Главная » Статьи » Театр.Кино » Вадим Виноградов

В.Виноградов. Как видят глаза XXI века

Вадим Виноградов. «КАК ВИДЯТ ГЛАЗА ХХI века»



В день 90-летия Тенгиза Абуладзе канал «Культура» показал его знаменитый фильм «Древо желания». И чтобы помочь зрителю раскрыть всю глубину непростой картины, предваряя её показ, порассуждать  в кадр посадили  двух киноведов. И киноведы поведали нам, что пронзительный фильм «Древо желания» – он о ханжестве.

Оказалось, что взгляд на фильм «Древо желания» киноведов с телеэкрана – это не только их взгляд, это взгляд на этот фильм и всего ХХI века. В Интернете оказалось множество рецензий на фильм «Древо желания» и все их авторы, как один, сходятся во мнении, что: "Это фильм-поэма, рассказывающий о чистом и сильном чувстве, втоптанном в грязь ханжеством и предрассудками, царившими в горных селах Грузии в начале века.

Сквозной линией сюжета является история возвращения в деревню девушки Мариты, которая влюбляется в небогатого односельчанина Гедиа. Родственники Мариты и сельский староста решают выдать девушку против её воли за богатого пастуха. Гедиа возвращается к любимой и они снова встречаются. Об этой встрече узнают родственники мужа Мариты и под руководством сельского старосты Мариту провозят через деревню задом наперед на осле и забрасывают грязью. Фильм заканчивается смертью возлюбленных.

Толпа деревенщин ведущая на смерть Марику верит в праведность своего решения, верит, что казнь единственный способ поддержать порядок в деревне. Финал печален, жертва гибнет”.

И мы ни сколько не обвиняем ни киноведов, ни кого из многочис-ленных рецензентов этого фильма, ибо каждый имеет право на свое мнение. Мы затеяли эту дискуссию с самим духом времени, который лишил всех, говорящих и пишущих о фильме, прежде всего, школьных знаний:  "Я другому отдана, и буду век ему верна”. Слово «отдана» очень понятно даже началу ХХ века, не говоря уж о ранних временах. "Что Богъ сочеталъ, того человек да не разлучит” (Мф. 19:6) – было законом жизни.

Не сомневаемся, что наши образованные киноведы за словом в карман не полезут и приведут нам евнгельское событие о женщине, взятой в прелю-бодеянии, которую фарисеи требовали побить камнями, как заповедовал Моисей, но которой Iисусъ сказал: "Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши” (Ин. 8. 3-10) Какие тут дискуссии?

Но только ссылаться на это место из Евангелия, как осуждающее наказание за прелюбодеяние, никак  нельзя, потому что оно совсем не о прелюбодеянии, а о лукавстве. Спаситель сказал фарисеям, приведшим к Нему женщину: "Кто из вас без греха, первый брось в нее камень”. Говорил же это и писал на песке грехи пришедших фарисеев. И те, увидав свои более страшные, чем у женщины грехи, один за другим уходили, не проронив больше ни слова.

Но: "Я не осуждаю тебя” Спасителя совсем не означает отмену седьмой заповеди: Не прелюбодействуй! Ибо: "Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить”(Мф. 5. 17)

Значит фильм «Древо желания» не о ханжестве и не о косности и ограниченности нравов жителей грузинской деревни Патардзеули, отдалённой от всего мира, как вещают киноведы. Фильм совсем о другом.

В фильме есть персонаж – деревенский «философ» Бубала, введенный в картину, как вестник нового времени. Его взрослые слушать не хотят. И он рассказывает детям о том, что скоро проведут в эти края поезд и все изменится. Они поедут учиться и увидят другой мир. Услышав, как то эти беседы Бубалы с детям, дед Ципикоре спрашивает Бубалу: С приходом поезда совесть сохранится у людей?

Вот, о чем фильм «Древо желания»! Это фильм вопрос: Сохранится ли совесть у людей с внедряющейся в их жизнь цивилизацией? Хотел этого автор или нет? Но у истинного художника Правда в его произведениях присутствует независимо от него.

Сегодня – вопрос хранения совести, да, не актуален!

Из Священного Писания: "Как Содом и Гоморра блудодействовавшие и ходившие за иною плотию, подвергшись казни огня вечного, поставлены в пример; так точно будет и с сими мечтателями, которые оскверняют плоть”.

И апостол Павел повторяет: "Если бы Господь Саваоф не оставил нам семени, то мы сделались бы, как Содом, и были бы подобны Гоморре”

И вот, на наших глазах Европа делается Содом, и становится подобна Гоморре. А у нас в России уже наказание за прелюбодеяние объявляется ханжеством. И никто не задаст уже вопрос о хранении совести. Таков духъ нашего времени.

И еще раз к нашим киноведам. Ну, как не увидеть в самом кадре великую скорбь селян, никак не отражающую вывод киновелов, что де толпа деревенщин ведущая на смерть Марику верит в праведность своего решения, верит, что казнь единственный способ поддержать порядок в деревне.

Это само прощание с временем, хранившем совесть.

_______________________________

Категория: Вадим Виноградов | Добавил: museyra (16.03.2014)
Просмотров: 1203 | Теги: Театр.Кино, Виноградов Вадим | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: