Главная » Статьи » Традиции » Иванов-Тринадцатый Герман |
Не иначе обстоит дело в греческой Церкви. «Постоянный Священный Синод Элладской Православной
Церкви на своём
заседании 8-го января, под председательством Блаженнейшего Архиепископа
Афинского и всея Эллады Иеронима, /.../ решил отложить вопрос признания новой
автокефальной Украинской Церкви до Архиерейского Совещания всей Элладской Церкви».
Дело в том, что уже в октябре прошлого года этот вопрос поднимался и в связи с
крупными разногласиями был отложен до начала января. Какой логический вывод
можно из этого сделать ? Только то, что самая близкая, почти единосущная
греческая Церковь не в состоянии высказать своё согласие с константинопольской
инициативой. А если поглубже анализировать положение, то увидим, что
Архиепископ Иероним, по собственным соображениям или под сильным внешним
давлением, по-видимому не смеет не соглашаться со своим старшим братом
Варфоломеем, однако среди епископата и народа далеко не все на это готовы.
Пренебрегать мнением этого большинства(?), или во всяком случае значительной
части авторитетнейших Архиереев, было бы чревато очень серьёзными
последствиями, вплоть до возможности нового раскола в официальной греческой
Церкви. Прислушаемся ко мнению одной из самых ярких личностей греческой Церкви, совмещающего в себе крупного учёного и видного богослова, Митрополита Николая Месогейского, бывшего преподавателя Гарвардского университета, научного сотрудника NASA, прошедшего монашеский искус на Афоне в монастыре Симонопетра. В просторной статье, озаглавленной «Разделенные автокефалии или единые братья?» он ребром ставит вопрос : «В последние месяцы мы являемся свидетелями очень опасного и неоправданного кризиса, разразившегося внутри нашей Церкви. /.../ Церкви, вовлеченные в этот спор, заявляют о своих исторических привилегиях, правах и канонах. К сожалению, в этой аргументации мы ничего не слышим о Евангелии. /.../ В действительности автокефалия Украйны в меньшей степени является необходимостью, чем настойчивый политический запрос на нее. Те, кто просят автокефалию, – кто они ?». К сожалению мы
предлагаем тут самые малые крупицы этого сильнейшего выступления, но они достаточны,
чтобы иметь представление о разгромном анализе возникшего кризиса. Есть и другие сильные выступления в греческой Церкви. Например Кифирский Митрополит Серафим однозначно заявляет, что действия Константинополя ведут к расколу Православия. В своём диагнозе он не боится говорить о личных причинах и упорстве и, выражая своё недоумение, указывает на виновного и на причину : «К чему это упорство и настойчивость Вселенского патриарха Варфоломея по признанию раскольников как автокефальной Церкви?». Одновременно Владыка Серафим в письменном
обращении призывает Первосвятителя Элладской Церкви срочно созвать Архиерейское
Совещание греческой Церкви и напоминает, что Постоянным Священным Синодом в
октябре 2018 г. было уже единодушно,
за исключением одного воздержавшегося, решено обратиться ко
всем без исключения Поместным Церквам с выражением «великого безпокойства и тревоги относительно острого вопроса Украйны»
и пишет, что не понимает, почему до сих пор это обращение не было составлено,
несмотря на неотложный характер вопроса. Для широкоизвестного Пирейского Митрополита Серафима «Церковь не должна превращаться в орудие геополитических планов /.../ Сейчас разыгрывается страшная геополитическая и геостратегическая игра между НАТО и Российской Федерацией и каждый должен понять, что Церковь не должна быть использована, как орудие в этой игре». Некоторые удивляются, что до сих пор святая Афонская гора не высказалась по поводу этих безобразных константинопольских действий. Такой общий голос Афона, думаем, ещё прозвучит, но можно уже процитировать слова 87-летнего старца архимандрита Парфения, игумена монастыря Святого Павла : «По моему мнению все страны бывшего Советского Союза должны быть объединены в Русской Православной Церкви. /.../ Если Украйна вступит в Европу, то произойдут вещи ещё хуже, чем то, что было с Грецией». Ватопедский святогорец Архимандрит Ефрем тоже
высказался : «С тяжёлым сердцем и с
тревогой слежу за событиями на Украйне. Мы желаем, чтобы жители Украйны
поддерживали каноническую Церковь. Это важно для спасения». Ближе к нам, крупный учёный и богослов, бывший профессор Оксфордского университета, сам принадлежавший к Великобританской митрополии Вселенского патриархата Митрополит Каллист Уэр, выступая 9 января на "International Orthodox Theological Association", как опытный канонист заявил : «Константинопольский
Патриархат предоставил автокефалию раскольническим группировкам под управлением
Филарета Денисенко и митрополита Макария. Легализация украинских раскольников
была грубой ошибкой». Чем особо важны все вышеприведенные суждения и реакции ? Тем,
что они относятся ко грекоязычному сообществу, находящемуся в духовной орбите
Константинополя. И сейчас можно наблюдать, как фанариоты развивают усилия
достойные пловца, плывущего против течения, чтобы остановить вполне оправданный
развал авторитета Вселенского патриахата. Не исключено, что кое-где добьются
успехов, но только обманом, подкупом, благодаря насильному давлению. А что можно услышать и узнать от не грекоязычного Православия ?
Ту же самую критику, а то и бóльшую. Всех не перечислить. Польская Православная Церковь запретила своим клирикам сослужить с украинскими раскольниками и в принятом Постановлении считает «недопустимым незаконное вмешательство Константинопольского Патриархата во внутренние дела другой Поместной Церкви». Предстоятель Албанской Церкви, Архиепископ Анастаий выразил опасение, что этот вопрос«станет хождением по минному полю». Видинский Митрополит Даниил Болгарской Православной Церкви заявил по поводу недавно прошедшего "объединительного украинскогособора" : «Какой может быть результат от "собора",
который был созван в противоречие с каноническими порядками, и в котором
участвуют лица, которые находятся вне Церкви? По-моему, этот "собор"
не только не помогает преодолеть разделение среди верующего народа наУкрайне, а
наоборот углубляет его». Однако, на Синоде в конце января голоса
Архиереев разделились ровно пополам. Но самые сильные выступления слышим у сербских Архиереев и в частности от учеников преп. Иустина Поповича. Среди них Епископ Бачский Ириней, в просторном выступлении, говорит : «Следовательно, речь идет не о проекте предоставления автокефалии Украинской Церкви, но о программе предоставления автокефалии украинским схизматическим образованиям. /.../ Каким образом было бы возможным восстановить законно изверженных епископов и клириков, их вождя – Денисенко, лжепатриарха Киевского, не только изверженного, но и, сверх того, отлученного и анафематствованного? Разве может какая-нибудь Церковь, не исключая и первой по чину и славе, нарушать и считать недействительными церковные деяния и решения другой братской Церкви? /.../ Действия Константинополя объясняются и аргументируются стремлением устранить расколы и восстановить церковное единство народа Украйны /.../ Многие также считают, что это давление Запада, особенно американцев, что это лишь деталь общего курса западной политики в отношении Украйны и попытка все более углублять ров, чтобы расчленить русский мiръ и добиться того, что Украйна и Россия были не только отдельными, но и вражескими государствами. /.../ мы считаем, что Константинополь действует несправедливо и, к сожалению, безответственно. Они причинили вред не только русской или украинской Церкви, но и себе и всему Православию». Крайне здравые
суждения, и если на самом деле п. Варфоломей имел ввиду устранить расколы и
восстановить единство, то явно в цель не попал, хотя, конечно, истинная цель у
него иная и Вл. Ириней об этом не скрыто говорит. Для другого крупного и широкоизвестного ученика св. Иустина, Черногорского Митрополита Амфилохия, решение
Вселенского Патриархата неканонично. «Украинский
раскол стал катастрофой не только для Украйны, но и для всех славянских народов
и всего Православия.Я удивляюсь, как его не остановила негативная реакция всех
Поместных Церквей. Он не решает этот вопрос, а лишь усложняет его. Но роль
первого из патриархов состоит не в том, чтобы разъединять других, а в том,
чтобы объединять. Такими своими действиями Константинопольский патриарх именно
разъединяет. /.../ Тема так называемой УПЦ появилась не сегодня. Она возникла
именно с созданием Украйны советской властью в 1920-х гг. Тогда возникли так
называемые "самосвяты", которые сами себя объявляли Киевскими
митрополитами. /.../ Это государство – Украйна – является плодом
ленинско-сталинского, коммунистического секуляризма. Эти вмешательства
направлены против России, и по сути – против Православия. Сейчас эти силы,
демонические силы мiра сего, стремятся разъединить и Православную
Церковь. В битве за Украйну, то есть за подрыв фундамента России, видна
рука Америки». Тут интересно отметить уже не первый раз упоминаемое вмешательство
Америки вэти украинские дела. А самое удивительное, что некоторые в этом
сомневаются и даже отвергают такой трудно оспаримый факт.Таким сомневающимся
можно предоставить подтверждения из первоисточников. Госдепартамент США, в
официальном коммюнике поздравил новоиспечённого митрополита Епифания : «Основание Церкви стало историческим моментом для
Украйны. Соединённые Штаты и впредь будут непременно оказывать твёрдую поддержку Украйне». Но ещё до
"дарования автокефалии" Порошенко, принимаяамериканского Посла
поблагодарил«американскую сторону за
активную поддержку в этом
процессе». В свою очередь, посол Браунбек заверил, что Соединенные
Штаты и в дальнейшем будут поддерживать Украину в борьбе за восстановление
суверенитета и территориальной целостности и в праве иметь единую Украинскую
Автокефальную Православную Церковь. Вот, что должно было бы рассеять все
сомнения. Итак, чем кончится эта невероятная история ? Новым крупным
расколом в православном мiре ? Победой константинопольской стороны ? Победой
русской и, добавим, здравомыслящей стороны ? Одно можно определённо сказать : раскольническая, антиканоническая
деятельность п. Варфоломея не подлежит сомнению и ясно выражена в высказываниях
авторитетнейших Архиереев из всех Поместных Церквей. Однако нельзя
недооценивать политические, и не только политические, враждебные Православию
силы, «демонические силы мiра сего»,
по слову Митрополита Амфилохия, которые разбушевалисьв этом вопросе,
вышедшем далеко за пределы Церкви. Но есть ещё один фактор, чисто человеческий. Самолюбивый и
властолюбивый п. Варфоломей безусловно очень болезненно переживает поток оправданной
критики обращённой в его адрес и непослушание со стороны тех, кого он считает
своими вассалами. Такое положение для него недопустимоипо всей вероятности он
применит все возможные способы дляпреломленияэтогосопротивления … И тут, в виде заключения, прислушаемся вновьк словам и анализу
Митрополита Амфилохия. Для сегомудрого сербского Архиереявластолюбие – одна из
самых опасных болезней, которая на протяжении веков была присуща
Римско-католической Церкви. Однако не обошёл этот соблазн и православных правителей,
и «это наблюдается сегодня в поведении
Константинопольского Патриарха относительно Украйны. Его властолюбие принесло
большие скорби и разногласия, которые являются катастрофическими для будущего
не только Украйны и всех славянских народов, но всего Православия». Тот, кто прикидывался намерением водворить мир и единство среди
украинского народа не только не преодолел, а усугубил разделение и поставил
официальное Православие на грань крупного раскола. Своим томосом не
спокойствие, а полный хаос внёс п. Варфоломей в Церковь. Copyright PostKlau © 2019 | |
Просмотров: 872 | | |
Всего комментариев: 0 | |