Главная » Статьи » СоврИск » Ольга Несмеянова

О. Несмеянова. Манифеста 10 и кризис СИ

ОЛЬГА НЕСМЕЯНОВА         


        

                                      МАНИФЕСТА 10 

                               (о прошедшем)


234551_ns


Безусловно значительное событие в мире искусства - биеннале( модное загадочное словечко, означающее всего лишь выставку, проходящую раз в 2 года) Манифеста 10 в Санкт-Петербурге прошло как-то неярко и не очень заметно. Похоже, тема эта не интересует ни журналистов, ни зрителей, ни художников. Видимо на это есть причины, о чем ниже, но сначала - что же такое эта Манифеста?


Европейская биеннале современного искусства «МАНИФЕСТА» появилась в начале 1990­х годов как ответ на новую социальную, культурную и политическую реальность, сформировавшуюся после окончания холодной войны. Наряду с Венецианской биеннале и Кассельской «Документой» «МАНИФЕСТА» является одним из наиболее значимых форумов современного европейского искусства. Главная особенность «Манифесты» — постоянная смена места проведения.  Организаторы Манифесты рассматривают ее кочевничество как страховку от коррумпированности


С 1996 года местами ее проведения становились Роттердам, Люксембург, Любляна, Франкфурт-на-Майне, Сан-Себастьян, регионы Трентино (Южный Тироль) и Мурсия. Последняя биеннале была организована в Генке (Бельгия), но ни одно из этих мест не может сравниться по уровню представительности и значимости с Эрмитажем и Санкт-Петербургом, конечно. Подождем, когда Манифесту проведут в Лувре, тогда будет с чем сравнить нынешнюю. А пока проведение Манифесты  в Эрмитаже считаю большим козырем, бонусом, выданным Россией за признание современного искусства настоящим искусством.

За двадцать лет истории «МАНИФЕСТА» было проведено девять биеннале, которые посетило более миллиона человек.  Художники, участники Манифесты так или иначе продолжали и развивали принципы инновативности, меняя представление о современном искусстве. Официальной площадкой для десятой «МАНИФЕСТА», которая проходит с 28 июня по 31 октября 2014 года, стал Государственный Эрмитаж (Санкт­-Петербург, Россия).

Интересно, что к участию в Манифесте 10 были привлечены умершие художники - Йозеф Бойс, Луиза Буржуа, Тимур Новиков, Владислав Мамышев-Монро встали в один ряд с великими покойниками Анри Матиссом и даже с Джованни Баттиста Пиранези 1720 года рождения. Честно говоря мне лично не понятно, почему именно Джованни Пиранези - график архитектуры - был избран для участия в Манифесте, так сказать, удостоился чести, а не кто-то другой. Возможно, что был применен метод случайного тыка. Владимир Александров(Император ВАВА) комментирует:" Манифеста изначально задумывалась как исключительно форум актуального, принципиально молодежного искусства, там не то что классики, там даже классики современного искусства по идее в начале не проектировалось выставлять.."

Да и Анри Матисс как модернист, хотя и вечно актуальный похож скорее на "свадебного генерала" чем на полноценного участника на этом празднике искусства. Ну типа чтобы зрители поняли с художниками какого уровня они столкнутся сейчас face about face. Да, Анри Матисс и Елена Ковынина - это звучит...

 Кроме этого из русских в выставке участвовали Борис Михайлов, Павел Пепперштейн, Группа Славяне и Татары(кто б мог подумать! никто их не знает, а они уже в Эрмитаже!), Александра Сухарева, Вадим Фишкин. Вот такая фишка - если в 90-годы имена часто скандальных акционистов и актуальных художников были на слуху у всего общества и любая собака знала кто такой Кулик, то сегодня  те, кто претендует "в великие" также неизвестны и берутся неизвестно откуда, туда же и пропадая, как какой-нибудь провинциальный пейзажист  с художественного сайта

Видимо прав культовый акционист(кстати, автор нашего журнала) Император ВАВА(Владимир Александров) "...в истории (современного) искусства России период 1990 - 2010 гг. останется, пожалуй самым продуктивным, примерно как был период 1910 - 1930 гг., а между двумя этими всплесками нет ничего соизмеримого по масштабу, влиянию и следу в истории"

И  все в общем-то подспудно понимают, что Матисс и Пиранези - это своего рода "спасательные круги", привязанные к художникам современного искусства. Потому что без спасательных кругов проект современное искусство(contemporary art), начавшийся  в 70-е годы прошлого века если не тонет, то близок  к завершению, вызывает чувство исчерпанности, тупика - того, что принято называть красиво "кризис современного искусства"

На это указывает все на Манифесте 10 - и вялый интерес народа(мягко говоря), малое количество посетителей - главное что замечают пришедшие на выставку, исчерпанность инноваций и оторванность СИ от всего, от реальности в мучительных потугах уставших хулиганить и изощряться в абсурде художников - абсурда и хулиганства нам достаточно и так в жизни, нет, не торкает больше(как говорит один художник, цитируемый ниже)...определенно уже надоело, наскучило и хочется чего-то другого


RaMpKWaewOc

10390155_873393359355883_42033168000941306_n



Неужели во все это мы еще не наигрались?

Художник Владимир Потапов предполагает возвращение искусства в живопись: "В московском искусстве возвращается живопись – робко, на цыпочках. Но, как это не обидно мне, как живописцу,  тоже как тренд. .... Можно говорить о легализации живописи сугубо как коммерческого продукта салонного типа, только раньше им торговали галереи совриска из подполы, чтобы хоть как-то свести концы с концами, а теперь выставляют на главную витрину. Т.е. раньше боялись обвинений в продажности, а теперь нет, потому что сегодня не до живописи совсем, вообще. Это означает, что она, живопись, если и входит, то не через парадный вход под фанфары, а вечерком пока никого нет и через черный вход.

Мне кажется, что сегодня важен штучный продукт, впрочем как и всегда – интересны отдельные художники, а не выставки, биеннале, группы и тем более дружеские междусобойчики. А каким видом искусства эти редкие экземпляры занимаются уже не так важно, главное, чтобы торкало!"


Все проходит, сказано в Библии. Прошла очередная Манифеста, похоже что проходит и современное искусство (СИ)...


Ну что же, поживем - увидим, может быть, и что-то новое на выставках современного искусства, а пока по статистике в опросах новизна самого нового  в современном искусстве оценивается  на 2 балла по 10-балльной шкале, а это меньше даже чем просто "двойка" в школе. Есть о чем задуматься "генералам" СИ


Отзывы о Манифесте 10 (из интернета):

Самые часто употребляемые фразы в сочетании с Манифеста 10 :

- Спорный

- Слишком много мертвых

- Не плохой

- Только кадетский корпус

- Неудачный

Людей почти нет


Коротко об основных площадках манифеста 10 - Эрмитаж.

- Плохо.

- Очень плохо.

- Такое уже делали и намного лучше.

- Сходите лучше в кадетский корпус.


Коротко об основных площадках манифеста 10 — Главный штаб.

- Есть интересное.

- Лучше попасть на экскурсию.

- Скучновато.

- Понравился разрушенный дом.


Коротко об основных площадках манифеста 10 — Кадетский корпус.

- Очень интересное пространство

- Хорошая выставка

- Самое интересное на манифесте 10

Нет людей

- Отличные инсталляции


Оценка Манифесты 10  (1 до 10)

Общая идея — 3

Разнообразие — 6

Новизна — 2

Художники — 6

Организация — 9

Общее впечатление — 5


Copyright PostKlau © 2014

Категория: Ольга Несмеянова | Добавил: museyra (23.10.2014)
Просмотров: 2135 | Комментарии: 1 | Теги: СоврИск | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 С.Басараб  
Сейчас в Эрмитаже, в залах штаба, открылась выставка "Дада и сюрреалисты". После советских времён мы были очень "голодными" к подобным выставкам. С 90-х годов они часто экспонировались у нас, слава Богу. Но вот теперь приходится делать усилие над собой, чтобы пойти на них. Когда-то в молодости мои сверстники с ума сходили от современной музыки, а я, глядя на них, считал себя непонимающим дурачком. У меня снова чувство дурачка возникает - мне скучно в залах современного искусства.

Имя *:
Email *:
Код *: