Главная » Статьи » СТОИТ ВСПОМНИТЬ » ВНЕ ВРЕМЕНИ |
Генрих Вёльфлин и теория стиля Справка: Википедия сообщает скупо: Генрих Вёльфлин(21 июня 1864, Винтертур - 19 июля 1945, Цюрих) швейцарский писатель, историк, искусствовед, теоретик и историк искусства. Вместо предисловия: Там не сказано, что Вёльфлин - основоположник современной теории стиля, а стиль - главная категория философской эстетики и теории искусства. Причисление Г.Вёльфлина к искусствоведам идет оттого, что вписавший данные в Википедию видимо не знает, что искусствоведение - это только узко СССРский проект. И такой дисциплины как искусствоведение нигде больше не существует, тем более,ее не было в Швейцарии начала 20 века. В то же время стиль как коренная категория эстетики (как и сама по себе философская эстетика) был признан в СССР в свое время буржуазным явлением и наряду с кибернетикой, генетикой и прочим не признавался и всячески изгонялся из того же самого искусствоведения, достаточно почитать труды главного сталинского искусствоведа А.Чегодаева. Изменилась эпоха и мироустройство на противоположное, но отношение к стилю как к чему-то чуждому, второстепенному и неважному насаждается до сих пор. То есть отношение к стилю как к философской категории у нас до сих пор коммунистическое, что само по себе говорит то ли о маразме, то ли о мракобесии... То есть слово "стиль" употреблялось, если уж никак нельзя было его обойти, но о том, что стиль является основной формальной категорией не сообщалось, замалчивалось. Многие спецы, обучавшиеся в то время и находящиеся на начальственных местах ныне до сих пор относятся к понятию стиля как к чуме и чему-то второсортному, попсовому, которые можно соединить в понятии только разве что с Сергеем Зверевым. Потому и до сих пор в нашей стране, имеющей свое особенное искусствоведение даже глубоко обученные специалисты либо ничего не знают, либо чураются этого имени. А зря. Без Вёльфлина и его подходов, очень четких, системных и логичных, понимать искусство (на мой взгляд) адекватно просто невозможно. Потому и понимают его неадекватно , кого ни возьми на любом уровне и куда ни глянь - и нечего этому удивляться... Про Генриха Вельфлина: я десяток лет назад искала везде и не находила его текстов ни в сети, ни в реальных библиотеках, ни даже в издательствах. Обнаружить удалось, что издательство «Азбука» планирует выпуск его книги «Ренессанс и Барокко», впервые после 1913 года(книга вышла в 1888г), но так и не дождавшись от них выпуска книги через пару месяцев ожидания я вынуждена была все же пользоваться цитатами из Вёльфлина, взятыми в работах Ж.Базена как можно понять в двойном переводе. И вот наконец – о чудо! – мне удалось и найти « Основные понятия истории искусств» 1915 года , и скачать. Выдержки из него и представлены
В то же время надо понимать, что стиль - это основная эстетическая категория, характеризующая искусство в точки зрения ФОРМЫ. Сам Вёльфлин говорит о себе: «Я среди историков искусства — „формалист". Это название я принимаю как почетный титул, поскольку речь идет о том, что я всегда видел первую задачу историка искусства в анализе пластической формы…» В то же время в нашей стране принят за основу содержательный подход к пониманию изобразительного искусства, который уводит в итоге в такие ложные дебри и заблуждения, которые и привели отечественное ИЗО в конечном итоге к ужасам в отношении собственного соцреализма - единственного мирового стиля 20 века, который благодаря нашим "искусствоведам" так и остался в итоге(из-за нежелания легализации понятия стиля) недооцененным, не понятым и не изученным. Что в итоге поломало жизнь многих художников и не позволило нашему искусству занять в мире подобающее ему место. Я думаю, этим так называемым и здравствующим ныне "ученым" еще будет дана адекватная оценка и они будут отправлены на полагающееся для них место "врагов искусства" О. Несмеянова
"ЖЕЛАЯ выразить в самых общих терминах различие между искусством Дюрера и искусством Рембрандта, мы говорим, что Дюрер графичен, а Рембрандт живописен"
"Западная живопись, бывшая в XVI веке линейной, в XVII развилась главным
образом в сторону живописности. Хотя
существует только один Рембрандт, однако всюду произошла разительная перемена
зрительных навыков, и кому интересно уяснить свое отношение к видимому миру,
тот должен прежде всего отдать себе отчет в этих двух кардинально различных
способах видеть. Живописный способ — способ позднейший и без линейного способа,
конечно, немыслим"
"Как только линия обесценена в своем качестве
полагания границы, открываются живописные возможности. Картина внезапно как бы
оживляется во всех своих частях таинственным движением. В то время как резко выраженное очерчивание формы делает ее
неподвижной, так сказать утверждает явление. Живописное изображение, по самой
своей сущности, сообщает явлению характер какого то парения: форма начинает
играть, свет и тени становятся самостоятельным элементом, они ищут друг друга и
взаимно сочетаются, высота с высотой, глубина с глубиной; целое приобретает
видимость неустанно струящегося, никогда не кончающегося движения. Будет ли
движение порывистым и бурным или же оно является только легким трепетаньем и
мерцаньем, оно всегда остается для зрителя неисчерпаемым. Различие
между стилями можно, следовательно, определить точнее таким образом: линейное
видение резко отделяет форму от формы, между тем как живописный глаз, наоборот,
направляется на то движение, которое идет дальше совокупности предметов. В
первом случае — равномерно ясные линии, которые производят впечатление элемента
разделяющего, во втором — неподчеркнутые границы, благоприятствующие
связыванию....Тем самым также сказано, что решающим моментом здесь являются не
отдельные детали, но вся совокупность картины, ибо только что упомянутое таинственное
взаимопроникновение формы, света и краски может стать действенным только в
целом" "Разумеется, не существует никакой живописности «в себе», и так называемая объективная живописность тоже становится живописной лишь для воспринимающего субъекта" "Именно пример Рембрандта показывает, что прогресс живописного восприятия может идти рука об руку с ростом простоты" "Живописная» живопись не есть стиль, требующий рассматривания картины издали, так чтобы фактура становилась невидимой. Для нас будет потеряно лучшее, если мы не увидим мазков кисти Веласкеса или Франса Гальса. Взаимоотношение совершенно ясно, когда перед нашими глазами лежит простой рисунок. Никому не придет в голову отодвинуть рембрандтовский офорт на такое расстояние, чтобы отдельные линии перестали быть видимыми. Конечно, это не прекрасно-линейный рисунок гравюры на меди классической эпохи, но отсюда вовсе не следует, что линии вдруг утратили всякое значение;напротив, их необходимо видеть, эти новые, беспорядочные линии, изломаные и разбросанные, нагроможденные одна на другую, — видеть, как они есть. Это нисколько не мешает появлению впечатления желательной формы" "Ни для кого не будет, следовательно,новостью услышать, что линейность хронологически предшествовала живописности. Однако если мы зададимся целью привести типические примеры линейного стиля, то должны будем придти к выводу, что их следует искать не среди примитивов XV века, но лишь у классиков XVI. Леонардо в нашем смысле линейнее, чем Боттичелли, и Гольбейн Младший линейнее, чем его отец"(конец цитаты) - это последнее как пример для тех, кто не способен понять, что работы Леонардо - графика(по выражению Вёльфлина линейность). Напоминаю, что написано это 100 лет назад, хотя для иных(увы!) темно и теперь
"ЖЕЛАЯ выразить в самых общих терминах различие между искусством Дюрера и искусством Рембрандта, мы говорим, что Дюрер графичен, а Рембрандт живописен"
"Западная живопись, бывшая в XVI веке линейной, в XVII развилась главным
образом в сторону живописности. Хотя
существует только один Рембрандт, однако всюду произошла разительная перемена
зрительных навыков, и кому интересно уяснить свое отношение к видимому миру,
тот должен прежде всего отдать себе отчет в этих двух кардинально различных
способах видеть. Живописный способ — способ позднейший и без линейного способа,
конечно, немыслим"
"Как только линия обесценена в своем качестве
полагания границы, открываются живописные возможности. Картина внезапно как бы
оживляется во всех своих частях таинственным движением. В то время как резко выраженное очерчивание формы делает ее
неподвижной, так сказать утверждает явление. Живописное изображение, по самой
своей сущности, сообщает явлению характер какого то парения: форма начинает
играть, свет и тени становятся самостоятельным элементом, они ищут друг друга и
взаимно сочетаются, высота с высотой, глубина с глубиной; целое приобретает
видимость неустанно струящегося, никогда не кончающегося движения. Будет ли
движение порывистым и бурным или же оно является только легким трепетаньем и
мерцаньем, оно всегда остается для зрителя неисчерпаемым. Различие
между стилями можно, следовательно, определить точнее таким образом: линейное
видение резко отделяет форму от формы, между тем как живописный глаз, наоборот,
направляется на то движение, которое идет дальше совокупности предметов. В
первом случае — равномерно ясные линии, которые производят впечатление элемента
разделяющего, во втором — неподчеркнутые границы, благоприятствующие
связыванию....Тем самым также сказано, что решающим моментом здесь являются не
отдельные детали, но вся совокупность картины, ибо только что упомянутое таинственное
взаимопроникновение формы, света и краски может стать действенным только в
целом" "Живописность не есть более совершенное решение задачи подражания природе, но представляет собою принципиально иное решение" Copyright PostKlau © 2017 | |
Просмотров: 2585 | | |
Всего комментариев: 0 | |