Главная » Статьи » Театр.Кино » Кино. Театр |
МАКиПИ. Вадим Велински. Почему от стереокино болит голова?
Вадим Велински ПОЧЕМУ ОТ СТЕРЕОКИНО БОЛИТ ГОЛОВА? Анаглифный - наиболее простой из всех подразумевает использование очков с установленными в них светофильтрами. Для каждого глаза фильтр имеет свой цвет (например, красный и синий). Невысокое качество цветопередачи и самого эффекта стерео оставило технологию в прошлом, так как она больше подходит для черно-белого изображения. При затворном методе происходит попеременная демонстрация картинки то одному глазу, то другому. Высокая частота смены изображений и жесткая синхронизация создает у зрителя иллюзию полноценного стереоэффекта. Наиболее популярная технология - поляризационная использует в проекторах соответствующие фильтры, благодаря которым два изображения накладываются друг на друга. Зритель также надевает очки с фильтрами, каждый из которых пропускает только часть световых волн, соответствующих его поляризации. Тем самым реализуется иллюзия объема. Однако при линейной поляризации в отличии от круговой нельзя поворачиваться или менять положение тела, иначе эффект пропадет. В эпоху бурного развития цифровых технологий появилось множество инноваций, но некоторые из них требуют серьезных доработок. Люди стали чаще жаловаться на неприятный эффект мигрени после сеансов, другие и вовсе отказываются от просмотра из-за явного дискомфорта. Отчего подобная проблема не возникала десятилетия назад, а сегодня, напротив, особенно актуальна? Хотя мы не отдаем себе отчет, но зрительная система постоянно совершает работу. Не важно, идет ли речь о естественном зрении, просмотре телевизора или фильме в кинотеатре. Ощущение работы приходит лишь тогда, когда человек переутомляется. Чем отличается нормальное восприятие от восприятия киноизображения? В реальности мы смотрим на физическую сцену своими глазами, а затем получаем оттуда информацию, интерпретируя оптический поток в соответствии с нашим зрительным опытом, который накапливается с младенчества. Но, попадая в кинотеатр, мы оказываемся в условиях множественных посредников. Здесь отсутствует физическая сцена, а ее место занимает виртуальная реальность, созданная и воплощенная на свет съемочной группой. В результате зритель получает некую информацию, которую должен расшифровать на основе своего опыта. Чем занята наша голова в процессе наблюдения? Она решает какие-либо задачи. Мозг занимается реконструкцией наблюдаемых сцен (и позиций наблюдателя в этой сцене) с использованием тех изображений, которые у нас есть на сетчатке, а также сопутствующих сигналов с модальных структур(мышечный аппарат, рецепторы вестибулярного аппарата и т.д.). Все эти структуры участвуют для нас в расшифровке неявно, поскольку в условиях привычного мира они отражают реальное содержание сцены и состояние наблюдателя. Достаточно найти соответствующие образы с эталонами в памяти. В кино же зритель должен реконструировать сцену при условии множества возможных искажений, то есть задача чрезвычайно усложнена. Так в чем причина головных болей подобного рода? Допустим, система обнаруживает какие-то рассогласования между наблюдаемым и своим накопленным опытом, которые не в силах устранить. В жизни подобное тоже случается при резком движении, повороте, но спасает аккомодация. Однако, находясь в кинозале, уже не зритель определяет динамику кадра, поэтому влиять на процесс также эффективно тело не может. Если мозгу удается справиться с реконструкцией сцен, но работы слишком много, то система работает в авральном режиме и накапливается ощущение усталости, дискомфорта. Хочется это прекратить, дать глазам отдохнуть. Ведь человек не только моделирует зрительную сцену как бы участвуя в ней, но еще и воспроизводит многие сцены динамически, чтобы объяснить себе происходящее. Поскольку в стереокино эффект присутствия и участия особо силен, то может возникать как чисто физическое переутомление, так и переутомление всех физических систем обслуживающих зрение. Что изменилось в настоящее время по сравнению со старыми системами? Изменилась техника создания картин, кинопоказа, продолжительность сеанса, образ жизни зрителей, их опыт и типовые задачи. Все это значительно отличается даже от того, что было 20 лет назад. Раньше стереосъемка заключался в использовании двух камер и кинопленки, соответственно мы всегда имели стереопару, снятую достаточно качественно. Сегодня, как правило, используются цифровые носители и, чем сложнее аппаратура, тем больше погрешностей, которые линейно или не линейно суммируются. Очень часто применяется конвертация 2D в 3D и даже компьютерный синтез сцен. Все эти технологии вносят свои особенности. Достаточно проблематична конвертация, так как отличается от нормальной съемки худшим итоговом качеством. Это связано с изменением бликов, рефлексов, теней, которые при смене ракурсов не всегда учитываются; уменьшается угол охвата объектов. При компьютерном синтезе моделируются самые простые и важные вещи. Достаточно вспомнить картины, созданные по методу супер реалистичного изображения предметов. Если использовать подобный натюрморт для конвертации, то многочисленные детали и мелочи, вроде позиции бликов при просмотре с разных углов, могут быть упущены, благодаря чему теряется все, что создает особенную живость сцен, что подчеркивает естественность восприятия. Фирмы, которые сегодня производят стерео технику редко делятся своими секретами и нельзя быть уверенными, что указанные ими параметры точно соответствуют действительности. К наиболее частым проблемам относятся различные погрешности во времени открывания кадров, а это означает искажения при восприятии стерео. Также ощущение зависит от содержания и продолжительности сеанса. Если ошибки небольшие, но их много и они многократно повторяются, то при большой длительности может появляться очень сильное ощущение дискомфорта. Тенденция на повышение динамичности сцен также способствует усилению напряжения человека, тем более, что в жизни современный зритель ведет себя совершенно иначе. Сидячий образ преобладает и события в реальности развиваются достаточно медленно. При трактовке обычного кино накладывается меньше ограничений на те образы, которые наш мозг принимает как реально способные существовать. При стереовосприятии таких ограничений гораздо больше. Зрительная система работает в жестких рамках и, когда она не справляется, добавляется ощущение безысходности. Сегодня восприятие стереофильмов имеет большое значение для развития технологии в целом. Но это не только техническая дилемма, но и вопрос оптимизации творческого процесса в период постпродакшена. Есть предложения создавать специальные, образцовые кинозалы, где будут демонстрироваться только образцовые фильмы. Фильмы-эталоны окажутся ранжированы и адаптированы к возрасту зрителя, а на базе кинозала должно работать научное объединение, которое позволит устраивать дополнительные тесты, анализировать контент, накапливать информацию. Это, безусловно, поможет творческим группам создавать хорошие стереофильмы без негативных эффектов восприятия. Для МАКиПи, по мотивам выступления Рожковой Г. И. (ИППИ РАН) во ВГИКе | |
Просмотров: 1567 | | |
Всего комментариев: 0 | |