Главная » Статьи » Традиции » Казаков Анатолий |
Село Московское, печаль кондовая, неизбывная...(3) Замечательным журналистом Сергеем Максимовичем Маслаковым за последние эти годы было написано очень много статей о деревнях и сёлах Братского и Усть – Илимского районов. Это «Короткий век острова Московский», «Родословная повстанца Константина Серышева», « Потомки Дубыни», «Деревня Матера и её жители», «Большеокинские хроники», «Жизнь Тихона Серышева», «Земляки повстанца Серышева», «Хранитель деревни Анчериково» и многие, многие другие. Найти их можно на сайте «Имена Братска» и на сайте газеты « Сибирский характер». К тому же мне известно, что благодаря широкому распространению газеты, многие деревенские эти газеты бережно хранят, как драгоценную память об отчем Братском и Усть - Илимском крае. Думаю также, что и братским краеведам эти, воистину праведные труды Сергея Максимовича, будут интересны. Тираж у книги Нины Фёдоровы Жмуровой «Помнить дольше, чем живу» всего пятьсот
экземпляров. Это, конечно же, очень мало, именно потому я и пытаюсь поподробнее
написать об этой замечательной книге.
Ниной Фёдоровной уникально представлено, как именно разговаривали жители
наших Ангарских деревень, и вот попробуй, удержись, чтобы не привести эту
кондовую, воистину прекрасную речь. Здесь к тому же приведены выдержки из словаря говоров русских старожилов
Байкальской Сибири (автор Г.В. Афанасьева – Медведева). С немалым
волнением выписываю:
« Сейчас бы стары люди поднялись с кладбища, посмотрели и со страха снова померли. Все деревни ангарские, весь народ в разбросах, все разъехались. Вот эти ГЭСы понастроили, всё затопили, весь народ выкоренили отцель». « А какой хлеб рождался, ой – е – ей! А
стряпоться – то, счас бы эту крупчатку. Там же Христова земля! У нас золотые
острова! Всё утопили, всё жалко». « Ангара – то раньше чистой была. Вода, как хрусталь! Пьёшь её, не напьёшься. А сейчас до чего дожили, угробили всё кругом, заразится скоро всё кругом, всё и всех угробят». «Раньше знали, когда рыбу ловить, когда утку добывать, когда ягоду собирать, сейчас одни браконьеры». « Раньше хоть бедно жили, даже трудно бывало, но честно, открыто и дружно, помогали друг дружке, чем могли». « Острова же были, туда на лодках плавали. Сено косили, гребли, копнили, зароды ставили. Управишься с сеном, обратно едешь, песни поёшь». « Ангара – то, знашь, кака певу – у – уча – то! На жнитво идёшь – поёшь, с бичевой идёшь – поёшь, илимку тянешь – поёшь. А пели – то! У нас тятя запоёт – аж тайга колется! Или у кого соберёмся да как зинем – зинем! Аж вдыха не хватат! Старики говорят: « Эх, голоса, как зинут – лампа гаснет! Матеря, отцы поют и дети за имя». « Ой, как гуляли – то, мы? Ой, как гуляли!
На лодках на Матеру уезжали, а там, на берегу старушки с ребятишками ждут.
Только лодки подъезжают, уже все знают, чья лодка. Настолько были все
дружественный народ. Счас – то ничего этого нету, пьют безбожно, да дерутся». « Раньше – то к друг дружке собирались, вяжут, шьют, прядут ли , кого ещё делают, не пьянствовали, делом занимались». «Раньше – то народ и жил влюбовинку, и
работал влюбовинку, а не как сейчас»…
Интересными в книге мне показались выдержки по Сибири П.Н. Буцинского, и без волнения в душе тут не обойдёшься, потому снова выписываю: « Русский человек легко ориентируется в каждой новой
местности, способен перенести всякий климат и вместе с тем умеет ужиться со
всякой народностью. Благодаря этой способности, помимо превосходства культуры,
он быстро превращал в свою плоть и кровь всяких сибирских инородцев, хотя,
конечно, и сам не вполне оставался тем,
кем и чем был до переселения в Сибирь. Разное происхождение, разная вера,
разный язык, иные нравы и обычаи не препятствуют ему даже входить в семью
инородца, вместе пить и есть, но славить Бога по – своему, по – христиански».
После я долго размышлял, ведь действительно, русский человек, осваивая Сибирь, жил вместе с тунгусами, бурятами, тувинцами, и разделял с ними хлеб и соль. Но раньше я думал, что в особенности в шестнадцатых, семнадцатых, восемнадцатых веках на западе нашей страны православие было развито сильнее. Углубляясь в этот вопрос, обнаружил, что действительно - на западе храмы строились большими и благолепными. Теперь понимаю, ведь крестили меня в Горьковской области, а там и в Советское время было достаточно много действующих храмов. Помню, как везли меня, маленького на телеге в Саканы. И до сих пор явственно встаёт перед глазами купель и расписные стены храма. Как батюшка бережно берёт меня и опускает в купель. Именно купель вспомнил в своей замечательной книге «Время собирать камни» Великий русский писатель Владимир Солоухин, утверждая, что она нас всех объединяла. У нас - в молодом Братске, вполне понятно - храма тогда не было. Позднее я узнаю, что в Братском и Усть - Илимских районах когда – то было множество деревянных храмов. Признаюсь честно, что это меня сильно порадовало и огорчило одновременно, и, надо признать, такое состояние привычно для нашего нутра. Глядя на то, как развивается современный мир, невольно думаешь, что цивилизация эта современная очень во многом безнравственна, хоть и мнит себя образованной. Я вспоминаю своих деревенских ровесниц, которые доили коров, мыли в избе полы простой тряпкой, от чего дома, дух стоял свежий, избяной. Уж они, сердешные, умели делать любую деревенскую работу, а она, как известно, надсада. Но, тем не менее, не устаёшь дивиться работоспособности и мудрости деревенских жителей, а нынче чего… Именно потому, глядя на современную
молодёжь становится очень грустно, а ведь они, наши мальчишки и девчонки,
совсем не виноваты в этом. Засухи на таланты в России ни когда не было, а
случилось так, что взрослые дяди и тёти, добравшись до чиновничьих кресел,
доумничались до того, что погубили деревни и сёла, всегда и во все времена
духовно – нравственную силу России. Сказано уже об этом, пересказано, но Боже,
как же надеялись жители села Московское, что их село – миллионер будет жить, и
надежда эта была обоснованной, ибо ложе искусственного Братского водохранилища
уже было затоплено, слегка подтопив угодья села, кормившего гидростроителей
своей наивысочайшего качества продукцией. Но последующая, Усть – Илимская ГЭС,
убила у них последние надежды. Вот и не стало колхоза – миллионера. Поплыли по
затопленным чернозёмным землям, дававшим стране каждый год два государственных
плана по сдаче зерновых, всплывшие дома, гробы с их предками, чирки из свиной
шкуры и многая деревенская утварь, ибо всё с собою сроду не увезёшь. Погибли
ценные породы рыбы. Но тетрадка Ивана Михайловича, в которой он записал все
фамилии и прозвища своих земляков поимённо и пофамильно - осталась. В ней можно
прочесть, кто когда родился, кто когда умер, кто воевал, а кто погиб в Великую
Отечественную. Но и этим не ограничился этот удивительный человек: он переписал
всех пожилых мужиков, женщин, подростков, заменивших своих отцов. Вот как
обозначены у него заголовки: «Девушки, девочки во время войны, работающие на
трудовом фронте», «Трудовой фронт подростков, заменивших взрослых, ушедших на
войну», «Женщины, работающие в отрыве от дома ( без пощады) во время войны»,
«Многодетные женщины на трудовом фронте во время войны», «Пожилые женщины на
трудовом фронте во время войны», «Подростки, окончившие 4 класса, пошли
работать в колхоз…»
Снова и снова привожу выдержки из книги
Нины Фёдоровны, основанные на воспоминаниях Ивана Михайловича Московских: «
Водяная мельница была на реке Шаманке в трёх километрах от села Московского,
производительность – 40 кулей муки в сутки
(куль - семьдесят килограмм)». « Наше государство – это не только наше
правительство, это ещё и народ, народ большой России. Но просьбы, доводы наших
колхозников, нашего народа – главной ценности нашего государства – никто не
услышал. С мнением людей районное руководство не посчиталось, сломали нас через
колено. В августе 1961 года нас насильно затащили в Кобляковский совхоз вместе
со всей сельскохозяйственной техникой, (автомобилями, тракторами, катерами). А
так же скот, (коровы, кони, свиньи, птица), плюс урожай зерновых – всё
бесплатно оприходовали в совхоз. Колхозникам оплатили трудодни деньгами,
которые оставались на текущем счету колхоза Московский. Одним словом, ограбили
народ, выселив его с обжитых, веками облагораживаемых земель, до боли родных
мест».
Душевная окалина Ивана Михайловича очень даже объяснима: ведь их кровью и потом
заплатившее село Московское было миллионером. Не хотели они расселяться не
пойми куда, а предлагали построить новый посёлок. Уже и место подобрали, что
явилось бы продолжением села Московское, деньги на счету были не малые. Но
руководство решило по - своему и не стало колхоза миллионера, кормившего
первостроителей. Крестьян до мозга
костей жизнь разбросала кого
куда.
Сидя рядом со мной, Иван Михайлович говорил: «
Скажи, зачем уничтожили крестьянина? Сейчас люди потерялись. В деревне всё было дружно и слаженно. Если бы можно было
прожить ещё раз, то я бы свою жизнь выбрал. Мы людей кормили и этим были
счастливы. Это знаешь, какая радость?! Всё нутро твоё поёт, когда вовремя зерно
с полей убрано. Понимаешь, стало быть, что голодным ты не будешь.
А продукты - то какие были? От
подсолнечного масла дух такой стоял – это ж сказка чудесная! Ныне мясо варишь,
а оно мясом и не пахнет. Ну, кого они хотят обмануть? Молодёжь пиво вместо воды пьёт, ну, да их вина какая?» Вдруг
улыбнувшись, Иван Михайлович говорит: « У меня две теплицы, огурцов, помидор
много, везу их на рынок, а меня постоянные торгаши тут же ругают: опять, мол,
цены на свою продукцию сбросишь... Невдомёк им, что мне долго стоять неохота,
восемьдесят седьмой год все жё живу, но
главное - не пропадать же добру, куда мне столько, привык я с малолетства людей
кормить»…
После чаепития и долгих, таких нужных для
наших душ разговоров, сфотографировавшись на память, стали все потихоньку
расходиться. Иван Михайлович был нарасхват, ибо сразу несколько земляков
предложили довезти его до дома. И это всё выглядело, как дань уважения
человеку, без которого книга о селе Московское вряд ли бы и состоялась. Во
всяком случае, не была бы так полно выражена.
В заключительной статье - «Родине не сбросить тяжесть вод», Нина
Фёдоровна приводит слова Л.В. Андреевой: « В каком воспалённом мозгу возникла
эта мысль о перекрытии Ангары плотинами и, тем самым, об её уничтожении? В этой
идее явно не хватало любви к земле и к людям, здесь издавна укоренившимся. Когда технари – академики предлагали стереть
с лица земли уникальные поселения русских пашенных крестьян с их укладом, обычаями,
своей территорией, то ведали ли они, что тем самым подорвут мощь народа, от
родной земли – кормилицы идущую? Какую дерзость надо иметь, чтобы покушаться,
угробить красоту, созданную Богом».
Заканчивает Нина Фёдоровна Жмурова свою
книгу призывом к потомкам, чтобы помнили
о деревне, чтобы душевно не окаменели. И как мудрый врачеватель, напоминает
читателям: «Потомки, помните!
Беспамятство - это тяжкий грех». Сейчас
введена в эксплуатацию Богучанская ГЭС,
целенаправленно сквозь годы продолжается уничтожение плодородных земель, сёл, деревень
с погостами и церквями. По сути, уже давно идёт уничтожение не только языка,
но и всего уклада жизни русского народа.
Страшно от того, что это давно никого не удивляет. Вновь и вновь продолжается
прощание с Матёрой.
И просто по - человечески не возможно не
упомянуть о великой работе,
документальном фильме «Река жизни» московского режиссёра Сергея Мирошниченко,
где перед затоплением на Богучанской земле великий русский писатель Валентин
Григорьевич Распутин, критик Валентин Курбатов, издатель Геннадий Сапронов
разговаривали с деревенскими жителями. Но лучше всех слов расскажет обо
всём этот праведный фильм. На коленях
молю: посмотрите его, пожалуйста, люди! Для этого нужно набрать в интернете
такие слова: «Фильм Сергея Мирошниченко «Река Жизни»…
Вернувшись домой, потихоньку пишу эту
статью. Конечно, шибко волнуюсь, поэтому прошу прощения за какие – то, может
быть, неровности в тексте. От волнения этого написалось одно неумелое
стихотворение:
Горсть земли я возьму и заплачу, Вспомню тех, с кем когда-то я был. Я из памяти их не утрачу, Оттого и бываю уныл. Горсть земли я возьму и заплачу, Вся деревня встаёт наяву, Эти слёзы совсем я не прячу, Русь святую согбенно зову.
Горсть земли я возьму и заплачу, Ведь деревня моя под водой. Отправляюсь я нынче на дачу С неохватной промозглой тоской.
Горсть земли я возьму и заплачу, О погостах, домах - их уж нет... Не решить эту злую задачу, Не окончен, не слышен ответ.
Горсть земли я возьму и заплачу, Вдруг приснилась деревня моя. Синеокою сказкой в придачу Воскресают поля и дома.
Горсть земли я возьму и заплачу, Потому как земле не чужой, А расстройство души - на раздачу По деревне, до боли родной.
Захожу в интернет, набираю «Братский район, село Московское» и вижу,
что кто – то выложил многочисленные
фотографии жителей этого села – труженика. Там же и записи, фамилии, взятые,
видимо из ставшей уже легендарной тетради Ивана Михайловича Московских. Что ж,
это радует, что люди помнят, а стало быть, живут.
Сердобольная ты наша родная Русь, через
века проносящая с честью и совестью эту самую сердобольность… О, Господи! Слово
- то какое – Сердобольная…
| |
Просмотров: 1181 | | |
Всего комментариев: 0 | |