Главная » Статьи » СоврИск » Ольга Несмеянова |
Алексей Ляпин и плацдарм "Чёрного Квадрата" То, что "Черный Квадрат" Казимира Малевича известен всем и является самым популярным произведением изобразительного искусства в мире - ни для кого не секрет и не открытие. "ЧК" при всей кажущейся видимой простоте произведение сложное и неоднозначное, потому и не прекращается вокруг него кипение споров и обсуждений. У него есть как противники, так и сторонники. Или, если выразится крепче, - враги и обожатели. Нет равнодушных и этот феномен сложно объяснить с точки зрения житейской логики. А для Алексея Ляпина, художника из Белоруссии, "Черный квадрат" это в первую очередь персонаж его произведений и источник вдохновения. Бывает и такое. Когда я предположила, что он, наверное, любит ЧК, он сказал "Нет, не люблю" и далее развивал свою мысль так: "Для меня "Чёрный Квадрат" не просто работа. Чёрный квадрат это в первую очередь цитата, открытая для дальнейшей работы. Такие вещи как "осмысление", "постижение" не просто набор смыслов. Это ключ к пониманию Мироздания его Величества Истории Искусств. Это окно в космос, это Вселенная, это кусочек чего-то потустороннего. А это не мало. Я просто беру этот осколок "чёрной плоскости" и
домысливаю его. У него появляется СВОЙ ЗРИТЕЛЬ. У которого, в свою очередь
открывается "НОВЫЙ ВЗГЛЯД". Курение ЧК. 2014 Ведь просто "чёрный квадрат" не существует. УЖЕ НЕ СУЩЕСТВУЕТ. Изображая его в своих работах я волоку вслед за ним весь набор его смыслов. НО. МНЕ НЕ НУЖЕН ВЕСЬ НАБОР ЕГО СМЫСЛОВ, нужен лишь один внимательный угол рассмотрения одного из них. Я считаю "ЧК" одной из самых сильных художественных мифологем 20-го века" Это то, что говорит художник, но мне, наблюдающей с большим интересом за его творчеством не первый год,видится большее... Осмысление "Чёрного Квадрата". 2016 За ставшими привычными фразами о Вселенной и Космосе квадрата, в работах Алексея Ляпина притягивает то, что "Чёрный Квадрат" для Алексея - это как плацдарм, на котором разворачивается постоянная борьба осмысления "Чёрного Квадрата" через себя и свою жизнь, через идею этого шедевра русского авангарда. Таким образом, не только человек смотрит на Квадрат, но и "ЧК" смотрит на мир, человека и искусство. И бесспорно, что после появления "ЧК" под его влиянием как человек, так и искусство изменились... Взгляд "Чёрного Квадрата". 2016 Кажется, что Алексей Ляпин считает явление "ЧК" не случайным, это божественный план, божественное провидение души человека будущего через данное ему Богом новое искусство. Ибо на все воля Божья в этом мире - как плохое, так и хорошее, как для искусства, так и для человека... Недаром же Малевич был очень верующим человеком, а многие обвиняют его в том, что "ЧК" создавался им как новая икона. Но Алексей Ляпин видит в "ЧК" в первую очередь Мечту Малевича о божественном знаке, данном ему свыше. Это неожиданный и новый поворот в трактовке известного произведения. Тем не менее, это не случайная находка Алексея Ляпина, а закономерный итог развития его мыслей Мечта Малевича. 2014 Возможно, он интуитивно чувствует, что "ЧК" был идеальной моделью Малевича, находка которой в результате многих лет поисков привела его к теории нового искусства(супрематизма как "нового реализма"). Не случайно модель Малевича подается через образ молодой женщины, загадки женственности, сопоставимой с постижением "Чёрного Квадрата" Модель Малевича. 2014 А на портрете Малевича изображен его взгляд на мир сквозь Квадрат - на мой взгляд очень тонко и точно поданная метафора несмотря на довольно скупые, простые и ограниченные художественные средства Портрет Казимира Малевича. 2015 У Малевича более 50 различных вариантов Квадрата было создано до знаменитого Чёрного и в этом ракурсе понятны его мучительные поиски универсальной первичной художественной формы, каковой по сути и является "ЧК" Писающий на Квадрат. 2016 Кот с Квадратом. 2016 В большинстве картин Алексея Ляпина "ЧК" помещен в центре(зрительном, логическом, композиционном) и явно является главным героем и основным смысловым персонажем, это центр галактики личности самого художника Космос ЧК. 2014 Вот о личности художника хочется сказать специально. Судьбой было положено так, что Алексей Ляпин, человек светлой души и ясного ума(да-да! именно, яснее других многих), всю сознательную жизнь провел в стенах психоневрологического интерната. Это непостижимо и несправедливо. Тому, что он там находится есть только одно объяснение, на мой взгляд: чья-то недобрая воля, которой он в силу каких-то причин в свое время не стал противиться. И вот это нахождение в узких границах по сути клетки - оно чем-то напоминает тоже ограничительный черный квадрат, в котором почему-то оказался человек. Он его узнает, как нечто такое узнаваемое, к чему привык и видит это привычное в своем творчестве Вело-Малевич. 2009 Чувствуется, что художник сроднился с Квадратом, относится к нему по-простому и с ощутимой иронией. Так появляется картина "Вело-Малевич", где сконструирован небывалый велосипед с квадратными колесами. На которых, как всем понятно, никуда не уедешь. И вот опять точно, лаконично и без слов ясно, что авангард, открывший таким блестящим образом в начале 20 века эру современного искусства, показывает свою "неспособность ехать", исчерпанность современного искусства, кризис, в котором оно находится, и куда оно заехало на квадратных колесах. Интуитивно это понимается многими. Но оцените способность художника выразить это художественным образом, его провидение и интуицию относительно судеб современного искусства Архангел, поражающий ЧК. 2015 Но надо верить, что все разрешится с Божьей помощью. И когда-нибудь архангел поразит Чёрный Квадрат, распадется клетка и искусство возродится, а в жизни человека светлой души, художника Алексея Ляпина свершится наконец все то, к чему он стремится и на что продолжает надеяться. Пожелаем ему этого! Молитва по русскому авангарду. 2010 | |
Просмотров: 1763 | Комментарии: 2 | | |
Всего комментариев: 2 | |
| |