Алексей Ляпин. Автопортрет. 2014
МОЯ СУДЬБА
Я родился 13 мая 1966 года в маленьком, провинциальном, белорусском городке
Мозыре, в семье служащих. Моя мать работала инженером на заводе, отец нас
бросил, но были живы дедушка с бабушкой. У них мы и жили.
Сначала из меня хотели сделать музыканта, купив в комиссионном магазине
подержанный баян и наняв репетитора. Траты оказались напрасными. Я хотел
рисовать.
Учась в школе, я вел достаточно активный образ жизни. Ездил в пионерские
лагеря, ходил в походы, был художником общешкольной газеты «КОЛЮЧКА», побеждал
в конкурсах рисунков на асфальте, мастерил модели кораблей, лепил из пластилина
рыцарей, стрелял из лука, арбалета, рогатки. Жёг карбид в лужах и взрывал
патроны в кострах, играл в футбол и гонял на велосипеде. Летом плавал в реке и
море, строя на берегу причудливые песчаные замки, а зимой катался на лыжах с
окрестных гор, прыгая с самодельных трамплинов. В общем все как у всех детей
Когда в городке открылась первая детская художественная школа, я поступил в неё
без особого труда, попутно читая и перечитывая Марка Твена и Аркадия Гайдара,
по детски завидуя романтической судьбе их героев…
После восьми классов начальной школы я поступил в Минское Художественное
Училище имени А.К. Глебова (1981-85
г.г.).
Учился, перебиваясь с троек на четверки, но к третьему курсу потерял к учению
интерес, поскольку увлёкся театром и гитарой, попав в студенческий театр
«Большой Физический» при Белгосуниверситете. (Худ. Рук. Д.Г. Тытюк)
Темой диплома я выбрал иллюстрации к роману В.М. Шукшина
«Я пришел дать вам волю» ( о восстании Степана Разина), сделал эскизы…
Тему зарубили за «безыдейность».
Защитившись большим портретом бабушки-ветеранки и проработав пару месяцев
художником на заводе, я ушел в ряды Советской Армии (1985-87 г.г.), попав служить под Ригу,
в штаб 27 корпуса ПВО. Ездил на стрельбы, чертил секретные карты, в том числе
для Генштаба ПВО СССР, я сделал карту пролёта Матиаса Руста, пилота-шпиона,
который, нарушив государственную границу и искусно обойдя зоны поражения,
посадил свой самолётик «СЕССНА» на Красной Площади в Москве…
Дослуживал я уже в другой части, и, увольняясь, попросил направление во ВГИК
имени С.А. Герасимова, заинтриговав своего начальника тем, что обещал снять
правдивый фильм об этом провокационном полёте.
Во ВГИК я не поступил.
После армии, поработав плотником на МТЗ, художником-фазовщиком на киностудии
«БЕЛАРУСЬФИЛЬМ», снова поступая с направлением во ВГИК, опять не прошёл по
конкурсу и вернулся на киностудию. Анимационная студия кипела, как муравейник.
Запускались молодые выпускники Высших Режиссерских Курсов, в том числе и я…
Взяв за основу эскизы диплома по В.М. Шукшину, я быстренько написал сценарий и,
получив одобрение тогдашнего худрука киностудии О.П.Белоусова, сел за шлифовку
ацетата.
Рисовать кино я решил пастелью, а для того, чтобы пастель держалась на гладкой
поверхности ацетата, его сначала пришлось шлифовать наждачной бумагой. Через
три месяца, фильм был снят и озвучен.
(«АНАФЕМА», НПО «ЦЕНТР», Минск, 1989 г.) Премьера состоялась
на фестивале КРОК-1 в Киеве в том же году. Поскольку эта «АНАФЕМА» стала
роковой чертой моей биографии, и следы её утеряны, я вкратце опишу сюжет.
Люди молились в церкви. Молитву прерывал разбойничий свист и появление в проёме
двери силуэта новоявленного «мессии», увлекавшего народ из церкви в кровавое
небо. Потом «мессия» крестообразно венчал им созданное сооружение.
Земля содрогалась.
Упав вниз «мессия» вновь становился человеком с треугольной бородой. (Персонаж
художника Казимира Малевича).
Попав внутрь здания и увидав вместо икон красные квадраты, пытался их рубить,
но уничтожал единственную в этом «храме» настоящую икону Богоматери с
младенцем…
Дыба, топор и чёрный квадрат.
Конец фильма.
Шел 1989 год. Я ещё не был крещён, обладал очень поверхностными богословскими
знаниями и неимоверной гордыней. После откровенной чертовщины начавшейся во мне
и вокруг меня, мании преследования, безоглядного самоистязания и полного краха
моего внутреннего мира, я был насильно помещён в психиатрическую клинику
Новинки в городе Минске. В то время методы лечения, образование врачей,
качество медикаментов и уровень содержания больных были очень запущенными
(сейчас ещё хуже), а я тогда ещё не осознал всего ужаса собственного положения
и меры страдания друзей и родных, а также людей, волей случая оказавшихся рядом
со мной…
Выйдя из больницы я продолжал писать рисовать, работать и даже учиться. (Курсы
художников-мультипликаторов при киностудии «КИЕВНАУЧПОПФИЛЬМ». Худ. Рук.
Евгений Сивоконь).
Прошел творческий набор в студию Ф. С. Хитрука при Высших Режиссерских Курсах в
городе Москве, но, по состоянию здоровья вынужден был возвратиться в город
Мозырь, к матери. (1993 год).
Всё, что я наработал к тому времени, пропало.
Вторая группа инвалидности совокупно с диагнозом ПАРАНОИДАЛЬНАЯ ШИЗОФРЕНИЯ были
мной получены в 1994 году. Группа продлевалась комиссией каждый год.
Мне была начислена минимальная пенсия.
Алексей Ляпин. Небесный корм. ДВП, масло. 80х60. 2013
Я продолжал писать и рисовать даже в
стенах лечебницы.
С 1995 по 2000 годы, в «БЕЛОРУССКОЙ ГАЗЕТЕ» и «БЕЛОРУССКОЙ ДЕЛОВОЙ ГАЗЕТЕ» была
опубликована серия моих графических работ.
Попутно я сочинял песни и не раз становился лауреатом Мозырского фестиваля
авторской песни «ЗВЕНИ ГИТАРА!» (Вторая премия в 1997 году, Приз Зрительсих
симпатий в 1998 и 1999 годах, Гран-При в 2006 г.)
Все эти годы я старался бороться как с депрессиями, так и с периодами
активности, что постоянно находит отражение в моём песенном и художественном
творчестве. Работы, которые были созданы «ЗА ГРАНЬЮ РАЗУМА», я стараюсь прятать
подальше, а в работах созданных «НА ГРАНИ», я хочу убедительно предостеречь и
во многом уберечь зрителя и слушателя от подобных состояний.
Я верю в Бога. И, если честно, то в человеческих, только в человеческих силах,
я сильно сомневаюсь. И это, наверное, не скрыть от глаз зрителя и слушателя.
Алексей Ляпин. Голгофа. ХМ. 2012
От редактора. Подробнее о творчестве талантливого художника будет рассказано в рубрике "Художник месяца" в последующих выпусках журнала
|