Главная » Статьи » РАССКАЗЫ ХУДОЖНИКОВ » Тихон Власов

Т.Власов. Луна, скворец, Гончарова и Ларионов

Тихон Власов                           




       Луна, скворец, Гончарова и Ларионов

 

На днях был с сыном в Третьяковке (на Крымском валу, 20 век). И поймал себя на мысли, что многие работы, те которыми раньше восхищался, мне разонравились.       Я подумал о старении картин, не с точки зрения выгорания красок, а с точки зрения формы и содержания. Я говорю не о герасимовском " Сталин и Ворошилов в Кремле", а об авторах действительно сделавших много для мирового искусства - Наталье Гончаровой, Михаиле Ларионове. 



                                                           Михаил Ларионов. После дождя. 1908


Их роль несомненно велика, они оказались тем пальцем, который указывает на Луну, но самой "Луной" так и остались и Феофан Грек и русский лубок. А палец потерял актуальность. Хотя в смысле целеуказания благодарность им вечная. И работы сами по себе кажутся скучноватыми и надуманными. Очень много в них от ума, и этот ум стал разрушительным для формы.                                                                                                             

Нельзя имитировать непосредственность. Нельзя имитировать простоту если ты сложен. Я не стал бы употреблять термин фальшивость, он слишком резкий, но некоторая нарочитость очень чувствуется.    

 Мне вспоминаются наскальные рисунки кроманьонских пещер, их можно имитировать, но нельзя их развивать - мы не знаем миросозерцания древнего человека. Даже если начать их скрупулёзно копировать, мы получим только современного автора пытающегося творить в духе человека каменного века. Если мы видим в наскальных рисунках своеобразие форм, то содержание ускользает от нас, а форма при этом теряет развитие.                                                                                                                                           

То есть появляется форма новая, но зачастую очень зависимая, основанная на внешних поверхностных эффектах. Мы останемся только имитаторами, пока не начнем создавать новое.      



            Наталья Гончарова одна из самых дорогих   художниц авангарда      

                                                                                                                  

Так и с Гончаровой - нарочитая грубость, угловатость... На начало 20 века, когда для России вдруг заново обрели ценность древнерусские церковные росписи, народные росписи и прочее, это несомненно было важно и ценно. Но сейчас, когда этот процесс находок в прошлом уже закончился, я предпочел бы посмотреть самого Феофана Грека или городецкие прялки. Смысл работ Гончаровой и Ларионова потерял актуальность, устарело содержание их работ, а в форме они ничего нового не сказали. Сыну о своих мыслях ничего не говорил, во-первых я не уверен, что прав, во-вторых, пусть решает для себя сам. Я просто рассказал о их роли в мировом искусстве, в том в чем точно был уверен. Хотя песня скворца и состоит из одних заимствований, но его творчество состоит в том, чтобы смешать их так, что вы даже не догадаетесь о том, что слушаете одни цитаты – скворец настоящий постмодернист, сложный. 



Copyright PostKlau © 2017


Категория: Тихон Власов | Добавил: museyra (01.02.2017)
Просмотров: 1641 | Комментарии: 4 | Теги: мнение, РАССКАЗЫ ХУДОЖНИКОВ, Власов Тихон | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 2
1 elenajost  
Тихон, мнеочень понравились Ваши рассуждения. Что интересно, всё это подспудно где-то глубоко сидело и у меня, но вот так это оформить не то что  письменно, но,вообще, как-то констатировать для себя, не сподобилась.
Развивается всё: и искусство, и восприятие искусства... То, чем, возможно,  восторгались и восхищались 100 или даже всего 50 лет назад, вызывает уже и сомнения и внутреннюю самонасмешку...
Интересная заметка!

2 Ольга  
Никогда не задумывалась над этим, но, глядя на представленные здесь работы Гончаровой, думаю, что на прялках эти древнерусские росписи смотрелись бы органичней. Вот , что значит вовремя почувствовать конъюнктуру...

Имя *:
Email *:
Код *: