Главная » Статьи » Традиции » Гремитских Александр

Й.Накамура. Традиции гуманистического реализма. Часть 2


"Хочу предложить для журнала PostKlau статью покойной, к сожалению, японки Йоко Накамуры, немало сделавшей в своё время для популяризации советской живописи в Японии. Машинописный перевод этой статьи она подарила моему отцу" А.Гремитских

ЙОКО НАКАМУРА

ТРАДИЦИИ ГУМАНИСТИЧЕСКОГО РЕАЛИЗМА, ИХ ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В ЖАНРАХ ЖИВОПИСИ С 19-го века ДО НАШИХ ДНЕЙ(часть 2)

Ш. Морской пейзаж

 

В 18-19 веках в недрах классического академизма в русском искусстве зарождаются тенденции романтизма.

Можно сказать, что  то же самое произошло и в жанре традиционного пейзажа.

Гениальный Айвазовский в период развитого романтизма создал самостоятельный жанр морского пейзажа в русской живописи пейзажа.

Существует мнение, что Советский Союз небогат морями, но на севере страны есть Балтийское море и Северный Ледовитый океан, на Востоке -  Берингово и Охотское моря, на юге - Черное и Каспийское моря. Длина береговой линии несравнимо больше японской береговой линии.

Однако,  поскольку страна огромна,  она совсем не воспринимается как морская страна.


Буря на Северном море. 1865 - Айвазовский Иван Константинович

                                          Иван Айвазовский. Буря на Северном море. 1865


Если бы Айвазовский не родился в большом торговом порту Феодосия в Крыму, на берегу Черного моря, если бы вследствие этого он не почитал море как свою родную стихию, ныне русский морской пейзаж, вероятно,  был бы совсем другим.

Благодаря тому,  что Айвазовский сам поведал о своей жизни, мы можем проследить историю и становление жанра морского пейзажа в русской живописи,

  

IVОбразная живопись

 

О жанре образной живописи заговорили сравнительно недавно. По крайней мере, уже после войны.

Однако элементы этого жанра отчетливо прослеживаются и в реализме 19-го века, в период его расцвета.

В 1855 году в журнале "Современник" мыслитель, революционер и публицист Чернышевский поставил перед народом задачу революционного переустройства действительности и определил высший критерий красоты в вопросах эстетики -высшая красота для человека это реальная жизнь: "Искусство должно воссоздавать жизнь и показать свое отношение к каждому явлению", - писал он о роли искусства, поясняя сущность реалистического искусства, основанного на гуманизме. Он обратился к тем, кто стремился к реализму в искусстве. Короче говоря, как и Гоголь, он считал, что простое изображение социального зла означает только распространение этого зла в мире, а реалистическое искусство должно размышлять, обдумывать и указывать народу, как лучше продвигаться вперед.

В реалистическом искусстве наблюдается глубокое проникновение в психологию человека, в психологию общества, должен быть дан ясный ответ по разрешенным проблемам. То же и в живописи. Разумеется, в каждой великой тематической картине, в каждом дереве и в каждой былинке пейзажа, в каждом предмете натюрморта запечатлены полнота души, зов сердца.



1932 Мать. Х., М. 120x159 Гтг, Дейнека Александр Александрович. 1000x750. Просмотров: 530. Обновлено: 17 Июля 2012 г. www.ArtScr

             Александр Дейнека. Мать. 1932


С течением времени развивались эти эстетические идеи, в результате возник жанр образной живописи с ее современным высоким интеллектом и восприятием.

В 1932 году Дейнека написал картину "Мать",  тогда он, вероятно, не думал об образной живописи как о жанре. Однако сейчас, по прошествии 45 лет, именно это произведение стало творческим символом жанра образной живописи.

Пименов в своих работах на темы из современной жизни излагает свою эстетику. Его картины утонченно интеллектуальны и крайне изящны.



                 Юрий Пименов. Новая Москва. 1960


Хотя в этих картинах не все выражено конкретно, возникает ощущение,  что изображено все, что здесь живут люди. Глубина содержания,  возможность наслаивания ассоциаций, интерес способствуют возникновению у зрителя множества мыслей, мгновенного получения правильного ответа.

Жанр образной живописи - это настоящий цветок современного искусства,  расцветший на основе традиций гуманистического реализма.

  

V.  Портрет

 

Жанр портрета в русской живописи с течением времени постепенно выделился из иконописи и четко определился как самостоятельный жанр в начале 18 века. Так же, как и   в Западной Европе, начали писать портреты сперва коронованных особ, аристократии, семей капиталистов .

В 19 веке портрет также получил крещение реализмом, из напыщенных застывших натуралистических портреты перерождались в наполненное жизнью искусство.

В эпоху реалистического искусства объект портретной живописи переместился с царей и аристократии к простому народу. Страдающий старик, нищий в лохмотьях, образ матери,  отдельная личность, человеческая жизнь - в портретах выражались радости и страдания человека, портрет стал откровением,  заставлял ощутить жизнь во всей ее полноте.

Почти все великие мастера 19 века были и портретистами. Поскольку портрет наряду с пейзажем был традиционным в русской живописи, для написания больших тематических полотен художник должен был владеть одинаково любым жанром живописи.

Замечательны портретисты советского периода - Петров Водкин, Нестеров, Грабарь, Яковлев, Корин, Сарьян, Кончаловский, Александр Герасимов, Ефанов. Среди них наиболее интересные произведения оставил Нестеров.


Видение отроку Варфоломею Painting of Russia-Живопись России

             Михаил Нестеров. Видение отроку Варфоломею. 1890


Самое знаменитое произведение свое Нестеров написал до революции - "Видение отроку Варфоломею".  А целый ряд портретов выдающихся советских деятелей культуры и науки, созданный Нестеровым в тридцатых годах, стал ценнейшим вкладом художника в сокровищницу советской живописи .

Нестеров развил в своих работах прекрасные традиции портретного жанра русского изобразительного искусства. В портретах его работы непреклонная энергия, широкий интеллект, глубочайшая психология, мощный внутренный заряд, все это неизменно привлекает сердца зрителей.

В пятидесятых годах стремление художников выразить историческую истину о себе, своих идеях и современниках сильнее всего выразилось в портретной живописи. В пример можно привести творчество Александра Герасимова и Корина .


        Таир Салахов. Портрет композитора Кара-Караева. 1981



В шестидесятых годах в области тематической живописи и портретной крупных успехов добился азербайджанец Салахов. Его кисти принадлежит "Портрет композитора Кара-Караева" -  образец портрета 60-х годов. В этом портрете сплав психологического портрета и портрета-памятника, данный в совершенном исполнении.

 

IVНатюрморт

 

«Натюрморт - это насущный предмет обсуждений художников этого жанра. В нем невозможно поместить объект в пространстве под какой-нибудь темой или показать психологизм. Где нахожусь я, воспринимающий этот предмет? Что он такое, этот предмет? Где он находится? Это основные требования натюрморта. Кроме того, восприятие натюрморта зрителем - большая радость познания.»

 

— Петров-Водкин —

 

Натюрморт пришел в 16-17 веках из Германии и Голландии. К началу 18 века определился как новый самостоятельный жанр живописи.

Первые  русские натюрморты характеризовали простоту, хрупкость природы. На окрашенной краской поверхности, имитирующей деревянную доску помещали предметы повседневного обихода - книгу, тетрадь, чернильницу и т.д. Характерны были миниатюрность предметов и пространство.

В эпоху Петра Великого, как отражение времени и стремления к прогрессу и просвещению, появились первые натюрморты с изображением продуктов питания - "расстеленная скатерть, хлеб, кувшин".

Во второй половине 18 века наблюдался застой, в это время стала модной пышность, могущая поспорить с иностранцами, жившими в России.

В Академии господствовал классицизм, главным жанром считался жанр исторической живописи, натюрморт рассматривался как низкий жанр, как вспомогательный для исторических и жанровых картин. Именно по этой причине художники академии проявляли к нему особый интерес.

В этом направлении и развивался этот жанр на протяжении ста лет Венециановым и художниками его школы.

 

В первой половине 19 века Федотов компоновал картину согласно идее произведения, включал и натюрморт. В своих произведениях он рассказывал о привязанностях живых людей, пробуждал в зрителях определенное отношение к ним.

Затем, Волков создал самостоятельный натюрморт, отличающийся точностью контура и точным восприятием материала.

Во второй половине 19 века в произведениях художников-реалистов натюрморт не играл заметной роли,  поскольку их задачей было прославление служения обществу. В это время натюрморт становится предметом учебной работы, развивающей способности художников.

Однако,  тем не менее, Левитан наряду с пейзажами писал и натюрморты, наполненные любовью к русской природе.


Изображение

          Александр Маковский. Пасхальный натюрморт. 1916


Начало 20-го века было отмечено расцветом русского натюрморта, который, наконец, получил равные права с другими живописными жанрами.

Искусство, развивавшееся в предреволюционные годы в условиях жестокой социально-идеологической борьбы, характерно поисками в области цвета, формы, пространственной композиции. В усилиях расширить и развить выразительный язык и возможности живописи художники с большим вниманием обратились к традициям древнерусского и народного искусства, к наследию восточных культур и западного классицизма, к достижениям современной французской живописи.

В течение пятнадцати лет жанр натюрморта прошел сложный путь от импрессионизма до абстракционизма.

  Импрессионизм и антиреалистическая группа

Коровин,  Грабарь, Ларионов (ранний период)  были представителями импрессионизма.     Коровин стремился выразить разумность радостей жизни и самые свои светлые впечатления. Ларионов предпочитал более мягкие краски, вдохновение и поэтичность .      Грабарь пишет натюрморты, тесно связанные с пространством и пейзажем,  занимающие всю поверхность картины.


"Мир искусства" (антиреалистическая группа). В эту группу входили Сапунов, Судейкин, Головин, Анисфельд и др. Отличались пристрастием к изысканным, тщательно отделанным вещам.

"Голубая роза" -  представители этой группы Сарьян, Кузнецов отражали в своих произведениях сильное тяготение к Востоку. Острые контрасты, резкие светотени, четкий контур, изображение отдельных цветов и листьев, эффект яркого и как бы пылающего солнца.

"Бубновый валет". Эта группа находилась под сильным влиянием Сезанна. Они вели поиск,  как при помощи цвета передать величину и качество предмета, как добиться со

держательности цвета, чтобы повысить его выразительность.



Машков Илья Иванович - 1910 Натюрморт С Бегониями. Грм (800х652). Нажмите для просмотра в полный размер.

                      Илья Машков. Натюрморт с бегониями. 1910


Произведения лидеров этой группы Машкова и Кончаловского воспевают любовь к жизни,  природе и щедрым дарам богатейшей земли. В конце концов,  в десятых годах, художники группы "Бубновый валет" перешли к кубизму.Кроме того, многие художники этого периода отреклись от традиций великого искусства,  отвергли веками копившееся наследие культуры изящных искусств. Малевич, Кандинский и другие сооружали конструкции в духе абстракционизма, кубизма, футуризма.В 1917 г. произошла Октябрьская революция. Осуществился поворот к искусству социалистического реализма. Двадцатые и тридцатые годы ознаменованы сложными поисками новых способов выразительности, которых требовала историческая действительность. В эти годы шел непрерывный процесс борьбы с самыми различными течениями и школами формализма.В этот период объединились художники старшего поколения - Машков, Кончаловский, Сарьян, Кузнецов, Фальк, Куприн, Петров-Водкин. Они перешли от абстрактно-философских приемов к тематической живописи.В жанре натюрморта важную роль играет творчество Пименова. Возвышенные чувства,  заострение внимания на роли вещей в жизни человека приближает его произведения к жанру образной живописи.Эти десять лет были для натюрморта в советской живописи поистине годами расцвета жанра. Асламазян, Стожаров и другие молодые талантливые художники продолжают поиски, большое внимание уделяют традициям русского народа,  экзотике , появляются новые интересные решения и открытия.  

VII.  Жанровая живопись

 Жанровая живопись в России существовала издавна,  так же, как и пейзажная живопись, но настоящего развития она достигла в 19 веке, в период расцвета реализма.Гуманистический реализм 19 века добросовестно отображает жизнь людей своей эпохи, детально показывает их одежду, прически, косметику, украшения, интерьер жилищ, жесты, манеры, даже вышивку на носовых платках. В каждом из произведений этого жанра навеки запечатлен миг из жизни той эпохи. В этих картинах человек живет в своем времени, в своем привычном окружении, герой или героиня картины выражают идеи и стремления своего времени, поэтому эти картины будут всегда производить на зрителя самое свежее непосредственное впечатление, сколько бы сотен лет не прошло. Тематические и исторические картины трудно четко отделить от жанровых.      Однако,  в зависимости от содержания, картина может быть или более тематической или же более жанровой,  это разделение зависит от выразительного языка произведения.Если рассматривать жанровую живопись исторически, то реализм 20-го века по сравнению с реализмом 19-го века стал гораздо глубже по сути. Причина этого в том, что благодаря величайшему историческому событию - революции в СССР, люди возвратились к реализму - реализму социалистическому,  основанному на стремлении созидать,  а не разрушать. Однако, нельзя сказать, что в изобразительном искусстве полностью исчезло влияние периода начала 20-го века.Спустя четверть века после революции открылись решающие возможности для утверждения нового реалистического искусства. Причина этого в том, что и реализм 19 века, и реализм 20-го века был воплощением братского стремления людей к свободе в пределах одной страны, в пределах одного Союза.Однако война, названная Великой Отечественной войной, была войной с другими государствами, воевали, отдавая жизни в защиту своей Родины."За Родину!", "За мир во всем мире!" - эти высокие лозунги вели людей на битву,  заставляли их глубже осознать свою миссию.      Мир искусства еще теснее сплотился во имя выполнения еще более высоких целей.Иогансон, Дейнека, Кукрыниксы, С.  Герасимов, А. Герасимов, Мухина,  Пластов,  Пименов, Сарьян, Ромадин в то время молодые современные ведущие художники Пономарев, Яблонская, Непринцев, а также многие тысячи других художников решительно поднялись на борьбу за победу своей Родины, за строительство своей Родины.Деревня, написанная Пластовым. Самые простые, будничные вещи наполнены человеческими эмоциями, освещены лучами поэзии и истины жизни. Труд, спорт,  отдых - темы картин Яблонской. Щедрость здоровой ясности, оптимизма, радостной энергии, жизнь кипит в героях ее картин. Сейчас, когда этот период пройден, в поэтическом осмыслении жизни Яблонской все глубже дышит человеческая правда.Григорьев, Решетников, Шевандронова свои произведения посвящают детям. Сколько в них теплого человеческого чувства и юмора!


           Юрий Кугач. Бабушка и внучка. 1983


Прекрасная поэтическая взволнованность в изображении жизни у Кугача, романтика, связанная с развитием киргизского народа у Чуйкова, широкое дыхание Армении у Зардарьяна - как бы вдыхаешь полной грудью богатство и радость новой, свободной жизни Советского Союза!

Советская жанровая живопись в любой ее период всегда будет передаваться от одного поколения к другому,  подобно молодому вину в старинном сосуде.




Copyright PostKlau © 2015

Категория: Гремитских Александр | Добавил: museyra (22.12.2014)
Просмотров: 2345 | Комментарии: 6 | Теги: Гремитских Александр, традиции | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 1
1 Дарья Степановна  
Вроде бы все правильно, но как-то все по верхам, нудно. Хотя спасибо госпоже японке и за это. У них тоже красивое искусство

Имя *:
Email *:
Код *: