Главная » Статьи » Традиции » Шаповалов Виктор

В.Шаповалов. Необходим переход от глобализма к патриотизму

Виктор Шаповалов

Профессор МГУ им. Ломоносова

Факультет государственного управления




        НЕОБХОДИМ ПЕРЕХОД ОТ ГЛОБАЛИЗМА К ПАТРИОТИЗМУ


 К сожалению, осуществленная в 90-е глобализация образования остается в России неизменной. 

Между тем, глобализация не оправдала себя - мир, включая Европу и США, возвращается к национализму, точнее, - к государственно-патриотической ориентации. И это неизбежно отразится на образовании. Чтобы образование, - наряду с процессом приобретения соответствующих знаний и навыков, - стало процессом формирования российской идентичности, формированием патриотизма необходимо соблюдение следующих принципов.

1. Надо хорошо осознать, что не должно быть охаивания дореволюционного (до 1917) периода. 
2. Точно так же не должно быть сугубо негативного отношения к советскому периоду. 
НЕ должно также быть ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЯ советского - дореволюционному; постсоветского - ВСЕЙ предшествующей истории.
Мы должны отдавать себе ясный отчет в том, что такие противопоставления на руку только недругам России. Именно люди и общественные силы, настроенные агрессивно по отношению к России, как правило, их и провоцируют, стремясь расколоть наше общество.

3. Российская цивилизация развивалась поступательно, динамично - за исключением тех периодов, когда нашим врагам удавалось вбить клин внутри нашего общества, расколоть его на враждующие части - как это было в 1917 - 1921 и 1987 - 1991. Такие попытки, хотим мы того или не хотим, - постоянные спутники русской истории. Они не прекращаются ни на минуту и в наши дни. И надо быть готовым им ПРОТИВОСТОЯТЬ.

4. В школе и в вузе на материале социально-гуманитарных дисциплин должна раскрываться РОЛЬ православия в истории России.
Отнюдь не обязательно быть православным - это вопрос личного выбора и проявление суверенного права личности. Например, в светском вузе религиозная (как и атеистическая) пропаганда недопустима. Тем не менее, школа, вуз, должны давать ЗНАНИЯ о православии, ПОНИМАНИЕ его как ФАКТОРА российской государственности, литературы, искусства, теории права, философии, русского национального характера.

5. Каждый гражданин России должен с детства изучать и на хорошем уровне знать ОТЕЧЕСТВЕННУЮ - русскую КУЛЬТУРНУЮ ТРАДИЦИЮ, владеть ею, жить ею и жить в ней. Это в первую очередь, русская классика: русская классическая литература, философия, музыка, живопись, а также русская народная культура: песни, танцы, сказки. Наконец, произведения авторов, которые по духу близки русской народной культуре.

6. Со школьных и студенческих лет необходимо формировать понимание ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ интересов России. Особую роль в этом должно играть изучение социально-экономических, философских и политических наук в вузах.

7. В образовании обязательно должна присутствовать ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКАЯ составляющая. Иначе говоря, следует всячески привлекать внимание к военным победам России, к победному характеру русского воинского духа (Александр Невский, Дмитрий Донской, А. Суворов, М. Кутузов и др.), к героизму всех, кто принимал участие в боевых действиях по защите отечества.

8. В процессе образования необходимо, чтобы перед учащимися раскрывалась и ими глубоко усваивалась ИДЕЯ СЛУЖЕНИЯ ГОСУДАРСТВУ. "Государство, - писал И. Ильин, - в своей духовной сущности, ЕСТЬ не что иное как РОДИНА, оформленная и объединенная публичным правом" [51].

"Духовный смысл гражданства, - подчеркивал Ильин, - и жизненная сила его нуждаются в сводной любви гражданина и в его добровольном самобязывании; необходимо, чтобы формальная причисленность к государству не оставалась пустой и мертвой видимостью, но была исполнена в душе гражданина живым чувством, лояльной волею, духовной убежденностью, необходимо, чтобы государство жило в душе гражданина и чтобы гражданин жил интересами и целями своего государства."





Если же государственная принадлежность не наполнена любовью гражданина к родине и не закреплена духовным самообязыванием то "появляются целые слои МНИМЫХ [выделено мной - В. Ш.] ГРАЖДАН, которые НЕ принимают к сердцу ни жизни, ни интереса "своего" государства

- одни по национальным побуждениям (они в душе причисляют себя к другому народу),

- другие по хозяйственным соображениям (они заинтересованы в смысле промышленности и торговли в процветании другого государства),

- третьи по социально-революционным мотивам (они желают "своему" государству всяческого неуспеха и военных неудач).

Все эти "граждане" принадлежат к государству только формально-юридически, а душевно и духовно остаются ему чуждыми, может быть прямо враждебными, не то вредителями, не то прямо предателями" [52]
"Принудить человека к любви и духовности нельзя, - пишет Ильин, - но можно и должно воспитывать к духу и любви, и государственная школа, несомненно, должна быть проникнута этим стремлением. Высшая цель государства отнюдь не в том, чтобы держать своих граждан в трепетной покорности...<...>, но в том, чтобы организовывать и ЗАЩИЩАТЬ РОДИНУ НА ОСНОВЕ ПРАВА И СПРАВЕДЛИВОСТИ, исходя из глубины здорового правосознания. Для этого государству дается ВЛАСТЬ И АВТОРИТЕТ; для этого ему предоставляется возможность воспитания и отбора лучших людей; для этого оно создает армию и флот." 


И ГОСУДАРСТВЕННАЯ система образования не только в праве НО И ДОЛЖНА ОСНОВЫВАТЬСЯ НА ГОСУДАРСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ПРИНЦИПАХ - никакие разговоры о "вариативности", "свободе выбора" и пр. не должны отвлекать ее от этого.




Выпуск февраль 2017


Copyright PostKlau © 2017

Категория: Шаповалов Виктор | Добавил: museyra (16.01.2017)
Просмотров: 1359 | Теги: Шаповалов Виктор, От редакции, традиции | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: