Во что превращается визуальное искусство? Как
изменится культура? Что привнесут технологии будущего в творчество? О
тенденциях рассуждал генеральный директор компании "Невафильм" Олег
Берёзин.
Если вспомнить
период конца 18-го и 19-го веков - это технологии, связанные с энергией ветра,
воды. Инфраструктура в виде каналов, железных дорог, почтовой связи,
телеграфов.
Вторая техническая революция с конца 19-го века включает появление двигателя
внутреннего сгорания, электричества, знаменитого конвейера Форда, телефона,
радио, ТВ.
Третья революция началась примерно в 70-х годах прошлого столетия на фоне бума
микроэлектроники, вычислительной техники, автоматики. Инфраструктура: космос,
спутниковая связь, интернет, цифровое вещание и т.д.
С точки зрения визуального искусства, в пределах доиндустриального цикла
(десятые года двадцатого века) появляется дагеротипия, фотография, первые
способы тиражирования фотоснимков, оптические театры, синематограф.
Позже возникают технологии электропривода для кинопроекции и осветительные
лампы.
Набирает обороты дистрибуция, появляются кинотеатры-дворцы. В США и России
формируется студийная система (Голливуд и Госкино).
Это все пришлось на индустриальный цикл, правда кинематограф рассинхронизирован
между нашими странами примерно на 25 лет. Помимо фактора Великой Отечественной
Войны, советское правительство в 60-70-е годы допускало много ацикличных
решений, поэтому цикл растянулся до 90-х, а в США завершился к 70-м.
Появляются мультиплексы, транснациональные киносети, сервисные компании,
включая множество мелких, частных. Возникает понятие блокбастера, широкого
экрана, многоканального звука. Фильм становится полностью цветным, развиваются
спецэффекты.
Такова современная парадигма и даже переход на цифровую проекцию сути не
меняет.
Новая промышленная революция - это тотальность всех процессов: цифровое
моделирование объектов, управление жизненным циклом, цифровые технологические
платформы и взаимодействие через них.
В 2011 году в Германии на Ганноверской выставке появился термин "Индустрия
4.0". Была объявлена государственная программа перестройки промышленности.
Аналогичные процессы имеют место в США и европейских странах.
Россия на сегодняшний день реализует Национальную технологическую инициативу на
базе Агентства стратегических инициатив. Правительство развивает программу
цифровой экономики. В чем она заключается?
Есть такой направление - "Технет". Занимается цифровыми фабриками,
цифровой экономикой будущего. На примере автомобилестроения можно рассмотреть
суть нового подхода.
Раньше проектирование автомобиля требовало создания большого количества
реальных прототипов для испытания на полигоне. Могли потребоваться тысячи
моделей до устранения всех недочетов.
Техническая революция позволяет создавать не просто цифровой чертеж, а цифровую
модель (из каких материалов сделана, как между собой стыкуются детали, какие
методы крепления, как материал ведет себя в определенной среде). Таким образом,
в цифровом виде мы практически моделируем жизненный цикл оборудования.
Аналогично в условиях программной среды проводятся цифровые испытания. Система
вносит исправления в модели и получается апробированное и сертифицированное
устройство, которое массово тиражируется, включая использование 3д принтеров.
Это то, что уже сейчас применяется в автомобилестроении, судостроении,
производстве космической техники. Это то, что уже есть в промышленности.
Далее.
Элементы искусственного интеллекта, когда холодильник общается с магазином, с
другой техникой в доме.
Киберфизические системы - системы соединения цифровых моделей и физического
объекта. Квантовые вычисления, печатная электроника.
Инфраструктура: умные дороги для беспилотных автомобилей, поезда на магнитной
подушке, умные сети, включая промышленный интернет.
В аудиовизуальной сфере происходит тотальная цифровизация всего: цифровые
модели, новые способы смотрения и распространения контента.
Первая промышленная революция была построена на кустарных производствах, на
артелях, на мануфактурах. Вторая - фабрики и заводы. Третья - ТНК,
транснациональные сети, международная кооперация производства фильмов.
Основой четвертой станут технологические платформы, не связанные с определенным
местом и станками. Они как экосистемы, объединяющие средства производства,
ресурсы, процессы в одно целое.
Сегодня Фейсбук, Гугл - это технологические платформы, которые позволяют внутри
себя создавать, распространять и потреблять контент. Платформы могут быть
открытыми и закрытыми. Если в предыдущие периоды кинематограф всеми силами
старался отличаться от телевидения, разрабатывая свои стандартны, то сейчас мы
вступаем в цикл конвергенции, когда становится не столь важно - каким способом
вы потребляете контент.
Разделение идет по типам экранов: для коллективного просмотра, для группового и
персонального. Не важно, будет это VR или очки. Фильм можно воспроизвести на
всех типах устройств.
Основные принципы: цифровое моделирование, комбинирование моделей, цифровая
доставка, безопасность, хранение и распространение, цифровые платформы, сетевое
взаимодействие, цифровое восприятие, управление правами и финансами, в том
числе на технологиях блокчейн.
Мир превращается в цифровые модели. Мы создаем модели всего. Сто лет назад кадр
был зафиксирован и это пытались воспроизвести на экране. Если же требовалась
специальная версия для ТВ, то приходилось создавать отдельную физическую копию.
(телеверсию)
Сейчас мы уходим от фиксированного кадра к комбинации цифровых моделей:
актеров, реквизита, декораций, фонов, звуков. Вы их комбинируете по сценарию
тем или иным образом, чтобы реализовать на экране монитора, киноэкрана или vr-шлема,
очков.
Такой подход открывает новые возможности. Имея обратную связь, легко
адаптировать продукт под конкретные устройства, под условия просмотра, под
конкретного зрителя и даже организовать цифровую интерактивность и голографию.
Невозможно создать голографическую картинку из зафиксированного изображения, её
надо разобрать на части. Но, при наличии цифровых моделей, их можно
комбинировать любым способом.
BBC Research&Development уже выпускает в экспериментальном формате прогноз
погоды. Они знают профиль того, кто смотрит и могут адаптировать изображение
под зрителя. Например, афроамериканец увидит красивую, темнокожую девушку, а
среднестатистический европейский мужчина получит среднестатистическую белую
девушку. Причем, это все не специально снимается, а уже есть в программа с
моделями.
Сюда относится и персональный продакт -плейсмент - обратная связь со зрителям,
позволяющая менять и адаптировать контент под его профиль.
Огромные цеха киностудий уже не требуются в прежних объемах. Киностудиям важны
вычислительные мощности и умение привлечь таланты.
Например, " Ленфильм" занимает 40 000 квадратных метров. В новой
индустрии - это будут цифровые двойники актеров в актерском отделе, цифровые
каскадеры, массовка. Живые актеры по-прежнему занимаются своим ремеслом, но мы
создаем их цифровую копию с которой можно взаимодействовать.
Декоративно-технические сооружения. Это - модели декораций. Если взять фильм
"Притяжение", то в самом Чертаново съемок не было. Во время
производства делали 3Д модель района и все остальное происходило в виртуальном
мире.
Цифровые декорации, цифровые локации - это абсолютно новый рынок. В
реквизиторском цехе тоже самое. Вы создаете модели всего от бутылки до
компьютера и это тоже повод для обмена и продажи. Новая экономика в кино.
Новые технологии.
Сюда относится пленоптические камеры, которые фиксируют световое поле и не
только делают объекты многомерными, но и позволяют управлять светом внутри
сцены. Или звукоцех, когда звук моделируется в зависимости от расположения. То
есть, в маленьком или большом кинозале он будут просчитываться специальном
образом, поскольку не зафиксирован как раньше на пленке.
В Долби Атмос используется именно такой объемный звук под конкретный способ
воспроизведения.
Так, для нового фильма "Салют-7" пришлось создать цифровые модели
космического аппарата, модель скафандра. Сам актер в скафандре не был. Его
надели в постпродакшене. Создавались даже инструменты: дрель, пассатижи,
платформы. И уже сегодня это становится предметом торга. Все можно передать по
сети.
Когда стало ясно, что необходимо 20 минут съемок Земли из космоса, они впервые
в мире сделали модель нашей планеты на компьютере ( фильм "Гравитация"
использовал нарисованную версию).На основе фотографий с воздуха, рельефов
местности, карточных городов, водоемов, океанов, снежных покровов - полноценная
3Д модель.
Достаточно поставить точку над которой пролетаете, высоту, фокусное расстояние
виртуальной камеры, задать направление и получить кадр. Эта Земля может быть
продана для других сценариев, чтобы использоваться в фильмах сторонних
компаний. Вот - цифровая экономика будущего.
Большинство заготовок из новой индустрии уже сегодня реализуется в
производстве, но пока существуют некоторые технические проблемы вычислительных
мощностей.
30 минут этого изображения обрабатывались в двух местах: Челябинске на заводе
по вычислению и в Курчатовском институте.
Заходите на сайт компании, задаете параметры просчета, загружаете свои файлы и
ферма-завод начинает работу. Ехать или строить фабрику нет необходимости.
Полнометражное кино можно просчитывать дистанционно.
В общей сложности на кадр уходило 3 минуты. На всё потребовалось до 15 дней.
Большие данные и мощности - это то, на чём будет держаться все цифровое
производство.
Когда мы говорим о платформе, то речь про цифровую аудиовизуальную экосистему,
состоящую из трех слоев: ресурсы, структуры, процессы.
Ресурсы - технологическая платформа.
Структура - множество цифровых фабрик, охватывающие спектр необходимых услуг.
Процессы определяют технологический цикл, бизнес, безопасность и т.д.
Соответственно, образование тоже требует модификации. Необходимы новые
компетенции, новые требования, стандарты и уровень знаний. Необходимо введение
новой сертификации на совместимость и безопасность.
Это не означает, что цифра заменит все. Безусловно, есть технологии,
технологические платформы, процессы, но есть и креативное общество - актеры,
режиссеры, творцы, которые придумывают. Они должны объяснять компьютеру - как
необходимо делать и строить, писать звук, задавать параметры.
Важны именно таланты. Все, что можно заменить алгоритмом, будет им заменено.
Это - новая промышленная революция
Источник: МАКиПИ
Выпуск январь 2018
|