Главная » Статьи » Традиции » Гремитских Александр |
"Хочу предложить для журнала PostKlau статью покойной, к сожалению, японки Йоко Накамуры, немало сделавшей в своё время для популяризации советской живописи в Японии. Машинописный перевод этой статьи она подарила моему отцу" А.Гремитских ЙОКО НАКАМУРА
ТРАДИЦИИ ГУМАНИСТИЧЕСКОГО РЕАЛИЗМА, ИХ ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В ЖАНРАХ ЖИВОПИСИ С 19-го века ДО НАШИХ ДНЕЙ(часть 1)Можно сказать, что расцвет жанров живописи в России начался в 18 веке. В 10-м веке христианская религия, пришедшая из Византии, создала удивительно своеобразный эстетический мир иконы, в тринадцатом веке уже отчетливо проявляются черты русского национального искусства, а в пятнадцатом веке, благодаря богатому разнообразию творческих приемов и взволнованному выражению живых человеческих эмоций, наступил золотой век иконописи. Развитие иконописи, отражая требования эпохи, привело к созданию портретной живописи. Великие реформы Петра Первого в начале восемнадцатого века как бы открыли для России окно в мир и обеспечили бурный расцвет искусств. Люди в эпоху Петра Первого жадно стремились понять различные новые явления в окружающей жизни и познать все многообразие мира, восставали против ограниченности во многих ее проявлениях. В этот период западноевропейское искусство волной захлестнуло Россию. Эти тенденции нашли отчетливое выражение и в искусстве живописи - в шестнадцатом-семнадцатом веках возник новый жанр натюрморта, пришедший из Франции и Голландии, а в тридцатых годах восемнадцатого века этот жанр стал так же популярен, как и жанр портрета. В то же время, русские художники стремились передать в своих полотнах очарование страстно любимой ими русской природы, просторов России. Зародилось искусство русского пейзажа, характерное только для России. И жанровая, и историческая, и тематическая живопись, подобно пейзажу, зародились в недрах народного искусства, но в своем формальном выражении испытывали влияние западноевропейской живописи. Семен Щедрин. Каменный мост в Гатчине и площади Конетабля Русское искусство в девятнадцатом веке Начало девятнадцатого века ознаменовано появлением гениального Пушкина. Пушкин, чья великая жизнь оборвалась в результате дуэли в 1837 году, когда поэту было всего лишь 38 лет, не только явился родоначальником новой русской литературы, но и вписал свое имя золотыми буквами в историю русской литературы, являющейся неотъемлемой частью мировой литературы. Литературное творчество Пушкина способствовало утверждению национального самосознания и духовной индивидуальности человека, развитию выдающихся качеств русского народа, оно стало духовным богатством народа и оказало свое влияние на самые различные области искусства и культуры. Оно, разумеется, унаследовано и современным советским человеком. 19-й век был периодом наивысшего подъема русского изобразительного искусства. Это было время, когда народные массы, победившие Наполеона, почувствовали свою силу, что привело к росту самосознания, и реформа крепостничества и царизма стала просто необходимой. Стремление к общим великим целям способствовало расцвету лучших творческих качеств русского народа. Литература шла впереди других видов искусства. Живопись, критика, музыка испытывали процесс взаимного проникновения, обоюдного обогащения и развития; в борьбе с тогдашними властями и укоренившимися обычаями создавалась новая эпоха. В литературе появились Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Некрасов, Тургенев, Толстой, Достоевский, Чехов, Горький и украинский поэт и живописец Шевченко. В публицистике - Белинский, Герцен, Чернышевский, Писарев, Добролюбов, Михайловский, Воровский. В музыке - Глинка, Мусоргский, Балакирев, Римский-Корсаков, Чайковский, Рахманинов и другие великие композиторы. Иван Шишкин. В Сиверской. 1896 Федор Васильев. Болото в лесу. 1872 Андрей Шильдер. Березовый лес. 1908 И, наконец, в живописи - Брюллов, Александр Иванов, Федотов, Перов, Крамской, Савицкий, Айвазовский, Шишкин, Саврасов, Верещагин, Репин, Суриков, Ге, Левитан, Серов, Врубель - великие мастера, каждого из которых можно назвать жемчужиной мирового искусства. Реалистическое искусство и его исторический фон С появлением Гоголя и Чернышевского в тридцатых-сороковых годах 19 века в реализме, созданном Пушкиным и Лермонтовым, усилились социально-критические тенденции, утвердилось искусство критического реализма, до конца разоблачающее социальное зло, ясно определившее ответственность и назначение художника: "Искусство должно воссоздавать жизнь и показать свое отношение к явлениям жизни". Такой взгляд на искусство, утвержденный в литературе Пушкиным и Гоголем, оказал существенное влияние и на другие виды искусства. Реализм в живописи проявился в создании группы "художников-передвижников", в которую вошли художники, протестовавшие от консервативной системы академизма. Эта группа в целях просвещения народных масс изображала реальную русскую действительность, она была связана с народническим движением хождения в народ, способствовала развитию революционного демократизма. Близкий друг Гоголя Александр Иванов написал огромное полотно (540 х 750) - картину "Явление Христа Народу", работа эта продолжалась в течение двадцати лет. Хотя эта картина написана на религиозную тему, все 34 человека, изображенные на полотне, обладают реальными характерными чертами современного человека. Техника живописи и совершенное мастерство художника выражают требования эпохи - стремление к развитию самосознания, к равенству и справедливости. Это "тематическая живопись", шедевр гуманистического реализма, в который включена возрожденная душа самого создателя картины. Иван Крамской. Христос в пустыне. 1872 Знаменосцем реализма в живописи был глава группы художников-передвижников Крамской. В его шедевре - картине "Христос в пустыне" стремление проникнуть во внутренний мир современника, ответ на вопрос в фигуре человека, изображающего Христа. Но и сейчас, по прошествии ста лет, глядя на эту картину, современный человек испытывает те же чувства и душевное волнение перед этим образцом гуманизма. Утверждение многообразия живописных жанров В девятнадцатом веке идеи русского искусства выражались различными жанрами живописи. Здесь сейчас крайне трудно отнести произведения великих мастеров к какому-то определенному жанру. Александр Иванов. Явление Христа народу. 1857-77, ГТГ Так, если в качестве примера взять "Явление Христа народу" Александра Иванова - то можно сказать, что это и законченный портрет, и пейзажная живопись, и жанровая, и образная картина, кроме того это тематическая живопись, включающая в себя и натюрморт. То же самое относится и, например, к картине Репина "Бурлаки на Волге". А многочисленные морские пейзажи гениального Айвазовского ! Разве можно говорить о них только как о простых картинах, написанных в жанре морского пейзажа? В произведениях художников этой эпохи мы ощутимо чувствуем, как они развивали свой великолепный талант, насколько сильно было в этих людях чувство назначения художника, взволнованное чувство, идущее из глубины души, заставляющей художника рисовать. Именно эти идеи искусства стали движущей силой освобождения человека. Начало 20-го века Русский мир живописи в начале 20-го века вступил в пору разброда. Утвердился русский промышленный капитал, усилились тенденции буржуазного модернизма, все большее влияние приобретали антиреалистические группы. Друг за другом умирали лидеры «Группы передвижных выставок» - это ускорило отступление реализма. Антиреалистические группы яростно атаковали эстетическую теорию Чернышевского, критиковали искусство за следование социальным идеям. Движение народников, боровшихся за осуществление крестьянской революции и реализм группы передвижников в конце концов утратили свой прогрессивный характер в результате того, что на основе индустриализации появившийся рабочий класс быстро развивался под влиянием марксизма. Фобизм, кубизм, экспрессионизм, футуризм, абстракционизм, сюрреализм и другие подобные западноевропейские "измы" невиданной волной захлестнули и Россию. "Голубая роза", "Мир искусства", "Бубновый валет" и другие группы, кроме того, множество влиятельных групп, возродивших академический классицизм, проводили активную творческую деятельность. Такая обстановка сложилась перед революцией 1917 года. Искусство советского периода. Что должен делать художник? Ленин говорил об искусстве, что искусство существует для народа, оно рождается эпохой и отражает думы и жизнь людей, оно должно быть понимаемо и любимо народом. Искусство неразрывно связано с чувствами, мыслями, волей народа, живущего в эту эпоху, и оно должно возвышать их. Деятели искусства начали трезво рассматривать искусство, человека и общество. Биение пульса народа в его инстинктивной идее искусства они восприняли как зов собственного сердца.
Александр Дейнека. Полдень. 1932 Игорь Грабарь. Зимнее утро Юрий Пименов. Утро нового дня. 1964 Факел традиций гуманистического реализма понесли вперед новые лидеры, началась новая эпоха. Появилось множество новых художников во главе с Петровым-Водкиным, Юоном, Грабарем, Бродским, Иогансоном, Дейнекой, Пластовым, Герасимовым , Пименовым, Кукрыниксами. В литературе - Горький, Алексей Толстой, Островский, Есенин, Маяковский, Эренбург, Шолохов, Пастернак и др. В музыке - Прокофьев, Шостакович, Хачатурян. Русский реализм в искусстве, зерна которого заронили Пушкин и Лермонтов, и который расцвел в 19 веке благодаря Гоголю, начал давать плоды нового реалистического искусства в двадцатом веке благодаря всемирно известным советским мастерам. 1923 год стал поворотным годом в истории советского изобразительного искусства. 13 апреля было опубликовано историческое решение ЦК КПСС об организациях литературы и искусства. Это решение нанесло сокрушительный удар по многочисленным формалистическим группам, которые стали тормозом на пути развития молодого советского искусства. Был образован единый Союз художников СССР, наметилось усиление развития по пути реализма, была создана база сегодняшнего искусства. При посещении музеев изобразительного искусства в СССР, где бережно сохраняется культурное наследие прошлого в качестве всенародного культурного достояния, убеждаешься, что в них представлена вся славная история живописи от иконописи до современности, не забыт ни один период, включая и период существования формалистических групп начала двадцатого века. Особенно широко представлены все основные произведения живописи с 19 века до наших дней. Поскольку в Японии проводится специальная выставка картин русского и советского периодов, наиболее верно отражающих суть гуманистического реализма, хотелось бы сказать несколько слов о связях и преемственности традиций живописи с 19-го века до современности, рассматривая каждый жанр живописи отдельно. 1. Тематическая картина Жанр тематической картины представляется наиболее важным в живописи, начиная с 19-го века. Он представляется основным с точки зрения композиции, масштабности, глубины содержания, а также с точки зрения общих моментов с жанром исторической живописи, соответствующего традиционному стилю академического классицизма. Большая часть великих мастеров 19 века пишет тематические картины. Современные авторы также нередко рисуют некоторые моменты своей жизни в своих основных произведениях, чтобы выставить на суд публики достоинства своего творчества. Выбрав тему будущей картины, художник в течение многих лет пишет эскизы к ней. Нередко окончательная тема картины приходит к художнику внезапно во время работы над этюдами. Аркадий Пластов. Жатва. 1945 Хотя каждый эскиз, каждый этюд сам по себе уже завершенное произведение живописи - фигура человека, пейзаж или натюрморт - художник упорно продолжает накапливать их до невероятных количеств. Случается, что композиция всей картины меняется при отделке, иногда же художник пишет много разных вариантов более мелкого размера, пока не остановится на наиболее приемлемом. Сколько этапов до завершения произведения! В мастерской художника можно услышать: "эта картина для выставки "30 лет Победы в Великой Отечественной Войне", она откроется через три года", или же художник говорит, прикрывая огромный холст размером 5 х 3 м , "Думаю выставить эту картину, когда будет устроена подходящая по теме выставка". В исканиях всех современных художников, в их душах ясно чувствуется эхо работ великих мастеров 19-го века, которые отражали свою эпоху, отстаивали гуманизм. II. Пейзаж Когда разговор заходит о России и русских людях, невозможно не упомянуть о русской природе. Творческий характер, щедрый талант, моральные качества, национальные устремления, чувство прекрасного и другие национальные особенности народа взращены на безграничной любви к русской земле. С тех пор, как на Руси (древнее название России) стали жить люди, русская земля, природа и человек слились в единое неразделимое целое. Тысячи и десятки тысяч лет рождаются люди на русской земле, живут на лоне родной природы, любят природу, воспевают ее. Можно сказать, что когда русские люди начали писать картины, жанр пейзажа уже существовал. Открытый художниками милый русский пейзаж, на первый взгляд ничем не примечательные картинки природы, журчание ручейков, пышные ивы, весенняя природа вызывали чувство любви к родной земле за скромные примулы среди травы. Другие на небольших холстах писали огромный страшный лес, и в душе возникало чувство страха перед природой и уважения к ней. В каждом дереве, в каждой былинке жили душа, роман и любовь. Произведения художников первой половины 19-го века - Венецианова, Айвазовского, Щедрина, Иванова - проникнуты светлой гуманистической атмосферой, поэтическим восприятием природы. Расцвет реализма во второй половине 19-го века углубил содержание пейзажной живописи, художники-пейзажисты находили новые способы выражения, обращались к сложным вопросам творческого воздействия народа на природу. Шишкин, Саврасов, Васильев, Куинджи, Левитан, Коровин и другие утвердили жанр русского пейзажа, он продолжает в известном смысле жить и в современной советской живописи. Владимир Гремитских. Ноябрь. 1962 В мастерских тысяч современных художников можно увидеть бесчисленное множество пейзажей, наполненных этими чувствами. В этих пейзажах традиционный гуманизм русского человека, необычайная любовь к Родине, глубоко чувствуется связь искусства с обществом, возникает мысль о неразрывности присущей России и русскому человеку индивидуальности и русской великой природы и любви русских людей к природе. Copyright PostKlau © 2014 | |
Просмотров: 2866 | Комментарии: 3 | | |
Всего комментариев: 0 | |