Главная » Статьи » СоврИск » Ольга Несмеянова |
О.Несмеянова. Ассамбляж
Главный редактор журнала АССАМБЛЯЖ Все началось с того, что в кладовке на даче я обнаружила вот этот "шедевральный" натюрморт. Он остался от прежних хозяев, и представлял из себя подрамник в раме с натянутым холстом, где груши и персики не нарисованные, а муляж из парафина, виноград из резины, вперемешку с реальными сорняками, ветками и брусками, крашеными "в золото" и все это на реальной красной пыльной тряпице типа "драпировке". Видимо, прежние хозяева купили такой натюрморт из любви к искусству, но их любовь и тяготение к реальности было выше способностей к реалистичному изображению тех художников, кого они могли позволить себе купить. Выход нашелся - не рисовать, а прикрыть холст уже готовым(чтобы не портилось - парафиновым и резиновым). Хотя возможно из сухофруктов картины была бы еще оригинальнее. Но главное - художник здесь лишний как вы понимаете. Подобную "икебану"(и даже лучше!) составит любой. Меня этот натюрморт почему-то очень веселит, глядя на такое искусство хочется смеяться. Однако ведь и на другой шедевр "реальной вещности"(как я для себя обозвала этот жанр) глядя тоже хочется смеяться. И сознаюсь, оно из моих давно любимых произведений. В тонкой ироничности автору не откажешь. Однако, когда узнаешь, что он уже нашел свое место в ГТГ(Третьяковка), то смех пропадает и становится ясно, что это всерьез. Разницы между дачным "шедевром" и картиной Турецкого не вижу, хоть убей. В смысле художественного уровня. А также вопрос мучает - а где на картине Турецкого трусы? большие такие глубокие голубые совеЦкие женские панталоны? Непростительное упущение... Борис Турецкий. Обнаженная. 1974 Каюсь, я не знала такого слова как "ассамбляж", мне его на худ. сайте подсказали. Как оказалось, слово это новое, гораздо новее самого искусства. Смысл найти новое слово в том, что раз оно найдено, то вроде и то, что названо этим словом, можно сразу считать за новое. Однако термин этот ввел Жан Дюбюффе в 1953 году, для обозначения предметов искусства, выполненных из утиля. Цитирую Википедию: "Ассамбляж (фр. assemblage) — техника визуального искусства, родственная коллажу, но использующая объёмные детали или целые предметы, скомпонованные на плоскости как картина. Допускает живописные дополнения красками, а также металлом, деревом, тканью и другими структурами" Точно, поняла я, оно это самое и есть. И довольно древнее, притом. Если уж на то пошло, то вот например, православная икона в окладе тоже явно относится к этому виду искусства. Так же как и готическое распятие на кресте. Налицо явная преемственность традиции. А между тем принято утверждать, что современные художники начиная от авангардистов не признают традиции, отрицают преемственность, отталкивают традицию или полностью отказываются от нее, таким образом декларируя свою невероятную новизну, небывалость,неповторимость и оригинальность. Ну если можно считать новизной то, что люди, именующие себя художниками, вместо того, чтобы нарисовать предмет, берут его готовый и прямо-таки лепят на холст или городят инсталляцию. Страшно подумать, что будет захоти они создать портрет?... Собственно, имеет место замена иллюзии(изображения) на реальность (вещи). В противовес изобразительному искусству, как раз наоборот подменяющему реальность вещи иллюзией изображения. А древние примеры выпадают на церковное искусство по одной простой причине - примерно до 16-17 века(то есть до зарождения реализма как стиля, который и есть накопленная традиция иллюзорного изображения) искусства практически вне церкви не было. Церковь была и главным заказчиком, и главным потребителем, и что самое важное - главным транслятором искусства народу. Кёльнский собор. Головки Богоматери и Христа как бы на "пасхальном творожнике" где вместо изюма и цукатов реальная ювелирка. Современные художники умирают от зависти А вот и ассамбляж 17 века в чистом виде.Т.н. "вотивы" - подарки церкви за исцеление. У кого что излечено, тот то и дарил(сердце, голова и пр.) только не парафиновые, а из серебра,золота или драг.камней.Собор Св. Трипуна в Черногории. В наших православных храмах тоже есть такая традиция Наши же мастера ассамбляжа - Турецкий, Брусиловский и др., считающие себя авангардистами почему-то(сам Гельман в свое время постоянно это утверждал), но по факту постмодернисты(использование готовой формы - типичнейший его признак), представляющие на самом деле какое-то ответвление концептуализма, не дошедшее до окончательного перфоманса или инсталляции - на самом деле не представляют ничего нового, а только хорошо забытое старое. Впрочем, как всегда. Ибо еще Екклесиаст (псевдоним мудрого царя Соломона) до н.э. сказал: " Что было, то и будет, и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем" И возвращаясь к "дачному шедевру": поначалу я хотела парафиновые груши-персики и резиновый виноград оторвать, холст загрунтовать и изобразить на нем нормально добротно масляными красками натюрморт. Но потом решила - не надо! если пропылесосить, то вдруг у меня его ГТГ купит? В дополнение к тексту: " В истории искусства ХХ века есть странность: главные художники оказались лишними. Рассказать, как развивалось искусство легко: от картины к инсталляции; вехи давно расставлены, но для самых значительных художников – места в этой истории нет" Максим Кантор "Возрождение против авангарда" | |
Просмотров: 1677 | Комментарии: 2 | | |
Всего комментариев: 2 | |
| |