Главная » Статьи » От редакции » От редакции |
В.Шаповалов. Город Осташков и...глобализация
ГОРОД ОСТАШКОВ И... ГЛОБАЛИЗАЦИЯ В детстве родители отправляли меня на лето в г. Осташков, к родственникам. Дело было не только в том, что этот город - родина моих предков по материнской линии, - но и в том, что вся обстановка этого города, природа, и особенно озеро Селигер, окружающее город с трех сторон, делали его поистине райским местом для детского отдыха. Время, проведенное там навсегда осталось в моей памяти. Сейчас я хорошо понимаю и еще одно значение этого города: он - один из символов русско-православного духа, о нем без преувеличения можно сказать словами Пушкина "здесь русский дух, здесь Русью пахнет". Природа, озеро, от которого берет начало великая русская река, расположенный рядом монастырь Нилова пустынь, особая духовно-психологическая атмосфера, которую создавал город и носителями которой были осташковцы - ее можно характеризовать как благообразие, степенность и неторопливая деловитость - все это, идущее из глубины веков, сохранялось и тогда, - в период моего детства. К сожалению, приходится писать в прошедшем времени, поскольку к нашим дням сохранилось далеко не все. Два года назад, после долгого перерыва я вновь побывал в Осташкове. Сначала показалось, что изменилось не так уж много: гораздо больше туристов, больше народа вообще, особенно на озере, меньше порядка, больше хаоса. Собственно обычные изменения, коснувшиеся многих малых городов. Но дальше я увидел то,что тогда повергло меня В ШОК - хотя сейчас я уже ничему не удивляюсь: мы пришли на РЫНОК - по московским масштабам не рынок, а рыночек. Несколько цепочек торговых рядов, торговые палатки. И продавцы - АЗЕРБАЙДЖАНЦЫ. В Москве такая картина к тому времени уже стала привычной. Но,что б здесь?! Видимо, сработал мой детский образ Осташкова - увиденное вступало с ним в непримиримый диссонанс: на весь рынок среди продавцов НИ ОДНОГО славянского лица. И запах. Какой-то пряный. По всему пространству рынка. И голоса громкие, резкие. И музыка азербайджанская. Удивившись самому себе, я почувствовал непреодолимое чувство отвращения ко всему этому множеству продавцов, ко всей этой обстановке. Удивился я потому, что вспомнил, как мне довелось бывать на рынках в АЗЕРБАЙДЖАНЕ, в Баку и городе Мингечаур.- Там ведь было то же самое! Но никакого отвращения оно НЕ вызывало. Напротив, было интересно, вызывало желание познакомиться поближе с этими людьми, с их обычаями. Виднеющиеся вдали горы с острыми вершинами и резкими очертаниями, и яркое солнце, и субтропическая растительность, и такой же рынок, тот же пряный запах, и музыка - картина была ГАРМОНИЧНОЙ. Здесь, же на среднерусской равнине то же поведение, те же звуки и запахи оказывались в ДИСГАРМОНИИ со всем природным и культурным ландшафтом, искажали его и сами искажались, оказывались неуместными. Вспомнилась биологическая закономерность: РАСТЕНИЕ ЛУЧШЕ ВСЕГО РАСТЕТ ТАМ, ОТКУДА ОНО РОДОМ - какие бы меры по его адаптации к иным условия ни предпринимались. А как же ГЛОБАЛИЗАЦИЯ? Как же быть с ее ГЛАВНЫМ тезисом: "понятие родины (соответственно, патриотизма, национальности, национальных культур) утратило всякий смысл - в наши дни все перемешалось, люди перемещаются по всему земному шару и останавливаются жить там, где выгодней, где хорошие материальные условия? Ответ на вопрос один: эта теория ошибочна, является искусственной конструкцией, не соответствующей ни законам природы, ни законам жизни человека. "Но ведь азербайджанцы оказались в Осташкове потому, что они более предприимчивы, чем русские, - скажут сторонники миграции. - Они развивают там торговлю, бизнес и без них было бы гораздо хуже, поскольку сами осташковцы к этому не способны". Обратимся к специальной литературе. "Осташковская слобода (затем г. Осташков) на берегу озера Селигер является одним из показательных и детально исследованных примеров предпринимательства в 18-ом веке." (Хорькова А. С. Развитие предпринимательства в России. М. 2010. - с. 165) "К середине 18-го века здесь уже было развито торговое рыболовство, образовался рыбный рынок, на который поставлялась продукция не только из местного озера и близлежащих рек, но и с Невы и Финского залива. Уловы на озере Селигер, особенно в плесах, в те времена были исключительно богатыми: за один завод невода вытаскивали 19 -20 возов судаков и лещей, а порой и по 40. В середине того же века начинает развиваться кожевенное, кузнечное, сапожное дело. Крупнейшим среди кожевенных заводов становится завод А. Г. Савина – родоначальника известной фамилии фабрикантов. На привозном с Урала железе начинает развиваться металлообрабатывающая промышленность. Многие осташковские предприниматели владели не только соответствующими промышленными и торговыми предприятиями, но речными судами. Выдающимися стали предпринимательские успехи Саввы Яковлева – выходца из осташковских крестьян. Сначала он занимался торговлей мяса, потом ему удалось стать поставщиком продовольствия для императорского двора и армии. По указу императрицы Елизаветы Петровны он был возведен в потомственное дворянство В городе было множество мастерских - их хозяев и работников назвали "мастеровые". Быть мастеровым считалось почетным, горожане их уважали. На городском рынке были представлены все товары не только местного производства, но и из Петербурга, Москвы и других городов. Продовольствие привозили, главным образом, крестьяне из окрестных деревень или русские купцы, закупавшие его не только в Осташковском районе, но в других регионах, вплоть до южных". (Там же, с. 166 - 167.) Как видим, осташковцы успешно справлялись со всеми проблемами сами, без пришельцев. Но ведь это было давно, и может быть, к нашим дням они утратили предпринимательскую хватку, стали неспособны к предпринимательству? Думается, дело в другом - в том, что азербайджанцы объединены,а осташковцы и русские в целом - нет. Ощущая себя в чуждом окружении, азербайджанцы живут и действуют по принципу "один за всех,и все за одного". Кроме того, - что очень важно - в России официально зарегистрирована организация "Всероссийский азербайджанский Конгресс". Это мощная организация, имеющая филиалы во всех регионах России. Она оказывает разнообразную помощь всем азербайджанцам, находящимся в России. На ее портале в Интернете начертаны слова президента Азербайджана И. Алиева: "Азербайджанцы должны быть везде!". Сам И. Алиев и правительство Азербайджана стимулируют миграцию в России, поскольку часть заработанных денег каждый азербайджанец высылает на родину, в Азербайджан. С учетом количества азербайджанцев, работающих в России, получается солидная сумма. Фактически эти деньги уходят из России, т. е. от нас с вами. Отсюда вывод: на государственном уровне миграция в Россию - не только из Азербайджана, но из других республик - должна быть существенно ограничена. Второй вывод состоит в том, что крепить солидарность русских. Но этот вывод останется пустыми словами, если у нас не будет СВОЕЙ организации, организации русских, с теми же функциями, что и организации других народов, и столь же мощной и разветвленной. Такую организацию надо создавать. | |
Просмотров: 1542 | | |
Всего комментариев: 0 | |