Главная » Статьи » СТОИТ ВСПОМНИТЬ » Времена, даты, события, мемуарные материалы |
ИРИНА ТУР Живопись для Героя
О творческом проекте
Все дальше и дальше уносит нас время от событий Великой Отечественной войны, которые всколыхнули и мобилизовали всю страну. Все меньше и меньше становится участников и свидетелей той Великой войны. Для меня эти люди всегда много значили и вызывали восхищение и гордость. Это и мой любимый дедушка Василий Ильич Тур, проживший всего пятьдесят четыре года, сапер, минер и баянист, душа компании. Долгих шесть лет ждала его бабушка в станице Семеновской с четырьмя детьми, среди которых был мой отец. Вспоминаю, как весело мы распевали «Катюшу» под трофейную гармошку и ездили на велосипеде на реку Маныч ловить огромных карасей, красноперок и сазанов, тогда они все мне казались огромными. Это и мой учитель в Детской художественной школе Павел Павлович Коваль, который научил рисовать и помог поверить в себя, гордился мной и пророчил творческий успех. Летом прошлого года он ушел от нас. Это и Петр Лукич Малков, народный художник, талантливый скульптор, который приоткрыл
дверь в большое искусство, рекомендовал меня для вступления в Союз
Художников, знакомством с которым я
горжусь и чье доверие стремлюсь оправдать.
Задача каждого художника - запечатлеть время. Какое оно, в самом начале двадцать первого века? Страна отметила Юбилей Победы - ее cемидесятилетие. Это очень важное событие для нашей страны, для тех людей, ветеранов, которые дожили до этого дня. И у меня возникла идея: от имени нашего поколения выразить огромную благодарность поколению героических людей, создав галерею портретов Героев Советского Союза, проживавших и ныне проживающих на территории Волгоградской области и тем самым увековечить образы уникальных людей, наших современников, Героев, гордость нашей Родины. Их осталось мало. С
этой идеей я обратилась в Областной
Комитет Ветеранов и получила большую поддержку от председателя Федотова
Николая Степановича и членов комитета. Областная Администрация в лице вице-
губернатора Хорошевой Галины Ильиничны также поддержала этот проект. Они поверили в мои творческие силы и уступили моему огромному желанию художника выполнить задуманный проект. Таким образом, мне
выпало счастье лично познакомиться с Героями Советского Союза, с этими и простыми и необыкновенными людьми,
за это я несказанно благодарна своей
судьбе.
Числов Александр Михайлович ( род. в 1915 г.)
Холодный
взгляд голубых пронзительных глаз, военная выправка, чувствующаяся еще в ладном
сухопаром теле, строгое выражение лица. -
Вы опоздали, у нас, военных, это не принято. А извиняюсь, объясняю, что долго не могла найти
дом, перепутала улицу (номера домов на
Спартановке, где я не так часто бываю, действительно не поддаются общепринятым
правилам - четные, нечетные), да и задержалась всего-то на двадцать минут. - Приступим,-
сухо говорит Александр Михайлович,
быстро, по-военному, облачаясь в парадный костюм. Я смущена холодным приемом, сконфужена, тем
более это первый визит моего проекта, но держусь, призывая на помощь
свой природный оптимизм. Дрожащими пальцами устанавливаю этюдник, выдавливаю
краски и вглядываюсь в лицо Александра Михайловича. Боже, какое благородное,
умное, интеллигентное лицо, глаза глубокие-глубокие! И уже не вижу возраста,
его восьмидесяти девяти лет , а только эти глаза, пристальные и неустрашимые, и
представляю , как он, двадцатисемилетний АС- истребитель, командир полка,
сосредоточенный и яростный, ведет бой, виртуозно ускользая от противника, настигает его, и легкая победная улыбка
пробегает по лицу, а в глазах вселенская
грусть от понимания жестокости войны: если ты не убьешь, тебя убьют. После часового позирования мне разрешено прийти еще раз завтра. Лечу без
этюдника налегке домой, окрыленная
успешным началом проекта и
чрезвычайно довольная собой. Оказывается, мне все нравится и у меня все получается. Впоследствии я буду сравнивать
свои кратковременные этюды с окончательными
портретами, выполненными в условиях
мастерской, и даже немного устыжусь этих часовых этюдов. Но именно они явились для меня ключом в
проникновение образа каждого героя, именно в момент создания этюдов произошла связь художника, персонажа и
полотна, именно они помогли мне поймать верную энергетическую волну, без
которой портрет не может состояться. Итак,
этюд закончен, Александр Михайлович облегченно встает, а я набираю
воздуха в легкие и прошу о краткой беседе
с рассказом о подвиге, мне это
необходимо для полного понимания образа. -
Ну что ж,- быстро соглашается он. - Какой
день войны Вас потряс больше всего?- спрашиваю я. -Первые дни войны, когда никто не ожидал
нападения . Тогда погибло много людей, они бежали с детьми , узлами, а немцы из самолетов их безжалостно расстреливали . Наша авиация в то время была беспомощна. Он видел эту трагедию сверху, возникшая
ненависть к врагу помогла ему выжить. С появлением ЯК-1 и Лавочкин-5 в конце
1942 года наша авиация завоевала господство в небе. Александр Михайлович
совершил около 600 боевых вылетов, лично сбил 21 самолет, полк, командиром которого он был с 1943 г. и
до конца войны, сбил за четыре года 396 самолетов противника. Звание Героя
Советского Союза присвоено 24 августа 1943 г. В его полку служил легендарный
Маресьев, вернувшийся на фронт после ампутации ног. Какой
далекой кажется эта прошедшая война, обрастающая постепенно легендами и
домыслами, но пока живы ее очевидцы, ты
понимаешь, она еще способна разрывать сердца. Образ беззащитных обезумевших
людей, мирных жителей, бегущих с узлами, надеющихся выжить под градом бомб самоуверенного и наглого
врага, отчетливо возникший под воздействием рассказа Александра Михайловича в моем
воображении, не дает мне покоя и наполняет мою душу чувством благодарности к этим людям- Героям и всем воинам, защитникам
нашей Родины.
Теплов Михаил Петрович ( род.
в 1919 г.) О
нем в начале девяностых писали многие газеты как о последнем Герое Советского
Союза. И это действительно так. Затерялись в штабе Армии наградные документы,
направленные еще во время войны, а нашлись только в 1990 году. 8-го мая 1991 в
Георгиевском зале в Москве в торжественной обстановке вручили
«Золотые Звезды» трем последним Героям
Советского Союза, государства, вскоре распавшегося . Михаил
Петрович – отец моего коллеги, тоже художника, только графика, Юрия Теплова, экс-председателя Союза художников
России, довольно известной личности, именно во время его правления я вступила в
Союз Художников России. Поэтому писать портрет отца знакомого мне художника было очень ответственно,
хотя, как потом выяснилось, Юрий Михайлович никогда не писал и не рисовал своего героического отца. А
еще я знала о том, что один
замечательный художник Волгограда, засуженный художник России, Александр Егидис, ушедший от нас весной
прошлого года, уже писал его раньше, и этот портрет известен
искусствоведам. Портрет увидела сразу же, как только вошла в гостеприимный дом
хозяина и хозяйки: небольшого размера, написанный в великолепной авторской
манере, в коричневатых, характерных для художника тонах. Михаил Петрович запечатлен почти в профиль, он
кажется родным и узнаваемым другом, соседом, одним словом, близким человеком. «Но, - подумала я, подбадривая
себя, - нечего робеть, сравнений быть не должно, мой портрет будет просто
другим: торжественным и возвышенным, он отразит
героическую сторону образа и таким войдет в серию творческого проекта. Я должна справиться и справлюсь с этой задачей!» Михаил Петрович –
милый, добрый, удивительно общительный
человек, на первый взгляд он кажется домашним и обыкновенным, но загляни в его
мальчишеские глаза, а мне это удалось, и там увидишь героический отблеск побед, неустрашимость и мужество. -
Вы пишите, сколько хотите, можете и завтра прийти и послезавтра, я совершенно
свободен,- говорит Михаил Петрович, а я
наслаждаюсь неторопливой работой и предвкушением долгой беседы с этим
уникальным человеком, образ которого уже
вырисовался в моей голове. Закончив Энгельское бомбардировочное училище , с 1941
г. он принимал участие в боевых
действиях. Из-за ранения, полученного во
втором бою, после госпиталя пришлось
со скоростного бомбардировщика СБ пересесть на кукурузник У-2 и перейти
в 638-й ночной бомбардировочный полк. Затем У-Аи
. Воевал на трех фронтах: Брянском,
Ленинградском, 2-м Прибалтийском. В итоге – более 600 успешных ночных вылетов,
28 полетов в тыл врага, к партизанам,
доставка рации, медикаментов, продуктов, а обратно вывозил раненых,
больных, детей. У летчиков с получением звания Героя Советского Союза все четко : совершил столько-то успешных
вылетов , на таких-то самолетах, не погиб, (а гибло очень много), и ты - Герой.
Михаил Петрович за время войны совершил на сто вылетов больше, чем установлено для получения
почетного звания - 600 против 500, а звания героя по иронии судьбы удостоился почти пятьдесят
лет спустя. А сколько их было, таких героев, так и не дождавшихся своей награды! Михаил Петрович и жена
его Рема Петровна, вместе они прожили пятьдесят семь лет, имеют двоих
детей, шесть внуков и правнучку ,- счастливая пара, нежно заботящиеся друг о
друге люди, с юмором относящиеся к неудобствам возраста. В кругу их семьи
понимаешь, какие человеческие ценности самые важные: любовь, забота, поддержка.
А «малиновка», фирменная малиновая настойка, собственноручно произведенная
хозяйкой и являющаяся гордостью всех застолий,
была весело выпита нами всеми за
импровизированным обедом, конечно же - за здоровье хозяев и за успех моего проекта, и тем самым закрепила доброе отношение друг к
другу.
Балабин Юрий Михайлович (род. в 1922 г.) -
Сколько, Вы сказали, ровно за час напишете этюд? Засекаем время! У нас, у военных все четко!
Тем более, сами понимаете, жарко в мундире-то позировать в разгар лета! Этюдник собираю и разбираю, как автомат
Калашникова- на время, краски предварительно выдавлены на палитру:
неаполитанская желтая- для лица, кобальт зелено-голубой- для мундира, сиена
натуральная, кадмий красный, охра желтая, ультрамарин. Рука напряжена, взгляд
сосредоточен: важно запомнить, поймать
то важное, характерное, что даст основу для большого портрета Героя. Я вся
словно лев, готовящийся к прыжку. Прыгаю, и
закрутилось. Крупные , красивые черты лица. Взгляд художника позволяет
видеть образ вне времени – спокойный, внимательный, немного уставший, благородный
взгляд и достойная поза. Мягкий свет из окна террасы создает ощущение
спокойного диалога двух еще недавно
незнакомых людей, людей разных поколений, и сердце прыгает от радости, от такой
удивительной возможности прикоснуться к истории уникальных людей, гордости
нашей нации. - Деточка, я Вам холодненького компотика
принесла, а то жарко очень,- слышу я откуда –то издалека и возвращаюсь в
реальность. Рядом стоит жена Юрия
Михайловича, Семкина Раиса Лазаревна, и, улыбаясь, протягивает мне стакан с
летним замечательным компотом. Она сама участница обороны в Сталинграде, жена и
боевая подруга, шестьдесят лет совместной жизни отметили в 2004 году, а
расписались в Австрии, двое детей, четыре внука и четыре правнука- результат их
фронтовой любви. -
А ты не разговаривай,- отдает приказание она генерал-майору, поглядывающему от
нетерпения на часы,- после поговорим. И
я понимаю, что времени у меня уже нет , отпущенный час на исходе, бросаю взгляд на этюд - он
почти завершен, а рука с кисточкой продолжает
лихорадочно двигаться , делая последние мазки. Готово! -
Ну, разве из этого можно что-нибудь сделать? - разочарованно говорит Юрий
Михайлович. –Да ты что, очень похоже получилось, молодец,
деточка!- восхищается Раиса Лазаревна,- А ордена твои она с фотографии
подглядит. Юрий
Михайлович, избавившись от жаркого
парадного мундира, тяжелого от наград, и облачившись в легкую летнюю
рубашку, преображается, усаживается за стол, достает великолепно оформленные
фотоальбомы о военной жизни, вырезки из
газет, книги… « Флагман штурмовой
авиации» - так восхищенно называли 1-й
Гвардейский корпус, где воевал Юрий Михайлович , пройдя путь от рядового до
штурмана авиационного полка. « С красным носом летал, не стреляли немцы,
боялись!»- с нескрываемой гордостью говорит Юрий Михайлович. Отличник
Чкаловской летной школы, прирожденный штурмовик, красавчик, храбрец и везунчик – ни разу не
сбили!- он сделал 232 удачных боевых вылета, сводил в бой 1503 экипажа, нанес колоссальный урон противнику, получил звание Героя Советского Союза, а после
войны продолжил службу в авиации и дослужился до генерал-майора. –А что Вы чувствовали во время боевого вылета
за штурвалом самолета? – спрашиваю я. –Читайте
Экзюпери, никто лучше него не описал душу летчика, ни Покрышкин, ни Хемингуэй.
Белоусов Николай Петрович (
род. в 1923 г.)
Сверяясь с адресом, ищу нужный мне дом по
проспекту им. Героев Сталинграда, что в далеком Красноармейском районе.
Тяжеленный этюдник с красками на правом плече, матерчатый чехол с грунтованной картонкой, будущим этюдом, на
левом плече. Люди сочувственно
оборачиваются, видимо, нечасто приходится видеть художников , экипированных для
работы и обвешанных словно елка под Рождество. Поворачиваю в нужную мне арку длиннющего многоарочного дома,
навевающего мысли о китайской стене, и вижу высокого, улыбающегося седовласого
мужчину: «Вы - Ирина , художник, я Вас
по этюднику узнал. Вот вышел встречать, а то тяжело Вам, наверное. - Не могу
поверить, что этому моложавому человеку восемьдесят один. – А к Пономаренко (
сосед по району, тоже Герой) я Вас отвезу на машине, а то он в частном секторе
живет, Вы его просто так не найдете.» Я,
совершенно очарованная его галантностью, мужской харизмой, разворачиваю этюдник,
готовлюсь к сеансу, а он, переодевшись в парадный костюм, предстает во всей
красе. -
Я тебе мороженое купил, какое будешь:
крем–брюле или пломбир в шоколаде? - После, после,- отвечаю я, предчувствуя
творческий подъем. Пишу,
как всегда, быстро, энергично постукивая кистью, и наблюдаю. Романтичный ,
красивый, с замечательным чувством юмора, добрый, с мечтательным взглядом, легкий на подъем, светлый- таких любят . В 41-м-ему восемнадцать , мальчишка совсем,
на фронте с первого и до последнего дня войны. После Батайского летного училища
- летчик –истребитель, летал на Миг-3, Ла-3, ЛА-5 в полку Василия Сталина. «Щит
Героя»- летное прозвище, которое престижнее награды. Начал летать командиром звена, закончил командиром полка. 265 боевых вылета, 50 воздушных
боев, 23 сбитых самолета. Звание Героя Советского Союза получил в июне 1944 г . -
Какой день войны запомнился больше всего ? -спрашиваю я , изображая журналиста. -
Последний, 9-го мая 1945 года. Мы все уже
знали о Победе, а мне приказ - вылетать.
Никогда не боялся, а тут испугался, думал, не вернусь, но страх
прошел, как только заревел мотор и я
вошел в свою стихию. В этот день пришлось десять вылетов сделать. А после войны
на Волгодонском судоходном канале работал на шагающем экскаваторе. После самолета я с любой техникой, не учась,
могу совладать. Сейчас, овдовев, живет один, обожаемый детьми
и внуками. -Спускаемся,-
командует Николай Петрович, - едем к Пономаренко, он нас уже заждался!- И на
виражах лихо обгоняя «Мерседесы» и «Волги»,
в пять минут мы в тихом и красивом
месте, местном оазисе частного домостроения, у его друга - Пономаренко Виктора
Ивановича – танкиста, майора в отставке. -Я
за тобой заеду, а то потеряешься,- покровительственно улыбается Николай
Петрович и исчезает, а я понимаю, что
это он полетел, только низко.
Пономаренко Виктор Иванович
(род. в 1915 г.)
Перед воротами дома - роскошное абрикосовое
дерево, крупные плоды которого плотным ковром усыпали дорожку. Хочется задержаться
и вспомнить детство, когда каждое лето я проводила у бабушки в конезаводе им.
Буденного, что под Сальском Ростовской
области - в абрикосовом, вишневом и
арбузном раю. Но я равнодушно и достойно прохожу мимо дерева, источающего сладкий абрикосовый аромат перезревших фруктов, навстречу хозяину, открывшему мне калитку.
Небольшого роста, крупная голова, ухоженная седая кудрявая борода и огромные черные квадратные
очки, а из-под них - синие-пресиние проникновенные глаза. -А
я думал, что Вы уже сегодня не приедете, в доме стало не так светло! -
Да мы на улице будем писать , во дворе, - радуюсь я такому повороту событий, не
ожидала , что рядом с домом роскошный
двор, - нет ничего лучшего, чем писать на свежем воздухе, по–французски
«пленэр» называется. -
Я не часто появляюсь на публике, не здоров,- неспешно говорит Виктор Иванович,- сейчас приготовлюсь. Лицо румяное, на удивление ,без единой морщинки, умный собранный взгляд, только движения слегка
скованные, говорят о значительном возрасте - восемьдесят девять лет, не шутка! Мы договариваемся, что я его буду писать ровно
час, чтобы не утомить, и легко справляюсь с этой задачей, потому что более
спокойной натуры у меня не было никогда. Расспрашиваю его о военных годах.
После окончания Саратовского Танкового училища им. Люзюкова Виктор Иванович с
1942 года на фронте командиром танкового взвода. Звание Героя получил за форсирование
реки Буг и за взятие станции Хощувато на Украине, что дало возможность
двигаться вперед танковому корпусу и Армии.
Жена Татьяна Павловна, моложе лет на семь , угощает фирменным яблочным
пирогом, и я понимаю, что это верх кулинарного искусства, мне никогда не
доступного. -
Да нет, я уже не пеку, заказываю по своему рецепту, да и абрикосы уже не
собираем. Вы не представляете, как трудно было со старого пиджака на новый
награды перевешивать! Пальцы уже не слушаются, просто иногда весело становится,
какие мы старые стали,- лукаво улыбается Татьяна Павловна. Я
благодарю их за гостеприимство и быстро прощаюсь, потому что
Белоусов по-мальчишески настойчиво подает сигналы своего то ли самолета, то ли автомобиля,
прилетел к условленному часу. Прощай, абрикосовый рай. Здоровья вам и радости,
добрые люди!
Морозов Иван Васильевич (
род. в 1922 г.)
-
Он только глубокой осенью появится, - сообщил мне Председатель Комитета
ветеранов войны и военных действий Федотов Николай Степанович, мой большой помощник в реализации проекта - Он в Еланском районе каждое лето
проводит, на родине на своей. И
это оказалось действительно так.
Встретились мы с Морозовым Иваном
Васильевичем только в ноябре. -Приходите, приходите, мы уже дома,- отвечает
дружелюбный голос на другом конце телефонного провода, и мы договариваемся о
времени встречи. На следующее утро я еду в троллейбусе, потому
что в маршрутке мне, груженной этюдником и прочими принадлежностями, было бы
неудобно и неповоротливо. Холодно и солнечно! Вдруг что-то случилось, все троллейбусы
остановились! Транспорт никакой не ходит. Ах, да это же из-за демонстрации движение перекрыли , сегодня же
7-е ноября! Делать нечего , иду пешком три остановки и нервничаю из-за вынужденного
опоздания. На пороге встречает Иван
Васильевич, восьмидесяти двух лет, высокий, седовласый, с молодыми веселыми
глазами под густющими черными бровями, и жена его, миловидная с красивейшими
чертами лица пожилая леди со светящимся
взглядом. Прощают тут же, рады необыкновенно, такое впечатление, будто попал к
близким родственникам. Начинаю писать, назначаю себе час времени на работу, тем
более, заранее я все краски на палитре уже подготовила. Чем хорош этюдник, этот
деревянный чемоданчик с ножками, так это тем, что никогда не подводит, и все-
то в нем продумано до мелочей: и место для красок и кистей есть, и палитра
помещается и не пачкает ничего, а с помощью выдвигающихся металлических ножек
можно установить его на любой высоте и в
песке, и на ветру, и на паркете, как и случилось на этот раз. Режим, когда за
час я успеваю написать погрудный этюд, мне уже кажется привычным. Главное - уловить энергетику человека, а потом
будем решать все другие задачи. В завершение по моей просьбе Александра Илларионовна, просто как заправский фотограф,
сфотографировала нас с Иваном Васильевичем во время исполнения этюда, и это единственный снимок, который
свидетельствует о происходящем. -
Пока вы будете разговаривать, я соображу праздничные посиделки, ведь вы не
откажете старикам!- с улыбкой обращается
ко мне Александра Илларионовна. Иван Васильевич в конце 1941 года закончил Чкаловскую школу в
Оренбурге и был направлен в 569 штурмовой авиационный полк , где прошла вся его фронтовая жизнь. Он -участник четырех фронтов: Брянского, Прибалтийского, 1-го Белорусского, 2-го
Белорусского. Осуществил 148 боевых успешных вылетов на ИЛ-2. Средний срок
жизни летчиков на самолете такого класса всего 30-45 вылетов. Три раза его
сбивало зениткой, но повезло, остался жить. Его самолет называли «летающим
танком», настолько он был неуязвим и грозен для врага. -Сколько
уничтожили техники и живой силы противника, страшно становится! – говорит Иван Васильевич.- Спрашиваю у священника: «Ведь грешны мы, батюшка?», а он отвечает,
перекрестивши: « За землю свою воевали, а это не грех, живи и спи спокойно!». А
как тут спокойно поспишь, до сих пор снится, как бомбы вниз в цель летят! -
Как же определяется, успешный вылет или нет, кто это определяет, ведь цель далеко от аэродрома , это может быть и корабль,
и поезд, и стратегические объекты,- интересуюсь я. -
На каждом самолете ИЛ-2 установлена
фотокамера, которая срабатывает
автоматически сразу после запуска
снарядного устройства и фиксирует
попадание или непопадание в цель.
Вернувшись, ты можешь ничего не говорить, пленка все сама за тебя скажет. Вот
тут и начинаются «разборы полетов»! Так за разговорами о войне, о боевых
товарищах, об их родном селе Березовка,
где Иван Васильевич и Александра Илларионовна познакомились, будучи детьми, и
где проводят каждое лето, окруженные родственниками и друзьями, за чудесным
угощением пролетело время этого праздничного солнечного дня. -
Позвоните, как только доберетесь домой, мы будем беспокоиться, - слышу я вслед
после прощания.
Филиппов Алексей Федорович
Мне
очень жаль, что Алексей Федорович
отказался от участия в моем проекте, он
последний из семи Героев Советского
Союза, ныне проживающих на территории
нашей области. Его отказ вызван огромной скромностью, и ни Николаю Степановичу
Федотову, председателю Комитета ветеранов, ни мне, ни ближайшим родственникам
не удалось переубедить его и
согласиться. Возможно, еще что-то изменится и мне удастся написать его портрет
в будущем.
Воплощение мечты
художника Не скрою, что привыкла ставить перед собой
трудновыполнимые задачи, воплощение которых несет преодоление препятствий внутренних или внешних, ведет к духовному и профессиональному росту. Теперь, когда проект завершен, я могу
охарактеризовать его и подвести некоторые итоги. Портреты выполнены в
творческой авторской манере и несут
черты современной портретной живописи. В
серии использован прием монументальности (портреты выполнены больше натуральной
величины на холстах размером 90х70) , применен единый масштаб. Разнообразие
цветовых фоновых характеристик придает портретам торжественное звучание, а единая манера
исполнения объединяет портреты в целостную серию. Основным при создании каждого образа является
портретное сходство с передачей психологического состояния героической личности
, важным представляется изображение ветеранов в парадном костюме с наградами для придания образу торжественности.
Для создания портретов использованы
этюды, выполненные автором с натуры при непосредственной встрече и
знакомстве с Героями Советского Союза, а также фотозарисовки. Реализация
этого проекта для меня много значит: помимо патриотических идей я решала задачи профессионального
характера. Проект завершен, я уже получила слова благодарности ото всех, кто в
нем был задействован, что рождает чувство удовлетворения. Теперь моя задача -
показать его и порадовать всех ветеранов
своим искусством, выражающим уважение и благодарность наследников их Победы. Ирина Тур рассказывает о проекте в интервью Copyright PostKlau © 2016 Copyright PostKlau © 2020 | |
Просмотров: 2426 | Комментарии: 13 | | |
Всего комментариев: 6 | ||||||
| ||||||