Творческий мир нижнекамского художника Вадима Ряховского причудлив и крайне сюрреалистичен. В его красочных графических произведениях прослеживается влияние целого ряда культурных пластов: искусства индейцев доколумбовой эпохи, древнеегипетских фресок, рисунков австралийских аборигенов, традиций русского народного лубка, эстетики гротеска. Стилистически произведения Вадима близки детскому рисунку, но сложные образы и эксцентричные сюжеты отсылают, скорее, к новейшим художественным направлениям первой половины XX века: дадаизму и сюрреализму. Судите сами, как необычно звучат названия его картин: «Изобретатель, три женщины и два осла», «Я стараюсь держать равновесие», «Красную траву есть нельзя!»,«Три красных прекрасных», «Секрет мухомора», «Рыба выходит на сушу», «Кто связал близнецов?», «Кусок арбуза и другие», «Массовый старт народа в стратосферу-2», «Хорошая песня о слонах», «Формула равновесия», «Ловцы воздушных пузырьков», «Куклы идут гулять», «Самка буратино и неправильный слон», «Три улыбки на одном лице», «Все дороги ведут в Париж через Мамадыш». Чем не Хуан Миро с его «Весами для мух»?
Вадим Ряховский — график-самоучка, обладающий врожденным чувством цвета и композиции. Он работает цветными карандашами на крупных листах ватмана, интуитивно развивая сюжет предварительного наброска в тщательно выверенное и проработанное изображение. В одном интервью автор так описывает свой творческий метод: «На ватман я наношу рисунок из черновика — это небольшой карандашный набросок, который я могу сделать даже лежа на кровати. Когда наношу рисунок на ватман, он немного изменяется, обрастает деталями, появляются новые персонажи. Но общая композиция сохраняется. По времени – даже на рисунок небольшого формата, например, сорок на сорок сантиметров, уходит не менее дня. То есть – с утра и до вечера. Но я, как правило, делю работу на несколько дней – по 4-6 часов, иногда больше. Лист «заселяется» персонажами сразу. Я обвожу рисунок гелиевой ручкой, стираю ластиком карандаш и приступаю к самому главному – заполнению листа цветом. Сначала цветными становятся персонажи, фон в последнюю очередь. Здесь, перед закраской фона, могут появиться еще персонажи, или какие-то детали, если я вижу, что композиция это позволяет. Что получится в результате, я не знаю до тех пор, пока работа не будет полностью закончена. Не знаю наперед, в какую минуту и за каким карандашом потянется рука. Поэтому весь процесс — сплошная импровизация. В процессе работы я, конечно, использую ластик, он у меня всегда под рукой. Но готовую работу исправить трудно. У меня графика многослойная. На одном участке листа один поверх другого лежат, например, и красный и оранжевый и желтый, и каждый в несколько слоев. Очень часто я растираю рисунок подушечками пальцев. Карандаш буквально втирается в бумагу и приобретает восковый блеск».
Графика Вадима Ряховского — это мир безграничной фантазии, ироничной, спонтанной и свободной в своем проявлении. Автор признается: «Фантазию за деньги не купишь, и в институте не получишь. А питается она, наверное, любопытством. Мне многое что интересно. А самое главное – интересно жить, узнавать новое. Очень нравится изобразительное творчество различных народов – от майя и древних египтян, до аборигенов, например, Австралии. Я специально не занимаюсь изучением народного творчества, но когда что-то попадается, просто впитываю все это». На текущий момент у художника состоялось уже одиннадцать персональных и более сорока групповых выставок в Казани, Москве, Иркутске, Санкт-Петербурге, Софии (Болгария). В 2011 году автор завоевал второе место в номинации «Графический рисунок» на Международном конкурсе графики в рамках 10-й Российской недели искусств в Москве, награжден дипломом 4-й Международной биеннале графики в Санкт-Петербурге «Белые Интер-ночи 2008».
Copyright PostKlau © 2016