Главная » Статьи » Театр.Кино » Кино. Театр |
На фильм «Бегущий
по лезвию 2049»
Фильмом-событием ушедшего года для меня стал "Бегущий по лезвию 2049" Дени Вильнёва (Denis Villeneuve). В январе он официально вышел на Blu-ray. Однако не думаю, что что бы то ни было может сравниться с восприятием и переживанием этого грандиозного кинополотна на большом театральном экране (в идеале ещё и в IMAX 3D). Те, кто упустил такую возможность в октябре 2017-го – кусайте локти! Ибо не подлежит ни малейшему сомнению, что вновь узреть что-либо подобное на киноэкранах нам теперь предстоит очень не скоро: "Бегущий" провалился в мировом прокате (при заявленном бюджете в 150 млн. долларов итоговые сборы по всему миру составили 259 млн. – в киномире это считается коммерческим фиаско), смелый вильнёвский эксперимент (очень нетипичное, авторское арт-хаусное кино с размахом и бюджетом масштабного голливудского блокбастера) не удался, и значит – снимать и выпускать такие фильмы никто больше не будет (никому не позволят) в течение многих лет. А быть может и вовсе никогда. Кого-то этот факт безусловно обрадует: в адрес фильма раздавалось немало критических отзывов, его упрекали и в "занудности", и в "затянутом хронометраже", и вообще чуть ли не во всех смертных грехах (включая "избыток" компьютерной графики). Некоторые из этих замечаний вполне справедливы (как, например, отдельные претензии к сюжету и мотивациям героев, особенно отрицательных), другие носят чисто субъективный характер (нравится/не нравится), третьи попросту несостоятельны (реальная продолжительность всего экранного действа – чуть больше 2 ч 30 мин., остальное время идут титры). Тех, кто поносит "Бегущего" за мнимое обилие компьютерных спецэффектов и "бездушной зелёнки" призываю ознакомиться хотя бы с некоторыми из многочисленных видеороликов на Ютубе о том, как снимался фильм; особенно впечатляет работа, проделанная мастерами новозеландской студии Weta Workshop по строительству миниатюр и всего с ними связанного, что называют практическими эффектами ; сердце и ядро этих невероятных, сюрреалистических, захватывающих дух локаций, вызывающих физическое чувство холода, отторжения и дискомфорта (вечно пасмурный и ненастный Лос-Анджелес будущего, доминирующая над пейзажем пирамида или зиккурат Уоллеса, бескрайняя промышленная свалка – Trash Mesa – за чертой города), – самые что ни на есть "живые", рукотворные, мельчайше детализированные модели, лишь немного подшлифованные или углублённые с помощью компьютера. Таков был наказ режиссёра. В
натуральную величину была даже отстроена часть гигантской "Китайской
стены" – дамбы, опоясывающей Лос-Анджелес и защищающей его от натиска
суровых, свинцово-серых вод океана, более не являющегося колыбелью жизни на
Земле (ведь по сюжету фильма на это звание теперь претендует корпорация,
засевшая в той поднебесной башне-зиккурате).
Чем
же так хорош (по меньшей мере интересен и достоин внимания) сиквел культовой
ленты Ридли Скотта Есть
поднятая ещё в первом фильме проблема взаимоотношений "настоящих" и
"искусственных" людей (читай "наших" – "не
наших"), выходящая на вопрос о правомерности использования рабской (а
также детской) рабочей силы в высокотехнологичном мире (настоящего и будущего).
Есть вопрос самоопределения – кто или что такое человек ("Тварь я дрожащая
или право имею?"), в чём его сущность и что, собственно, делает его
человечным: воспоминания ли, эмоции ли, наличие ли души ("Ты и без неё
прекрасно справляешься"), неубиение ли живых тварей (даже ос или пчёл из
теста Войта-Кампфа), способность ли к самопожертвованию, способность ли
воспроизводить себя, давая жизнь новым людским единицам, причём лучшим и более
совершенным, чем прежние, – есть ли в этом какой-то прогресс и какая-то
эволюция? Или же прогресс, наоборот, убивает в людях всё человеческое? Что
лучше – быть искусственным сверхчеловеком – сильным, стоически невозмутимым, не
болеющим, уклоняющимся от пуль, не боящимся укусов пчёл, но при этом
бесплодным, как просоленная земля? Или быть человеком настоящим, живорождённым,
но хрупким и уязвимым, подверженным болезням и губительным страстям?.. "Мы
все ищем что-нибудь настоящее", произносит героиня Робин Райт (Мадам), в
то время как её подчинённый, простой "искусственный человек" –
репликант[1]
на государственной службе KD6-3.7 (намёк на полицейскую собаку К-9), находит –
или думает, что находит – это настоящее в лице, казалось бы, ещё более
искусственной (второй план искусственности и своеобразный любовный треугольник)
голографической девушки[2]
Джой. Многие уже отметили, что в антиутопическом мире будущего Дени Вильнёва
нет ни мобильных телефонов, ни Интернета (всё пропало после блэкаута Ещё
есть библейские отсылки и цитаты (возомнивший себя Богом-творцом Ниандер Уоллес
и его ангелы, Рэйчел-Рахиль и пр.). И целый пласт – незаслуженно игнорируемый в
русскоязычных рецензиях – русской культуры, каковой здесь придаётся удивительно
большое и почётное значение. В западном кинематографе наших соотечественников
обычно изображают злодеями, бандитами, либо просто недалёкими
"ванями" в ушанках (порой даже на орбите). То, что создал Вильнёв,
претендует на звание самого прорусского фантастического фильма из всех,
когда-либо выпущенных в Голливуде, – конечно, массовому западному зрителю такое
вряд ли придётся по душе. Всё начинается с большущей надписи "Целина"
кириллицей (отсылка к М. А. Шолохову?), продолжается переговорами в эфире на
русском языке ("Идентификация транспортного средства подтверждена полицией
Лос-Анджелеса", слышно только в оригинальной озвучке), закрепляется
голографической балериной с надписью "Soviet Happy – Product of CCCP"
и вездесущей мелодией С. Прокофьева "Петя и волк" на рингтоне; ну и
конечно, набоковский "Бледный огонь" проходит красной нитью через
весь фильм и фактически является его краеугольным камнем: И
кроваво-черное ничто начало ткать Систему
клеток, сцепленных внутри Клеток,
сцепленных внутри клеток, сцепленных Внутри
единого стебля, единой темы. И,
ужасающе ясно На
фоне тьмы высокий белый бил фонтан. (Пер. с англ. Веры Набоковой) Nakatomi Blade Runner 2049 Limited Edition Glow in the Dark Silkscreen Art Print. Художник Tim Doyle, 2017 Что хотел всем этим сказать режиссёр?
Первое – что в его мрачной картине будущего мира (а это будущее альтернативное)
всё ещё существует Советский Союз, как бы чудовищно это для кого-то ни звучало.
Второе – что этот СССР не просто жив к 2049 году, но и по некоторым параметрам
даже "живее" самих США, раз он поставляет свою продукцию – в т.ч.
культурную – в самое сердце Америки. А Америка, нельзя не заметить, показана
весьма неприглядно: это гнетущие, неуютные, умирающие города-мегаполисы (один
огорожен стеной-дамбой, другой вообще больше похож на оранжевую радиоактивную
пустыню), разрозненные фермы по выращиванию альтернативных продуктов питания,
перемежающиеся с полями отходов и металлического мусора (где ржавыми башнями
высятся порезанные на части судовые корпуса и тому подобный лом, из которого
дети под присмотром аборигенов-эксплуататоров добывают какие-то ценные металлы
и детали), жёсткая социальная стратификация и напряжённое, недоверчивое
отношение людей к репликантам, полностью вымершая живность, загрязнённая почва
и атмосфера... Порядок в этих городах и на прилегающих к ним территориях, судя
по всему, поддерживается только силами полиции (о правительстве ни слова). Политический и социокультурный аспект
фильма читаются чётко. Но есть и ещё один, самый последний и самый дальний
план, фон для всего происходящего в картине: природа, окружающая среда,
экология. Она мертва, от неё остались лишь грязные выжженные пустоши,
бесплодные равнины, одинокие засохшие деревья, безумный, малопригодный для
жизни климат (снег вперемешку с дождём – и это, обратите внимание, в июне-июле!
Почти как у нас в Питере), а за железобетонной стеной – такой же безжизненный,
с рёвом накатывающий, вековечный океан, каким он был четыре миллиарда лет
назад, в протерозое. Именно об этом, в унисон с набегающими и шумно
разбивающимися волнами, с воем и скрежетом, горестно и зловеще "поют"
синтезаторы Ханса Циммера и Бенджамина Уолфиша; в этом, по моему мнению, и
заключается основной лейтмотив "Бегущего по лезвию 2049": потеряв
всё, репликант Кей/Джо в конце концов осознал ответственность за будущее своей
планеты – и стал Человеком. © 2017 Alcon Entertainment, LLC., Columbia Pictures Industries, Inc. and Warner Bros. Entertainment Inc.
[1] В киновселенной "Бегущего по лезвию" репликанты – искусственно созданные усовершенствованные люди, призванные заменить человека на ряде особо трудоёмких, опасных и "грязных" производств и видов деятельности. Не роботы и не киборги, внешне неотличимы от людей, но в зависимости от выполняемых функций могут быть наделены выдающимися качествами и способностями (необычайная физическая сила, привлекательность, ускоренная регенерация тканей и т.д.). Репликантов выявляют с помощью тестов (таких, как тест Войта-Кампфа), а также по серийным номерам на глазном яблоке и костях. Склонные к неповиновению модели отлавливают и "отправляют в отставку" специальные полицейские, прозванные "Бегущими по лезвию". [2] Воссозданная на компьютере героиня Шон Янг, репликантка Рэйчел (какой она была в первом фильме 35 лет назад), наглядно демонстрирует возможность такого рода технологий уже в наши дни, по крайней мере в кино. Copyright PostKlau © 2018 | |
Просмотров: 1602 | Комментарии: 3 | | |
Всего комментариев: 3 | |||
| |||