Главная » Статьи » Традиции » Михайловская Ирина |
Княгиня Ольга Киевская Николай Рерих. "Святая Ольга". Эскиз к мозаике. 1915 Что известно о княгине Ольге
Киевской? Истории известны имена немногих
женщин, стоящих у власти. В те времена,
когда жила княгиня Ольга, такое было
практически невозможно: миром управляли мужчины. Законы жизни, точнее –
выживания, были очень суровы, вся внешняя
политика в конечном счете сводилась к военным конфликтам, в которых
мужчина был на ведущих ролях, поэтому женщине стоять во главе государства было
крайне сложно.
Но случаются исключения,
которые и не позволяют появиться никакой двусмысленности и сомнению в существовании конкретных людей. Поступки
неординарных личностей и последствия от их
деятельности невозможно не заметить, равно как и придумать. История не
оценивает их с точки зрения «плохо или хорошо». Они просто оказались в нужном
месте и в нужное время.
Княгиня Ольга Киевская как
раз из таких людей. Она смогла управлять
очень молодым еще государством, практически всю политику проводила на ощупь,
без опыта и примера, полагаясь лишь на себя. Умело балансируя среди сильных и
суровых мужчин, княгиня показала себя хорошим дипломатом и управленцем.
Рубеж первого тысячелетия в
истории России – период, мало изученный по причине почти полного
отсутствия официальных документальных
источников. Поздние летописи и свидетельства теоретически вполне могут быть
поставлены под сомнение, так как написаны уже после смерти княгини. И сегодня
пишут не мало, однако - почти одно и то
же, лишь в разных вариантах пересказа.
В основном, все статьи про
княгиню начинаются с красивой сказки про знакомство с князем Игорем и
заканчиваются подробным описанием мести Ольги древлянам за смерть мужа, что
тоже наверняка раздуто и приукрашено. Историки стараются найти
доказательства существования и подробности жизни княгини Ольги. Есть несколько
версий ее происхождения, которые все вполне могут оказаться вымыслом, а возможно,
какая-то из них - близка к правде.
Гадать – занятие пустое, поэтому стоит отталкиваться из того, что имеется на сегодня и попытаться представить себе хотя
бы относительный ход тех далеких событий.
Согласно «Повести временных
лет» Ольга родилась в окрестностях Плескова, в деревне Выбуты. В некоторых источниках указан г. Псков, но это вряд ли
соответствует действительности, так как г. Пскова тогда еще просто не было.
История города начинается позже вероятного года рождения Ольги, который,
кстати, тоже точно не установлен. Принято считать, что родилась будущая
правительница Киевской Руси около
Есть предположение, что она
из княжеского изборского рода посадника
Гостомысла. Об этом сообщает «Иоакимовская летопись», которая по предположению
русского историка XVIII в. В. Н. Татищева датируется XI в. Если это так, то данная летопись – наиболее
близкий по времени к годам жизни княгини источник. Однако, сама «Иоакимовская
летопись» поставлена историками под сомнение, следовательно, полагаться на эти
сведения едва ли правильно.
Впрочем, все источники навряд
ли сообщают нам чистую правду о княгине Ольге. Возможно, даже – наверняка, в
каждой летописи есть доля правды, но вот что из написанного действительно –
правда? Скорее всего, ничего нового о княгине мы не узнаем.
В. Сазонов. Первая встреча князя Игоря с Ольгой. Холст, масло. 92,2x132,1 см. ГТГ, Москва Есть версия о ее простом происхождении, буквально –
из народа. Иначе, теряет смысл романтическая легенда о знакомстве Ольги и князя
Игоря – ее будущего мужа. Вроде бы, Игорь, будучи на охоте захотел
переправиться на другой берег и подозвал лодочника, которым и оказалась молодая
девушка (Ольга). Вряд ли княжеская дочь «бомбила» на переправе, обычно так
подрабатывали люди небогатые. Игорь хотел тут же удовлетворить свое внезапное
вожделение, но Ольга смогла умными речами воззвать к чести мужчины и остановить
насилие.
Когда пришла пора жениться,
князь отверг всех претенденток и
вспомнил «дивную в девицах», послал за ней и женился. Неудивительно, что он ее
запомнил: вряд ли хоть раз в жизни
кто-то осмелился князю отказать, да так ловко, что он и сам не понял, как это
случилось. С женщинами тогда никто не церемонился и если какая-то все-таки
заставила себя уважать – такую не забудешь.
Есть еще одна версия
происхождения княгини Ольги – нормандская. Будто бы она родом из варягов, даже - Олега Вещего дочь. На это наталкивает
имя: Олег – созвучно Хельги, по
северному, соответственно, Ольга – Хельга (Вольга). И вроде бы Олег давно этот
брак запланировал. Но есть маленький нюанс: у варягов не распространен был
обычай давать детям свои имена.
Хотя, логически рассуждая, это
может быть так. Видимо у Олега своего
сына не было, иначе вряд ли власть досталась бы Игорю. На момент смерти Рюрика
Игорь был маленьким мальчиком, а правил фактически именно Олег, для которого не
составило бы никакого труда избавиться от наследника.
Только зачем, если своего
сына нет? Кому власть передавать? А если
есть дочь, то можно воспитать ее в правильном направлении и выдать замуж за Игоря. Тогда все начинания
Олега не пропадут даром. В пользу этой версии говорит и тот факт, что уж очень
быстро и разумно княгиня вела все дела, как будто всегда знала, как это делать.
Под подобные рассуждения подходит и версия о
ее родстве с родом Гостомысла: все-таки
в такой семье образование получить можно хорошее. И кстати на переправе Ольга могла оказаться как бы
случайно, но - совсем не случайно.
Татьяна Гринберг. Небесная Ольга. 2013
Ну откуда у простой неграмотной
девицы (если верить в простое происхождение княгини) такие интеллектуальные
данные, такая воля, стать княжеская, умение себя вести и правильно подать?
Этому и за несколько лет не научиться, да и кто бы стал учить всему этому
новоявленную неграмотную княгиню, от которой по традиции требуется только женской
половиной руководить, да здорового наследника князю родить и вырастить до отрочества, а там все
равно он на мужскую половину перейдет воинскому делу учиться. Так было принято.
А если и учил кто-то Ольгу,
то кто? Зачем им с бабой деревенской возиться, если есть батька – князь?
Невиданное дело. Напрашивается вывод, что Ольга уже ученая прибыла под венец и
совсем не «из народа». А как она прибыла,
об этом, как говорится, история умалчивает.
То, что Ольга за
государственные и административные дела взялась быстро, умно и крепко – это
факт, который, в принципе, никто из историков не опровергает. Учиться некогда было. Именно она поделила страну на
административные образования - погосты, ставшие центром сбора дани. Именно
Ольга ввела и установила первый в истории Руси фиксированный налог. Княгиня не
ленилась и много ездила по селениям, чтобы лично проследить за исполнением
своей воли.
Полюдье (сбор дани) ранее представлял
собой похожую на грабеж операцию. Теперь, после распоряжений княгини
Ольги, жители могли больше не опасаться, что обобрав их до нитки, князь с
дружиной явятся через пару недель за добавкой и ничего против них не сделаешь. На
это, в частности натолкнуло убийство князя Игоря: суровым древлянам надоел
произвол княжеских людей, и они расправились с Игорем жестоким способом: вроде
бы князя разорвало пополам резко
отпущенными гибкими, но крепкими ветками дуба или березы (есть такое мнение).
По варяжским поверьям нет хуже смерти: на том свете не будет воину славы и
покоя.
Конечно, даже
после ольгиных нововведений, по традиции, злоупотребления еще продолжались
какое-то время, но уже в гораздо меньших масштабах. И пусть до всеобщего
порядка было далеко, однако, это большой прорыв, на самом деле, первые шаги к
формированию настоящего государства со своим внутренним территориальным
делением и законами. Грандиозное всегда начинается
с малого. Деятельность княгини и есть то малое, тот кропотливый труд, с чего началось медленное создание державы, которая появилась впоследствии.
А если более правдиво – начал
это дело еще князь Олег Вещий, постепенно расширяющий территорию и население
Киевской Руси примучиванием разных племен. Политика Ольги – как будто
логическое и последовательное продолжение политики Олега. Он присоединял, она –
удерживала и укрепляла. Супруг Ольги, князь Игорь больше повоевать любил, на
полюдье сходить, а вот о внутреннем
устройстве княжеской вотчины не сильно задумывался. Надо думать, и жена
у князя была не одна.
Но почему-то, именно ей –
Ольге – Игорь доверил внутреннее управление своими владениями. И опять данный
факт говорит в пользу «неслучайного» появления княгини Ольги на исторической
сцене. Не могла одна из жен ни с того, ни с сего очень быстро завоевать доверие
и уважение не только князя, но и дружины. Всему должно быть разумное объяснение.
Красоту принимать в расчет не будем – скорее всего, все женщины князя были
красивы, это само собой разумеющийся факт.
Месть Ольги древлянам. Миниатюра из Радзивилловской летописи. Широко известна легенда о свирепой
мести Ольги (а не других его жен) древлянам. Закончилось все гибелью главного
города древлян – Искоростеня, взятого хитростью. Обманув измученных осадой
жителей, что не хочет более мстить, Ольга потребовала лишь по три воробья и по
три голубя со двора. Получив желаемое, люди княгини привязали к птицам тлеющие
прутья и выпустили их. Естественно, птицы полетели назад – домой. Так загорелся
город, построенный из дерева (а кругом еще и лес: древляне жили в лесах).
Жители в панике выбегали и
были тут же или убиты, или схвачены в плен для последующего языческого
жертвоприношения на могиле князя. Надо думать, такая тризна пришлась бы
жестокому и беспринципному Игорю вполне по душе. Правдой была эта история с местью или нет, никто не знает, но в летописях так
сказано. Сообщается, что таким образом убили 5 тыс. человек, однако, археологи пока не нашли этому никаких доказательств и все больше склоняются к мнению о вымысле в
данном случае. Может, время добавило своих красок, а на самом деле все было
гораздо проще – наказали и забыли. Или вообще – договорились между собой, а
историю с местью придумали поздние летописцы для каких то целей. Рассуждать можно бесконечно.
Наказание, безусловно, было.
Каким бы ни был Игорь, он был князем. Не отомстить за его убийство Ольга не
могла. И скорее всего, неземная любовь к супругу здесь не причем. Этого
требовал сам статус мужа и ее личный статус, который она уже имела на тот момент. Для примера: после смерти
сына Ольги князя Святослава никто в широких масштабах печенегам, подло убившим
его, не мстил, хотя возможности имелись.
И это несмотря на то, что Игорь Святославу явно проигрывает во всем. Но Ольга с
таким трудом добивалась централизации власти и порядка внутри такого молодого
государства, что спустить с рук подобное никак не могла: за древлянами поднимут
головы и остальные племена, которые много лет присоединял князь Олег Вещий. Допустить масштабное
восстание по всей стране? Не разумно, и сила в данном случае была необходима.
Из всей вереницы княжеских
жен периода Древней Руси одна Ольга не только запомнилась, ее не только наравне
с князьями в летописях упоминали, сегодня она канонизирована как Святая
равноапостольная великая княгиня Ольга Киевская.
И это тоже не случайно. Во
многом именно благодаря Ольге Русь приняла православие. Хоть и довел все до
конца внук княгини Владимир, которого, кстати, вопреки всеобщему мнению, она не
очень-то и любила. Скорее, даже не вспоминала о его существовании – сын рабыни,
все-таки. Некоторые историки и авторы исторических романов пытаются связать эти
две личности какими-то чувствами. Удобно для красивого и ладного сюжета, но
слишком просто для реальности, которая, как известно, часто сурова. Ну и что из того, что Владимир – внук? Да, он
ввел христианство императивной мерой как обязательную религию для всех, но
сделал это чисто по политическим мотивам. Это потом он стал серьезной
масштабной фигурой. А изначально
Владимир – братоубийца, узурпатор и, кстати, - закоренелый язычник, в нужный
момент он не задумываясь, совершенно беспринципно поменял все свои убеждения.
Но…победителей не судят, верно?
Ольга же, напротив, осторожно делала шаги к введению христианства
на Руси. Она все делала продуманно и осторожно. Никакого навязывания, иначе –
быть бунту, потому что сильна была в
народе языческая вера. Думается, княгиня,
как дальновидный политик, знала, что
рано или поздно, но какую-то единую религию принимать в стране придется, и
постаралась незаметно население познакомить с византийским направлением
христианства. Чтобы, когда придет время (а она, скорее всего, была уверена, что
оно придет), людям было не сильно страшно все в жизни менять: ведь вера предков была священна для славян. Ольга не побоялась посетить
Константинополь. Вот уж где совсем не удивились, что властвовать может женщина.
В истории Византии было немало женщин,
стоящих во главе государства, и не важно
- официально или из-за спины мужа, сына или брата. Там же княгиня и крестилась
в христианство с именем Елена. Опять же,
так сообщает летопись. Однако, историки склоняются к мнению, что крещена
княгиня была еще до поездки в Константинополь, а в Царьград поехала больше с
политическими и торговыми целями – налаживать добрососедские отношения с могущественной Византией.
Кстати, в хрониках самого
императора Константина Багрянородного, принимавшего Ольгу, никаких сведений о церемонии
крещения княгини русов нет. Есть
сведения о церемониях при встрече русских, о поднесенных им подарках, оказанных
знаках почтения (не очень и почтительных, кстати), но про крещение – ничего. А
между тем, это довольно важное событие –
принятие христианства в Византии княгиней суровых русов.
Как бы то ни было, Ольга
стала христианкой и поначалу хотела ввести в государстве новую религию. Несмотря
на то, что буквально все, что Ольга начинала делать, получалось, тут ее ждало
поражение. Язычество крепко укоренилось в сознании, быте и традициях славян. И
она не первая княгиня-христианка, есть данные, что славянский князь Аскольд
также был крещеный и церкви будто бы
существовали еще до того, как Ольга начала их строить.
Сын Святослав и слышать не
хотел ни о каком христианстве, это был типичный князь-язычник. Ольга сама его
так воспитала. С малых лет Святослав ходил в бой, поначалу лишь символически
начиная его – кидая копье. И дружина вполне серьезно следовала за своим князем,
которого, конечно, еще сопровождала толпа дядек – наставников и воспитателей. Он вырос на глазах у своего
войска, в походах, многие росли рядом с ним и готовы были жизнь отдать за него, всю кровь по капле.
Предать таких друзей, которые роднее всех? Предать их, свою и предков веру? Предать кровожадного Перуна,
покровителя воинов? Для Святослава – уж точно не в этой жизни.
Все же, потихоньку, но вера в
Иисуса стала распространяться по русской земле. В исторических источниках
говорится, что Святослав христиан не трогал, но и не поощрял. Думается, обо
многом умалчивается или просто неизвестно. Надо постараться представить себе
тот суровый языческий мир, где о
веротерпимости, толерантности и гуманизме еще ничего и знать не знали. Скорее
всего, гонения на христиан со стороны язычников были. Князь не мог их защищать, в этом случае он потерял бы уважение дружины – опоры
государства. Но и наказывать не мог – из-за матери. Ольга и сама родом из
языческой семьи, половину своей жизни чтившая веру предков (вспомнить хотя бы
тризну на могиле Игоря), однако в конце ее жизненного пути вера в Христа все
более крепла в этой сильной, несгибаемой и умной женщине.
Святослав в годы старости княгини уже не жил в Киеве, а все больше в Переяславле на Дунае. Там, говорил он, середина земли моей, там хочу жить, не думая, что этим очень расстраивает свою мать, так много сделавшую для Киевской Руси и для него – в первую очередь. Предчувствуя свою смерть, княгиня Ольга попросила сына не покидать ее до самого конца и не совершать над ней языческую тризну. Похоронили княгиню Ольгу в 969 году по христианскому обряду – в этом Святослав не мог отказать матери, которую глубоко уважал, любил и которой был слишком многим обязан.
Памятник княгине Ольге в Пскове. Автор - Вячеслав Клыков Copyright PostKlau © 2015 | |
Просмотров: 2684 | Комментарии: 2 | | |
Всего комментариев: 0 | |