспозицию, нисколько не переживая за свои "шмотки".
А вот раздел "Современное искусство" меня нисколько не тронул: ну, что возьмёшь с отсталого и старого пердуна, приверженного к классике?
А потом был прощальный ужин и... очередной букет цветов.
Зато, чуть позже я всё же искупил свою вину сполна, посетив (уже в Роттердаме) не менее известный Музей Бойманса - ван Бёнингена (Museum Boijmans Van Beuningen), основанный в 1847 году на основе частной коллекции Франса Якоба Отто Бойманса. И сначала носил название Музей Бойманса.В 1958 году, когда собрание музея пополнилось экспонатами из коллекции предпринимателя Даниэля Георга ван Бёнингена, музей получил современное название.
Вот такая странная инсталляция предваряет вход в музей. Кстати, самое здание музея, внешне очень непритязательное, я бы даже сказал, совсем безликое... словом, ничего особенного.
Заплатил я за входной билет 17 евро + 1 евро за зонтик, который (как потом выяснилось, мне абсолютно не пригодился) я запер в специальной багажной сетке, ибо с зонтами вход воспрещён.
Кроме того, мне приглянулся необычный гардероб: вешаешь свою одежду на "плечики", а затем просто, поднимаешь её с помощью веревки на самый верх под потолок. И - можешь спокойно осматривать экспозицию, нисколько не переживая за свои "шмотки".
Итак, чем же так привлекателен этот музей. Ну, в первую очередь тем, что тут хранятся полотна таких прославленных мастеров живописи, как: Иероним Босх (4 работы), Питер Брейгель Старший (1), Рембрандт (4), Франс Хальс (3), Яна ван Эйк (7), Питер Пауль Рубенс, Якоб Йорданс, Винсент ван Гог, Сальвадор Дали (3), Рене Магритт (2), В.В. Кандинский(1), а также других, не менее известных.
Понятное дело, Дали - вне конкуренции: его огромное полотно, украшающее вестибюль второго этажа, предваряет экспозицию...
Чем ещё знаменит? Ну, хотя тем, что в предвоенные годы музей получил печальную известность в связи с приобретением за баснословные суммы подделок под «старых мастеров», выполненных Ханом ван Мегереном.
Селфи на фоне работы Рене Магритта...Чем ещё знаменит? Ну, хотя тем, что в предвоенные годы музей получил печальную известность в связи с приобретением за баснословные суммы подделок под «старых мастеров», выполненных Ханом ван Мегереном.
К примеру, вот эта его работа, которая называется "Вечеря в Эммаусе".
Куплена музеем Boijmans Van Beuningen в Роттердаме за сумму, эквивалентную сегодняшним 4 миллионам долларов.
В первую очередь, я конечно-же, предпочёл пройтись по своим любимым живописцам эпохи Северного Возрождения. И начал с Иеронима Босха.
"Святой Христофор" 1504 - 1505 гг
"На картине изображен гигант в развевающемся за плечами красном плаще, который переходит реку, неся на спине младенца Иисуса. По легенде, св. Христофор служил царю и самому дьяволу в поисках могучего и достойного хозяина, и поиски завершились лишь после того, как отшельник обратил его в христианство. Отшельник стоит внизу справа у самой воды, но его скит в ветвях дерева превращён в разбитый кувшин, где лукавый устроил таверну. Выше изображён человек, карабкающийся по ветке к пчелиному улью — традиционному символу пьянства. На дальнем берегу реки из-за развалин показывается дракон, и его появление приводит в ужас купальщика. Ещё дальше, почти у самого горизонта, виден объятый заревом город. Все эти зловещие детали напоминают пейзаж на боковых частях триптиха «Воз сена», но, в отличие от паломника, св. Христофор надёжно защищён тем, кого он несёт на спине."
(из "Википедии")
И.Босх "Возвращение блудного сына" 1510 г
Как тут не вспомнить слова отца, обращенные к старшему сыну:
"Сын мой! Ты всегда со мною, и всё мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся." ( Лк. 15:11-32 )
По-моему убеждению, именно в этом и заключается главное в учении Христа, потому как "...не здоровые имеют нужду во враче, но больные... Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию." ( Мф. 9:12-13 )
Ян ван Эйк "Три Марии у гроба Господня"
Считается, что эту работу начал Хуберт ван Эйк в промежутке между 1410 и 1420 годом, но не закончил. Завершена она была в 1440-х кем-то из мастерской ван Эйков.
Эйк Бартелеми D' "Мария Магдалина" 1442 - 1445 гг
Эта панель, окрашенная с обеих сторон, был первоначально частью триптиха. Средняя часть которой ("Благовещение Марии"), висит в Сент Мадлен в Экс-ан-Прованс. Правая панель находится в Королевском музее изящных искусств в Брюсселе. Это задняя сторона левой панели, где изображена Мария Магдалена, в то время как панель в Брюсселе изображает Христа. Панели алтаря, как правило, закрыты. Обе панели, вместе отображают момент воскрешения, в которой Христос говорит: "...не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему" ( Ин. 20:17 )
Дирк Боутс "Св.Иоанн-богослов на о.Патмос" 1465 г
О жизни художника известно чрезвычайно мало. Карел ван Мандер в своей «Книге о художниках» упоминает о том, что Баутс родился в Харлеме, жил и работал в Лёвене, где он был городским живописцем с 1468 года. На Баутса оказали влияние Ян ван Эйк и Рогир ван дер Вейден. Влияние Рогира ван дер Вейдена в творчестве Дирка Баутса прослеживается особенно отчётливо, из чего некоторые исследователи предполагают, что Дирк был его учеником.
Квентин Массейс "Мария с младенцем Иисусом на фоне пейзажа" 1520 г
Фламандский живописец, жил и работал в Антверпене. В своём творчестве стремился к синтезу нидерландской и итальянской живописи эпохи Возрождения. Оказал сильное влияние на нидерландских и немецких мастеров XVI в. Художником стал и сын Квентина Массейса — Ян Массейс.
Питер Артсен (нидерл. Pieter Aertsen; 1508, Амстердам — 1575, там же) — нидерландский художник. Известен также по прозвищу Питер Длинный (нидерл. Lange Pier).
Сын чулочника из Амстердама Арта Питерса. Учился в Антверпене у Аларта Класса, в 1535 году стал членом местной гильдии Св. Луки. В середине 1550-х годов возвращается в Амстердам для выполнения церковных заказов, в 1563 году получает права гражданства и остается в городе до самой своей смерти.
Питер Артсен вначале приобрёл известность своими жанровыми сценами («Молочница», 1543), в которые часто вводил евангельские мотивы, придающие изображению назидательный характер («Христос у Марфы и Марии», 1557), а также многочисленными изображениями рынков и внутренностей лавок. Создавал религиозные и алтарные композиции, многие из которых были разрушены в период иконоборчества.
Его племянник Иоахим Бейкелар также стал знаменитым художником.
Сведения о его жизни и творчестве приводит Карел ван Мандер в своей «Книге о художниках».
В мою задачу не входит "просветительство" - я просто, хочу поделиться своими пристрастиями. А потому, лишь бегло предлагаю зрителю вместе со мною "пробежаться" по моему маршруту, обозначив самое интересное (естественно, с моей точки зрения). Понятное дело, что в таком престижном музее были представлены не только любимые мною малые голландцы и старые мастера эпохи Северного Ренессанса, но и многие другие жанры и направления мировой живописи, которые я не мог проигнорировать.
Так, к примеру, мне очень приглянулись работы Яна Слёйтерса, о котором я прежде мало что знал. В частности, произвел неизгладимое впечатление "Портрет женщины (Танцовщица)". И вообще, как вычитал чуть позже, этот художник разные периода своего творчества испытал влияние неоимпрессионизма, затем Винцента ван Гога, Поля Гогена и Анри Матисса. Один из ведущих представителей различных постимпрессионистских течений в Нидерландах. Экспериментировал с различными стилями, в том числе фовизмом, луминизмом и кубизмом, пока в итоге не остановился на красочном экспрессионизме. Умер в 1957 году.
Кес Ван Донген "Палец на щеке"
Ещё один интересный художник - Кес Ван Донген. За видимой грубостью и вульгарностью можно обнаружить утонченность и своеобразную гармонию, присущую новой эпохе. В Париже он пишет портреты известных людей. Особенно его творчество нравится женщинам, потому что на портретах они получаются красивее чем на самом деле.
Василий Кандинский "Лирика"
В 30 лет он решил стать художником; это произошло под влиянием выставки импрессионистов в Москве в 1895 году и картины «Стога сена» Клода Моне. В 1900 г. поступил в Мюнхенскую академию художеств, где обучался у Франца фон Штука. С 1901 г. Кандинский создал художественное объединение «Фаланга», организовал при нём школу, в которой сам же и преподавал.
В 1910 и 1912 г. также участвовал в выставках художественного объединения «Бубновый валет». В эти годы он вырабатывает новаторскую концепцию «ритмического» использования цвета в живописи.
А вот раздел "Современное искусство" меня нисколько не тронул: ну, что возьмёшь с отсталого и старого пердуна, приверженного к классике?
А потом был прощальный ужин и... очередной букет цветов.
Расставание, как известно, штука тяжёлая... но неизбежная. До свидания Голландия! До встречи в Питере, мои дорогие и гостеприимные родственники и друзья! Не говорю я вам "прощай"...
На днях мне позвонила сестра, интересовалась нашим положением и последними новостями.
- Говорят, у вас красивый город, величественные памятники архитектуры, чудесные пригороды. А ещё - белые ночи!
- Да-а... - согласился я - У нас и в самом деле, прекрасный город и немало хороших и добрых людей. Но в данный момент, приближается зима... поздно рассветает и рано смеркается, а потому сейчас у нас наступили "чёрные дни". Но вы не переживайте: вслед за зимой всегда приходит весна, а там глядишь - белые ночи и светлые дни не за горами. Вот увидите: всё наладится, всё будет хорошо! Вы только приезжайте!