Главная » Статьи » Традиции » Элпиадис Алексей

А.Элпиадис. Афон как ответ на национальный вопрос(II)

Алексей Элпиадис (Греция)



                        Афон  как ответ на национальный вопрос(II)                                                                 

                                                             Бог и "крайний судья"

                                      Статья посвящена распятию и воскрешению Афона последних 200 лет 

                                                              Афон в 20-м веке

                           Нация, это государство. Этнос, это народ. Нация и этнос, не одно и тоже. 

  20-й век оказался не менее катастрофичен для Афона чем для всего православного мира. В 1963 году праздновалось 1000 летие Афона, (1000 летие со времен основания Афанасием Афонским Великой Лавры). Но это был не праздник, это было подобием похорон. Афон просто вымер, произошёл демографический коллапс. Более того, в самый разгар холодной войны спецслужбы стран Варшавского Договора и Натовской Греции одели рясы. Есть много историй НЕ столько об Афонских монахах,  сколько о Джеймсах Бондах на Афоне. Едкий привкус геополитической конкуренции просматривался в вымирании на Афоне обителей, насельники которых происходили из стран Соц-блока. Тут можно провести параллель с той маниакальной накачкой Афона в конце 19-го века русскими монахами, которую систематически проводила царская Россия через русское посольство при Султане, в обход Вселенского Патриарха. Но и Греческие обители Афона находились на грани вымирания. Греция в 20-м веке стала единственной православной страной в мире, это была какая то издевка судьбы над идеей панэллинизма в лоне православия. Панеллинизм, это панславизм по-гречески. Тем не менее, не надо путать Цезарево с Божьим. Церковь в Греческом королевстве была Цезаревой (то есть королевской) и в этом смысле гонение на Церковь в лоне Греции было не меньшим, а может даже большим чем в странах соц-блока, ведь псевдопророк опаснее открытого гонителя. Огромное количество монастырей было закрыто в Греции уже в 19-м веке, государственными директивами. Пиком греческого Цезарепапизма стал век 20-й с его диктатурой черных полковников (с 1967 по 1974 годы). Парадоксально, но именно православные диктаторы осмелились сделать то, на что не пошла даже нацистская Германия – упразднить Афон.  Дело в том, что Афон стал единственной частью территории Греции, которая не была оккупирована во время второй мировой войны. В результате прошения Афонской братии  по личному распоряжению Гитлера на границе Афона стали немецкие войска, которые и разделили Болгарскую оккупационную зону и Афон. Но Болгарский филетизм ни чем не лучше греческого. Для националиста мирская идеология всегда важнее чем богословие Церкви. Итак, в 1969 году, в эпоху диктатуры черных полковников стали издаваться законы, которые радикально ограничивали внутреннее самоуправление Афонской монашеской республики. Открыто обсуждался вопрос о ее полном упразднении и превращении  Афона в зону туристической застройки. Именно это произошло с другой монашеской республикой Греции Метеорами, которая была упразднена в 20-м веке. Метеоры сегодня - это туристический аттракцион. Для националиста вообще православие, это средство достижения цели, но не сама цель. 

В результате получается аттракцион. Мотивация для упразднения монашеской республики на Афоне была вполне логичной – биологическое вымирание святой горы. Из стран соц-блока, ввиду холодной войны, монахов пускали крайне "дозированно", несмотря на протесты Афонской братии. Священный Кинот в 1982 году даже издал официальное обращение к греческому государству, в котором говорилось: "Мы располагаем большим и славным историческим опытом. Он свидетельствует, что при всех человеческих невзгодах со всей очевидностью Святой Горой управляла Всесвятая Владычица Богородица. Поскольку она пожелала, чтобы здесь было многонациональное и разнообразное население, мы также хотели бы последовательно сохранить монашеское и раннехристианское наследие Святой Горы». 


Афон. Чудотворная икона Богородицы

                                                    Афон. Чудотворная икона Богородицы


Но и греческие обители оскудевают, греки перестали уходить на Афон, он вымирает. Тут можно провести параллель с тем, какое количество людей в поздний синодальный период русской церкви (перед революцией 1917ого года) пойдя путем отчаяния, отказывалось от церкви, главой которой был Бог, но «крайним судьей» Цезарь.  Слово царь происходит от слова цезарь, а «Крайний Судья» это официальный титул Русского Императора в Синоде и его роль в Церкви после Петра Великого и до восстановления Патриаршества на Руси.  Итак в Греции наши Цезари (Крайние судьи - диктаторы) меняли Архиепископов как перчатки. Диктаторский цезарепапизм «черных полковников» приведет в последствии к жуткой, дискредитации православия в целом и иночества в частности в широких слоях греческого общества. Монастыри оскудевают по всей Греции, но особенно это было видно на Афоне. Создавалось отчаянное впечатление неизбежного конца истории Афона как живого организма и его превращение в культурно-туристический реликт. Но путь монаха - это не путь отчаяния, это путь покаяния. И Бог эти молитвы услышал. 

Свобода Бога в Его Воле. Свобода Дьявола в Ее отрицании (до времени). Свобода человека в Выборе. Бог дал людям свободу и тем самым обрек Себя на распятие, Церковь Тело Христа. 

В 1974 году после очередной катастрофы (на этот раз на Кипре) очередная утопия «православная диктатура» пала. В 1975 году был проведен референдум в Греции о принятии новой конституции и упразднения монархии в стране. В 1977 году был принят новый устав Элладской церкви. Это был первый случай в истории Элладской церкви, когда она становится действительно автокефальной не только по отношению к остальным поместным церквам, но и по отношению к собственному правительству (слово автокефальный переводится буквально как – своя голова). Путь Элладской церкви похож на путь церкви Болгарской, обе начали свою историю как церкви раскольников, абсолютно подчиненные национальным интересам отдельно взятых государств. У государей могут быть и благие намерения, но ведь и у Пилата были благие намерения, когда он оказался "Крайним Судьей" но он поступил так как поступают все гос-служащие, которым предоставляется неестественная для них функция «судьи над Церковью» – он подумал о себе, открыв путь на Голгофу.  20-й век это Голгофа Православной Церкви во всех своих поместных измерениях (Тело Христа). Таких "крайних судей" было много у всех православных народов 

Но после распятия пришло воскрешение. Сначала воскрес Афон, то что происходит на Афоне последние 30 лет, это чудо воскрешения, после распятия.  Началось с греческих обителей. Последние 30 лет по Воле Бога без всяких государственных санкций, которых слава Богу уже нет, греческие обители Афона восполнились молитвенниками. Люди приходили не для того чтобы учить, а для того чтобы учится. Затем пришел коллапс еще одной утопии «Атеизма как гос-религии». Религия это учение людей о потустороннем мире в этом смысле атеизм тоже религия, доказать что иного мира нет невозможно, в это можно только верить и у этого вероисповедания были свои Идолы, свои священные писания и своя иерархия. После того как очередная мирская утопия (атеизм как гос религия) рухнула, началось возрождение Афонских обителей насельники, которых приходят из бывших стран соц-блока. Мы современники этого возрождения.

Но сегодня все это происходит совсем не так как в 19-м веке. Афонский монах это не грек, серб, или болгарин это, прежде всего, Афонский монах.  Сейчас это происходит через прямые сношения Поместных Автокефальных церквей, которые уже есть, с Вселенским Патриархатом, который несмотря ни на что, все еще есть.  А Константинопольский Патриарх он  Вселенский, хотя бы по тому, что в его юрисдикции находится Афон. 


                                                            Афон сегодня 


Современный Афон, это как всегда утопия для мирского самосознания. Во первых, это единственная автономия в мире, основанная ради любви к Женщине.  Афон - это Удел Богородицы, по вере Афонских старцев Она управляет Афоном. «Бог - это Бог Живых но не мертвых» так ответил Иисус Саддукеям. Дева Мария неоднократно являлась на Афоне. Недопущение же других женщин на Афон связанно не с женоненавистничеством, но просто с желанием ограничить себя от лишних соблазнов (их на Афоне и так хватало, и не только в 20-м веке). 

Административный статус Афона в лоне нынешнего Греческого государства, трудно назвать автономией. Пожалуй  это  конфедерация Афона и всей остальной Эллады. 

Во первых, Афон освобожден от уплаты любых налогов, даже НДС на территории Афона не взымается. Ввиду того, что сам Афон юридически не является государством там вообще нет такого понятия как налогообложение, то есть упразднена такая стандартная функция для мирского самосознания как «долевое участие государства (или офшора) основанное на процентной ставке». Суть налога в проценте. Связанно это с драматичным историческим опытом.  В истории Афона есть период, когда Османские правители, несмотря на то что внешне признавали церковную автономию Афона, облагали монастыри такими сумасшедшими налогами, что это приводило к вымиранию целых обителей. Лучший способ ведения войны, это предоставление займа на невыполнимых условиях. Афон это уже проходил. 

Афон сегодня имеет свой собственный визовый режим. То есть, чтобы попасть на Афон надо получить две визы, одну греческую другую Афонскую. Причем если для простого паломника Афонскую визу, которая издается от имени священного Кинота горы Афон  можно получить на территории Греции (Либо в Салониках либо в Урануполисе), то для священников необходима санкция (благословение) Вселенского Патриарха. То есть, для определенной категории граждан, инициация визы осуществляется вне территории греческого государства. Вселенский Патриарх находится в Константинополе и в его церковной юрисдикции находится Афон. Происходит это по объективной причине памяти как поместные церкви использовались поместными государствами в собственной геополитической конкуренции, или в своих геополитических альянсах. Афон не входит в юрисдикцию ни одной из поместных церквей. Вселенский Патриархат является единственным в православном мире патриархатом имеющим двойную функцию, он и поместный – Константинопольский, но он же и Вселенский.  В православии нет ни протестантской церковной местечковости,  ни католического абсолютизма Папы Римского. 

Теперь по поводу гражданства. Любой насельник Афона вне зависимости от страны происхождения или национальности, если он принимается в Афонскую братию получает греческое гражданство и право на бесплатную медицинскую страховку.  Получается очередной парадокс для мирского самосознания, греческое государство на определенной части собственной территории  не имеет власти предоставлять или не предоставлять собственное гражданство. Почему это делается? В истории Афона были две крайности с понятием гражданства, с одной стороны (в период «диктатуры черных полковников») в Греции был период, когда греческое государство фактически упразднило Афонскую автономию, но и с другой стороны, были периоды когда Россия и некоторые другие страны требовали интернационализировать конституционный статус Афона. Далеко не факт что было бы лучше . 

Так в чем же выражается власть мирского государства на Афоне сегодня? Во-первых, на Афоне есть государственный управитель. Губернатор Афона назначается министерством иностранных дел Греции. В его ведении все мирские вопросы, включая и полицейский участок который на Афоне есть. Это нужно для борьбы с элементарным криминалом. Можно написать целый научный труд о тех хищениях, которые осуществляли благоверные христиане, приходившие на Афон помолится, причем отдельную главу можно посвятить спец-службам. Естественно в таких случаях законы Греции применяются автоматически без всяких санкций со стороны Афонского Кинота. Но все что выходит за рамки криминала находится в ведении Кинота и без его санкции невозможно использовать мирскую силу. 

Это опять таки основано на драматичном прошлом. В истории  Афона 20-го века есть два классических примера когда в определенных обителях распространялись сектантские тенденции и два разных подхода к их решению - государственный и церковный, это мягко выражаясь не одно и тоже. 


                      Государственный подход искоренения ереси. 



                     Афон. Монастырь Св.Пантелеймона


В начале 20-го века, в Русском свято Пантелеймоновым монастыре, который тогда был самым многочисленным на Афоне, распространилась среди части братии ересь «Имяславия».  «Имя Бога Сам Бог говорили Имяславцы» отрицая таким образом двух ипостасную природу Христа. По вере Церкви Иисус был Бого-Человеком, то есть в нем человеческая и божественная ипостасии сосуществовали  неслияно. Само слово Иисус выражает эту двухипостасную природу Спасителя. С одной стороны Иисус (Йешуа) это распространенное в Палестине первого века нашей эры человеческое имя. И Иисус по вере Церкви был Человеком подобным нам во всем кроме греха. Но с другой стороны Слово Иисус означает «Бог есть Спасение» Иисус это СЛОВО. Богородица по вере Церкви родила Бога, но Бог от нее Не родился он через нее Воплотился, Бог Слово, вторая Ипостась Троицы, «Рождённого от Отца прежде всех веков» и прежде всех имен. Таким образом, имяславие - это классическая попытка рационализировать таинство воплощения, это уже неоднократно приводило к великим ересям уже со времен Византии (монофизитство, монфелитство, моноэнергизм и т.п). 

Виновны ли сами имяславцы в собственной ереси? Конечно -да, ибо личную свободу выбора никто не может упразднить, Тем не менее, в большей степени  вина лежит на "Царской государственной религиозной политике" целью которой было этническое доминирование на Афоне в преддверии распада османской империи. Эта политика была только по "Имени" православной. Людей присылали на Афон духовно не подготовленных, в результате только среди русских монахов Афона распространилась ересь имяславия. Собственным государством души людей и их судьбы (судьба, это то, что будет с душой после смерти) использовались как разменная монета в чисто мирских геополитических играх . Но не все русские монахи приняли лжеучение а только часть. Святой православной Церкви Силуан Афонский не просто русский монах не принявший имяславие,  это величайший святой Афона 20ого века.  Его же духовное чадо отец Софроний(Сахаров) в последствии станет первым русским монахом,  которого пригласят стать, исповедником греческого монастыря. То есть Афон, он конечно "в миру" но он,  "не от мира сего". Житие святого Силуана разделено на два мига. Один миг, это счастье встречи с Богом (к нему было явление Христа) другой миг, это вся остальная земная жизнь, проведенная в "скучании о Боге" и поминании его Имени к которому он молился такими словами 


 "Твой тихий и кроткий взор я не могу забыть, и слезно молю Тебя: приди, и вселись, и очисти меня от грехов моих. Ты видишь с высоты святой славы Твоей, как скучает душа моя по Тебе.» (Имя Бога не есть Бог). 


Итак в русском монастыре Афона наблюдался раскол на две партии православных и имяславцев Как для наших греческих националистов так и для русских имперских государственников православие было всегда, лишь вопросом политкорректности. Из чувства политкорректности, императорской директивой из Петербурга было принято решение насильственно вывести с Афона всех русских Имяславцев, которые не покаятся.  Не вдаваясь в детали сцены выселения русских монахов русскими же офицерами имперских войск, метод был бетонно-топорным. Что наделило этих людей ареалом мучеников и их ересь распространилась среди части интеллектуальной элиты предреволюционной России. Нельзя Цезарю быть"крайним судьей" в церковных вопросах. Он в лучшем случае как "бык в стекольной лавке", в худшем - Пилат.  


                             Церковный подход к уврачеванию раскола 


Но вот уже в конце 20-го века, уже в греческой обители Есфигмена появились свои сектанты «зелоты». Это наша греческая вариация «катакомбной церкви» которые не только прекратили поминать Вселенского Патриарха за его участие в Экуменическом диалоге, но и прекратили молитвенное общение со всеми остальными Афонскими обителями. Как и в случае с русской «катакомбной Церковью», которая откололась от святейшего Патриарха Сергия за его «Декларацию о признании Советской власти в России» (смотрите ссылки) так и наши зелоты сделали монастырь Есфигмен Катакомбой. Как признание Советской власти не означало  атеизма со стороны Русской церкви, так и участие в экуменическом диалоге Вселенского Патриарха не означает принятие  пантеизма. И тут наши «Зелоты» объявили себя «Истинно православной церковью», кстати так себя стали называть и русские «катакомбники» (посмотрите ссылку). Аналогичные «истинно православные секты» есть и у Болгар, и Румын, и Сербов… что поделать. Сектанты не отсекаются Церковью от себя, они сами себя отсекают от Церкви. Но потом, всегда у раскольников начинаются свои внутренние расколы. Раскол это не событие, это Бытие. И сегодня есфигменская обитель (насельники здания) в большей степени сохраняет общение с теми греками которые ушли в раскол из-за календаря  "Старостильные церкви Греции" В то время как каноническая братия в Кариес (столица Афона) представляет Есфигмен в киноте Афона сохраняя молитвенное общение с каноническим православием. Так вот почему было принято решение не изгонять "зелотов" из здания монастыря, но создать отдельную братию в Кариес? 


Кариес - столица Афона

                        Кариес - столица Афона


Топорная политика государства часто (со времен Византии) была нацелена на искоренение и биологическое устранение еретиков и раскольников, что приводило обычно к обратным результатам. Церковь никогда не пыталась искоренить раскол, она всегда пыталась его уврачевать. 

И вот Церковный подход к Есфигменской проблеме (ей уже 30 лет). Теоритически раскольники или еретики не имеют права находится на Афоне, именно этим было мотивированно выдворение той части русских монахов Афона, которые исповедовали «Имяславие» в начале 20-го века, имперскими войсками. Более того, на Афоне должен быть кворум 20 православных монастырей, а Есфигмен сегодня в расколе. Если бы у нас, тут в Греции, сегодня была какая-нибудь православная диктатура в стиле «черных полковников», наверно методы решения проблемы не отличались бы от имперской политики Царской России. Но государство, слава Богу, успокоилось и уже не вмешивается. Все решает Афонский Кинот в молитвенном сотрудничестве со Вселенским Патриархатом. Итак, было принято следующее церковное решение. 



                             Фрески Афона


Вместо применения силы и насильственного выдворения этих монахов из Есфигменской обители, был основан как бы «Есфигмен в изгнании» то есть братия, которая находится в столице Афона Кариес, она и представляет Есфигмен в Киноте. Нельзя сказать, что проблема решена (ей уже 30 лет) просто было избрано меньшее из зол. Насилие в делах церкви худшее из зол и в этом отличие «Государственной религиозной политики», которая приводит к отчаянию, от Церковного подхода «уврачевания раскола», которое приводит к покаянию. Афон - это не рай на земле, это его предвосхищение. 

Слово "зелот" переводится как - ревнитель. В начале оно было положительным но постепенно принимает значение современного слова   фундаменталист. Классическим новозаветным зелотсвом был поступок Апостола Петра когда он поднял меч и отсек правое ухо рабу Малху, во время ареста Христа в Гефсиманском саду. Эта сцена описана во всех 4ех Евангелиах, но именно с именами, описывается в Благовещении По Иоанну, где Спаситель говорит. 


Да сбудется слово, реченное Им: из тех, которых Ты Мне дал, Я не погубил никого.  Симон же Петр, имея меч, извлек его, и ударил первосвященнического раба, и отсек ему правое ухо. Имя рабу было Малх.  Но Иисус сказал Петру: вложи меч в ножны; неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец? Ин 18 (9-11) 


В Евангелии же По Луке описывается ответный шаг Спасителя по отношению к Малху - он воссоздал Человека. 


" Тогда Иисус сказал: оставьте, довольно. И, коснувшись уха его, исцелил его". Лк 22 (51).   


В этом отличие псевдоцерковного религиозного фундаментализма, от Бого Словия Церкви. Отличие же Петра от Иуды в том, что один пошел путем Покаяния и стал Апостолом, другой нет.   

Интересно следующее, в греко язычной церковной фразеологии Евангелия Не - От, Иоанна, (от) Луки, (от) Матфея или (от) Марка а именно - По.   

Вот так и с православием есть православие по-русски, по-гречески, по-сербски, по-грузински и т.п,. У нас много отличий, обрядовых, языковых календарных и многое другое но ПО СУТИ, это одна Церковь. Дело в том что, после причастия у всех людей одна кровь и одна плоть. В конечном счете православные, это один народ, несмотря на соблазны разноликой великодержавности. А Евангелие (Благая - Весть) От Бога и оно ПО-разному переживается каждым народом и каждым человеком, не меняясь при этом по сути.   


«По образу Создавшего его, где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всём Христос».   


Эта евангельская фраза была озвучена Апостолом Павлом 

Кстати Павел - бывший убийца, пошедший путем ПОКАЯНИЯ - Апостол Павел.


                                 Так чей же это берег? «Славянский берег не славян» 


Вполне вероятно Афонское побережье, это берег Китайцев или Индусов. Дело в том, что все народы пришлые и с исторической и с духовной точки зрения. Греки появились в Греции на рубеже 2-го тысячелетия до нашей эры. Славяне заселяют Балканы на рубеже 7-го века нашей эры, тогда же появились Булгары.  Также постепенно, разные народы приходили к православию, кто-то раньше кто-то позже, кто-то потом  ушел в раскол,  другие в ересь, кто-то остался в лоне Церкви. Кто-то выходил, а потом заходил. Например, воцерковленных в России в эпоху коммунизма было очень мало. Тезис о том, что русский человек - это человек православный, по крайней мере в большинстве своём, в эпоху Советского Союза был просто неприменим. Но утопии пали, это конечно не означает, что не появятся новые.  После жуткой голгофы 20-го века, Церковь воскресла во всех своих поместных измерениях. Тезис о том, что все народы пришлые в лоне Церкви, касается не только прошлого, но и будущего.  Функция православия в евангелизации мира и эту функцию сегодня, как ни где лучше, исполняют на Афоне. В современных Афонских обителях можно увидеть монахов из самых разных стран мира «Все языцы». 

Это что, не их Берег? У понятия Церковь в православной догматике нет ограничения ни в географии, ни во времени. 


„Ибо Царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой. И, договорившись с работниками по динарию на день, послал их в виноградник свой. Вышед около третьего часа, он увидел других, стоящих на торжище праздно, и им сказал: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, дам вам. Они пошли. Опять вышед около шестого и девятого часа, сделал то же. Наконец, вышед около одиннадцатого часа, он нашёл других, стоящих праздно, и говорит им: что вы стоите здесь целый день праздно? Они говорили ему: никто нас не нанял. Он говорит им: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, получите. Когда же наступил вечер, говорит господин виноградника управителю своему: позови работников и отдай им плату, начав с последних до первых. И пришедши около одиннадцатого часа получили по динарию. Пришедши же первыми думали, что они получат больше; но получили и они по динарию; и получивши стали роптать на хозяина дома и говорили: эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной. Он же в ответ сказал одному из них: друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною? Возьми своё и пойди; я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе; разве я не властен в своём делать, что хочу? или глаз твой завистлив от того, что я добр? Так будут последние первыми, и первые последними; ибо много званных, а мало избранных."   Благовещение по  Матфею 20:1-16   


 "Крайний судья" в Церкви - Бог. Нам же заповедано "Не судить", и это касается прежде всего Царей и современных министров.   


P.S. К сожалению современные министры и президенты никак не могут угомонится, создавая все новые и новые церковные расколы. Речь идет о таком понятии как "Украинская православная церковь Киевского патриархата". Не признанная (не принятая в молитвенное общение) ни одной из поместных канонических церквей современного православного мира, она все больше и больше приближается к определению "Этнофилетизма", и используется современными политиками для достижения политических целей не имеющих к богословию Церкви никакого отношения.  Религиозный национализм еще никогда не приводил ни к чему хорошему. Слово нация, это недавно возникший термин, раньше были народы. Если народ это общая память (язык, религия, культура), то нация может быть и без памяти (Америке например 200 лет). Сам термин нация, недавно возникший феномен (последние лет 300) Производная от нации - национализм. Ранее 1750 года обнаружить зачатки национализма уже очень сложно, национализм — феномен Нового Времени нация, это государство нового времени, как следствие - чистая политика.   Естественно переводить современные термины на церковно славянский смешно, так как тогда этих терминов просто не было, но улыбка она помогает мыслить. Если перевести термин национализм на церковно славянский получается - "язычество" . И есть ли что либо нового в этом "новом времени" кроме новых технологий?  



Copyright PostKlau © 2015

Категория: Элпиадис Алексей | Добавил: museyra (15.10.2015)
Просмотров: 1573 | Теги: традиции, Элпиадис Алексей | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: