Открою вам страшную тайну. Обычно этому не учат в творческих вузах и не пишут в учебниках по теории искусства. Но это правило действительно для каждого художника-профессионала. (Уточню: быть профессиональным художником в данном контексте, значит — зарабатывать на жизнь исключительно собственным творчеством. Любителей и художников «выходного дня» это, к счастью, почти не касается, поэтому им можно дальше вообще не читать). Вы думаете, что разговор пойдет об повышении уровня мастерства, или о качестве художественных материалов? Вовсе нет. Можно, как Пикассо, рисовать на куске незагрунтованного гофрированного картона водоэмульсионными красками, купленными в ближайшем хозяйственном магазине, и это не будет иметь никакого значения. Пусть пуристы вздыхают, а о сохранности работ беспокоятся реставраторы. Так на чем же нельзя экономить современному художнику?
Итак, главное правило успешного художника гласит: треть всех своих заработков, вне зависимости от уровня доходов и любых бытовых нужд, вкладывайте в собственное имя, рекламу, PR, раскрутку и последующие продажи. Рассматривайте себя с точки зрения маркетинга: вы — это предприятие, а материальные (или даже виртуальные) продукты вашего интеллектуального труда должны приносить прибыль. Уровень вашей прибыли напрямую зависит от того, насколько ваше имя (по сути — брэнд) известно и раскручено. Но секрет в том, что насколько бы высокими не стали в определенный период ваши горорары, вкладываться в себя придется все с той же процентной планкой.
Даже всемирно признанные мастера тратят на рекламу (пиар, выставки, презентации, интервью, статьи, монографии, альбомы) 30-40% своего дохода. Другое дело, что за раскрученных художников это делают галереи и арт-дилеры, но сути это не меняет. В противном случае — спад и забвение. В современном арт-бизнесе, увы, так заведено: каждый может стать знаменитым на 10 минут, но удержаться на вершине чертовски сложно, особенно если в спину дышат еще несколько тысяч конкурентов. Вы можете сказать: но мне не нужна всемирная известность, я прекрасно чувствую себя в своей профессиональной нише, и она меня вполне устраивает. Хорошо. Но в таком случае не жалуйтесь, что вам приходится довольствоваться скромными гонорарами, редкими выставками от Союза художников и вечной подработкой в качестве преподавателя или репетитора. Это не случайность, а ваш сознательный выбор. Поэтому, не жадничайте тратить на себя. Вы сами – это и есть ваш главный ресурс, козырь, брэнд. И так будет до тех пор, пока ваше имя не станет работать на вас. А что касается скромности, имейте в виду, застенчивость в бизнесе — это лучший путь к неизвестности.