Главная » Статьи » Традиции » Михайловская Ирина

И.Михайловская. Чем раньше красились женщины и мужчины?

Ирина Михайловская


          Чем раньше красились женщины и мужчины?

                           (Краткая история декоративной косметики)



Сегодня женщине преобразиться довольно просто: тон для лица или пудра, тени для век, тушь, губная помада или блеск и др. средства могут украсить женщину или даже изменить до неузнаваемости. Все эти средства есть почти у каждой представительницы прекрасного пола: часто она ими пользуется или нет, они в ее косметичке присутствуют. Разница лишь в цене и количестве, а еще в индивидуальной цветовой подборке. А как же дело обстояло раньше? Красились женщины или нет?

 Конечно, да – женщина всегда, в любую эпоху стремилась нравиться мужчинам. Для декоративной косметики использовали разные, порой опасные для здоровья средства. В Древнем Египте, который считают колыбелью косметики, красили все: губы, волосы, ногти, и вовсю подводили глаза уже с XIX в. до н. э., как можно увидеть на разных археологических находках, где есть изображения людей.



 Для макияжа глаз богатые египтянки использовали сурьму и измельченные в порошок поделочные камни – малахит, бирюзу и др. Тушь для ресниц состояла из смеси сурьмы и масла (жира). Крестьянки подводили глаза простой сажей. Область вокруг глаз в Древнем Египте подводили и мужчины. Справедливости ради, надо пояснить, что египтяне так густо красили глаза еще и в медицинских целях, защищая их от сухого песчаного ветра и палящего солнца. Так же сурьма, которой подводили глаза - мощный антисептик, спасала от заболеваний глаз, их воспаления, трахомы, которую называли еще "египетским воспалением "

  Еще макияж имел и религиозную подоплеку: фараон, как божественный сын, не мог показываться на людях с ненакрашенными глазами – не положено. С религиозным смыслом красились и жрецы. Губы красили все египтянки, даже из бедных слоев населения, просто красной глиной. Дамам знатным и богатым готовили помаду из преимущественно темных пигментов – морских водорослей, например, так как египтянки сами по себе смуглые, светлые тона они не использовали. Видимо, чувство стиля и меры – нечто более древнее, чем мы привыкли считать.

 Для удобства своеобразным предком тюбика для помады служил полый стебель какого-нибудь растения. Такое приспособление напоминает современный флакончик блеска для губ. Не хватает только кисточки. Однако кто знает? Может, была и прапрабабушка кисточки – какая-нибудь палочка? Наверняка была. Кстати о блеске: в помаду для губ добавляли перламутр из раковин моллюсков, а еще… рыбью чешую. Как мужчины реагировали на запах такой помады, мы никогда не узнаем. Терпели, наверное, бедные, раз человеческий род не прервался.

 И конечно, свою косметику египтянки брали в загробный мир. А вдруг там что-то торжественное случится, а она не накрашена? Какой позор. Знаменитая царица и просто красавица Нефертити красила губы средством с оксидом железа, то есть – с ржавчиной, проще говоря. Может, поэтому она прожила так недолго? Киноварь – тоже распространенный красный красящий пигмент древних красавиц. Археологи обнаружили не только «тюбики» с губной помадой, но что-то вроде теней для век, спрессованных черных палочек для макияжа глаз и даже стаканчики, по всей видимости – пудреницы, с остатками этой самой пудры из мела и белой глины. И огромное количество флакончиков от масел и благовоний – древние египтяне обожали благоухать чем угодно, лишь бы приятно.

 Еще одна древнеегипетская красавица Клеопатра пудрила лицо высушенным пометом крокодила – есть такая информация, в которую верится почему-то с трудом. А вот губы царица красила помадой на основе пчелиного воска, но с добавлением таких пигментов, как толченые красные жуки и муравьи. Видимо, в то время уже использовали кармин – средство из вываренных насекомых, которое смешивали не только с пчелиным воском, но и простым жиром. Пчелиный воск в губной помаде и бальзамах для губ присутствует и сегодня – это не только отличное питательное вещество, но и эмульгатор, способствующий равномерному смешиванию компонентов косметического средства и его ровному нанесению.

 Так что права была Клеопатра, которая много чего еще смешивала и вообще любила фармакологию, в частности – косметику и яды. Клеопатра даже написала трактат о лечебных и косметических средствах. Хна – известный с древних времен и по сей день использующийся для придания оттенка волосам краситель. В древности египтянки красили хной не только волосы, но и ногти, и даже всю ладонь – привилегия богатых и знатных. Вообще, у древних египтянок в моде были ногти… зеленого цвета. Лаки для ногтей делали, к примеру, из янтарной смолы, а еще – на основе льняного или конопляного масел.

    Опыт египтян переняли и древние греки. Они же ввели в обиход слово "косметика", что означает "искусство украшать". В Древней Греции и Риме рабыни, которые занимались украшением тела и лица женщин, назывались "косметами". На дошедших до наших дней древнегреческих гравюрах и фресках можно заметить наличие грима у изображенных там людей, причём как у женщин, так и у мужчин. Греки считали, что косметика – это дар богини любви Афродиты. 



 Считается, что первый лак для ногтей изобрели в Древнем Китае – около XXX в. до н. э. Он изготавливался из смолы лакового дерева. Знатные дамы Древнего Китая (некоторые мужчины, не занятые военным делом тоже) отращивали очень длинные ногти, демонстрируя свою непричастность к ручному труду. Древние китаянки пудрили добела лицо и тоже красили губы.

 Первую твердую помаду изобрел арабский врач Абу-аль-Касим-Захрави – твердые полоски цветной смеси с приятным запахом. А именно помадой подобное средство назвал кардинал Ришелье, который очень любил яблочный аромат, и ему персонально делали мазь с яблочным запахом, которую он наносил на губы и кончик носа, дабы всегда вдыхать аромат яблока. Знаменитый интриган обозвал свое любимое средство помадой.

 В Древнем Риме пудру для лица делали из смеси мела и свинца – весьма опасная косметика, как и средство подводить глаза – тот же свинец (измельченный) и вода. Но когда модниц что-то останавливало в стремлении к совершенству? Даже потеря зрения, имевшая место в некоторых случаях, от такой туши для ресниц не пугала упрямых дам. Поговорку «красота требует жертв» – думается, не вчера придумали.

TOO COOL for SCHOOL ArtClass Blusher Aromablog, парфюмерные обзоры и новости

 На Руси красавицы придерживались более здорового подхода в косметике – губы и щеки  подкрашивали свеклой, вишней или малиной. Вместо пудры использовали муку и мел. Косметика была в те времена доступной, так как каждый мог сходить в лес или в огород и собрать все необходимые компоненты. Уже в то время женщины использовали огуречный сок для отбеливания кожи лица. А для укрепления волос и придания им шелковистости ополаскивали их отваром ромашки, крапивы или мать-и-мачехи. Даже мужчины применяли полезное для волос репейное или льняное масло. Красить волосы не было принято. Можно сказать,что в России было принято не краситься, а наоборот - мыться. Баня с веником была мощным не только гигиеническим, но и украшающим, то есть косметическим средством. В Европе низкий уровень гигиены и находившаяся в зачаточном состоянии медицина не благоприятствовали сохранению здоровой, природной красоты, и с помощью белил, румян и пудры европейцы стремились скрыть нелицеприятные следы времени и перенесённых болезней на лице.

 Во времена Средневековья в Европе в моде была естественная красота, как сейчас это называется – натуральная. А моду контролировала церковь, которая прямым текстом объясняла женщине, что она грешна была еще в утробе своей грешной матери, потому нечего себя украшать и радоваться – страдать и каяться надо. Ну еще детей рожать и мужа слушаться. Все приемы макияжа дам той эпохи сводились в основном к осветлению волос (подражание Деве Марии) и выбриванию бровей, лбов и затылков, чтобы зрительно удлинить овал лица и шею. И ни в коем случае не загорать и не румяниться, надо быть мертвенно бледной и худосочной – таков был средневековый стандарт красоты, воспевавшийся трубадурами. А ярко красились тогда только скоморохи.





 Опять-таки: для богачей закон, даже Божий (а многие средневековые католические церковники настаивали, что все, что придет им в голову – непременно Слово Божие, и никак иначе), не писан, и знатные дамы все равно красились, особенно при бургундском дворе – родине такого понятия, как мода. Как вот на пир или рыцарский турнир пойти не накрашенной? Впрочем, на такие мероприятия церковники не ходили, а значит: «не пойман – не вор». Сохранились некоторые рисунки и находки – баночки, флакончики и т. п. предметы средневековых модниц.

 После крестовых походов в моду вошли различные притирания и благовония. А Елизавета I Английская и вовсе не скрывала, что любит пользоваться косметикой – она сильно, до белого цвета пудрила лицо и красила губы в яркий цвет, на портретах с ее изображением это заметно. Губная помада английской королевы-девственницы состояла тоже из пчелиного воска, но уже с более безопасными красящими пигментами растительного происхождения. В эпоху Людовика XVII губы красили не только женщины, но и мужчины. И не только губы. Вовсю использовали пудру для лица, в основном рисовую, которой в буквальном смысле запудривали не только лицо, но и все знатные головы, точнее – парики, уже прочно вошедшие в моду. Для того чтобы подчеркнуть белизну наштукатуренного лица, наклеивали самодельные мушки, доходя порой до абсурда. В конце XVIII в. в Европе произошел, видимо, какой-то сбой – губы красили только мужчины. Но вскоре дамы отвоевали себе то, что им принадлежит по праву.

 Начиная с XX века, заработала и до сих пор набирает обороты косметическая промышленность, постоянно пополняя содержимое косметичек современных женщин. 

Copyright PostKlau © 2015

Категория: Михайловская Ирина | Добавил: museyra (11.02.2015)
Просмотров: 3049 | Теги: Михайловская Ирина, традиции | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: