Главная » Статьи » Театр.Кино » Кино. Театр |
В издательстве «Нестор-История» на базе
Санкт-Петербургского института истории Российской академии наук (СПбИИ РАН) вышла
новая книга петербургского писателя, исследователя «Титаника» Евгения
Несмеянова: «"Титаник": правда и мифы. Новейшие исследования» (Москва
– С.-Петербург, 2020). Её появление стало возможным во многом благодаря успеху предшествующей
капитальной работы, выпущенной в свет британским издательством The History
Press двумя годами ранее. Однако
она, как и первая книга сформировавшейся трилогии, в настоящее время, увы, практически недоступна российскому читателю. Новый труд был задуман и реализован, во-первых, как
продолжение, дополнение и в некоторых местах уточнение к двум предшествующим
(ведь исследования, несмотря ни на что, продолжаются); во-вторых, как некий
специальный курс, дающий нашему читателю возможность приобщиться к самым острым
и актуальным проблемам современного «титаниковедения»; в-третьих, как своего
рода авторский сборник, удобно аккумулирующий под одной обложкой и
взаимоувязывающий разрозненные статьи, опубликованные с 2014 по 2020 годы в
разных тематических журналах мира на разных языках; в-четвёртых, как осмысление
опыта взаимодействия автора с российскими СМИ (различными телеканалами и
радиостанциями, задающими, как правило, одни и те же типовые вопросы, а иногда
ретранслирующими одни и те же устаревшие мифические сюжеты); и, наконец,
в-пятых, как ответ набирающему силу и становящемуся всё более агрессивным
современному «титаническому» мифотворчеству (в том числе, к сожалению, и
русскоязычному). В книге, помимо всего прочего, прослеживаются истоки
возникновения «титанической» мифологии, вскрываются механизмы её внедрения в
массовое сознание и применяемые при этом софистические уловки, умышленные
искажения фактов и иные ухищрения нынешних фальсификаторов истории «Титаника»
(и не только его; по-видимому, эти методы можно считать универсальными). Издательская аннотация Крушение британского трансатлантического лайнера «Титаник» в
ночь с 14 на 15 апреля 1912 г. стало одной из самых крупных и знаковых морских катастроф
и одним из самых задокументированных и описанных событий всеобщей истории. При
этом в популярной литературе и интернете до сих пор имеют широкое хождение
искажённые, упрощённые воззрения, односторонние трактовки, устаревшие, неполные
данные и всевозможные мифы и спекуляции, связанные как с самим судном, так и с
причинами и обстоятельствами его трагической гибели. В своей третьей по счёту книге о «Титанике» автор на
материале новейших публикаций и исследований, в основном англоязычных,
производит разбор и опровержение некоторых наиболее распространённых, стойких и
одиозных мифов и заблуждений современной «титаникологии». Главные вопросы, на
которые ищет и в некоторых случаях даёт ответ эта работа: была ли осуществима
подмена «Титаника» однотипным тому пароходом «Олимпик»? Сыграл ли какую-либо
роль пресловутый пожар в угольном бункере? Почему лайнер шёл с такой высокой
скоростью в известном ледовом районе и было ли это оправданно? Почему айсберг
не был замечен вовремя? Как именно произошло столкновение с айсбергом и каков
был характер полученных при этом повреждений? Имела ли место дискриминация
пассажиров III класса в ходе проведения шлюпочной эвакуации? Как в процессе
затопления развивался крен судна на правый и левый борт? Если два предыдущих увесистых тома носили характер
обобщающий и в основном описательный, лишь с небольшими включениями авторской
интерпретации, то содержательное ядро предлагаемой вашему вниманию новой книги
составляют собственные исследования автора, опубликованные в журналах американских
и европейских исторических обществ «Титаника» и впервые переведённые (с
дополнениями и обновлениями) на русский язык. Книга в твёрдом переплёте объёмом 320 стр. содержит 9 глав,
3 приложения, алфавитный указатель персоналий и судов, 10-страничный список
разнообразных источников и литературы, свыше 500 подстрочных ссылок. Иллюстрации: более 60 чёрно-белых в основном тексте;
чёрно-белая вклейка 16 полос; цветная вклейка 8 полос. Ряд фотографий (архивных
и современных) публикуется впервые. В оформлении обложки использована работа «Ледовое
поле» (Icefield) художника Элиотта Чакоко (Eliott Chacoco), 2018 г. Для заказа в интернет-магазине издательства (по издательской цене) Об издательстве Издательство «Нестор-История» было основано в 1994 г. на
базе Санкт-Петербургского института истории Российской академии наук. Основное направление деятельности издательства: издание
научной литературы, в основном, исторической и культуроведческой
направленности, различных журналов. Издательство сотрудничает со многими учебными заведениями и
академическими институтами, включено в список издательств, получающих гранты Российского
фонда фундаментальных исследований (РФФИ). Издательство «Нестор-История» издает такие журналы, как: «Историческая
экспертиза», «Петербургский исторический журнал», «Историко-биологические
исследования», «Социология науки и технологий», «Нейрохирургия детского
возраста». Большое место в деятельности издательства занимает международное сотрудничество, как с частными авторами, так и с известными научными организациями в разных странах Мира – Финляндии, Швеции, Испании, Италии, Израиля, Эстонии, Китая… Рецензия Брыкова Д.С. * В издательстве «Нестор-История» вышла книга «"Титаник":
правда и мифы» Е.В. Несмеянова, главного российского специалиста по истории
лайнера и – вне всякого сомнения – одного из ведущих мировых «титаниковедов».
Это уже третья по счету монография автора по данной теме: первой было научно-популярное
издание «"Титаник": тайны погибшего лайнера» (СПб.: Судостроение,
2014), второй – «The Titanic
Expeditions: Diving to the Queen of the Deep 1985 – 2010» (UK: The History
Press, 2018 – на англ. яз.). Новая книга автора синтезирует достоинства его предыдущих
работ, сочетая доступность и популярность изложения со строго научным подходом
к своей теме. Формально издание представляет собой сборник статей,
затрагивающих самые дискуссионные вопросы и наиболее популярные мифы о
катастрофе «Титаника». Данная структура отнюдь не мешает восприятию книги как
единого целого – во многом за счет грамотной композиции, увлекательности и
«ритму» изложения, чередующего анализ достаточно «популярных» сюжетов
(известная теория «подмены» «Титаника», миф о мумии на борту лайнера и т.д.),
со сложными, дискуссионными и в то же время малоизвестными (по крайней мере, в
России) аспектами: например, большая (по сути – книга в книге) 4-я глава «На
полном ходу сквозь льды» представляет собой детальный анализ сразу нескольких
сложных вопросов – динамика скорости «Титаника» на протяжении его последнего
рейса, подлинный «статус» Дж.Б. Исмея и его предполагаемое влияние на капитана,
ледовые предупреждения, миф о «южном курсе» лайнера и т.д. Иногда автор
обращается к неожиданным сюжетам – так, в 5-й главе рассматривается вопрос о
вероятном повреждении надводного борта при столкновении. Основу источниковой базы составляют стенограммы
свидетельских показаний, данных в ходе американского и британского
расследований, крайне интересные материалы слушаний по ограничению финансовой
ответственности 1913 – 1916 гг., а также огромное количество мемуарной
литературы. В работе над книгой использованы как новейшие англоязычные
публикации (со многими исследователями автор состоит в личной переписке), так и
уже ставшие классическими (М. Губачек, У. Лорд и др.). Привлечена и вся
доступная русскоязычная историография, начиная с работы Р.М. Ловягина 1913 г.
Особенно ценно, что автор не ограничивается научно-популярным изложением
результатов новейших исследований: по целому ряду дискуссионных проблем он
предлагает своё решение, основанное на собственных многолетних изысканиях,
нашедших отражение в публикациях в журналах The Titanic Commutator, Voyage (на
англ. яз.), Titanic Post (на нем. яз.). Еще одно несомненное достоинство книги
– привязка исторического нарратива к общей теории судовождения и мореходной
практики: автором подробно показано, как катастрофа «Титаника» повлияла на выработку
международных правил безопасности мореплавания. Особый интерес вызывает глава,
посвященная реакции на гибель «Титаника» в России. Издание снабжено первоклассным иллюстративным материалом
(включая черно-белую и цветную вклейки), в том числе из личной коллекции
автора, а также коллекций зарубежных исследователей. Некоторые из фотографий
публикуются впервые. В приложениях содержатся материалы, разъясняющие и
проливающие дополнительный свет на некоторые из затронутых в монографии
вопросов. Книга имеет относительно небольшой объем, поэтому не все
дискуссионные вопросы, связанные с «Титаником», получили освещение – так, было
бы крайне интересно ознакомиться с позицией автора относительно модной ныне
теории миража (сверхрефракции), т.н. «проблеме» «Калифорниана» и т.д. Можно
надеяться, что книга будет иметь продолжение, где будут проанализированы
сюжеты, не вошедшие в данное издание. В целом, можно охарактеризовать данную
работу как крайне необходимую для отечественного книжного рынка – учитывая
огромное количество низкокачественных публикаций в прессе и интернете. С
научной точки зрения издание вносит существенный вклад в отечественное и
мировое «титаниковедение», предлагая целый ряд свежих и оригинальных (ни в коем
случае не в ущерб научности) трактовок дискуссионных вопросов истории одной
крупнейших морских катастроф XX века. *Брыков Дмитрий Сергеевич, кандидат исторических наук, автор монографии «Гибель
"Лузитании": взгляд спустя столетие» (СПб.: Гангут, 2019)
Copyright PostKlau © 2020 | |
Просмотров: 1834 | Комментарии: 1 | | |
Всего комментариев: 1 | ||
| ||