Главная » Статьи » РАССКАЗЫ ХУДОЖНИКОВ » Тихон Власов |
ДАЧНИК (рассказ охотника) Деревья
еще находят силы шуметь остатками листвы, но с каждым днем это труднее - ветер
оголяет ветви. Ночи утомительно длинны; к утру, трава желтеет и сгибается под
тяжестью инея. Утки уходящие от северных холодов стремительны и пугливы. Тетерева
взлетают далеко; чугунным пушечным ядром вырвутся из жухлой травы, мелькнут в
молодом березняке и опять тишина. Лоси еще ревут, томительный стон несется над
осенним лесом, словно леший пугает путников. Вороны несут свои черные тела в
небе, их гортанное карканье кажется
криком охранника осматривающего свои угодья. Следы
кабаньих копок напоминают поля сражений; развороченная земля, раскиданная
трава, ямы. Их свиная уверенность несравнима с грацией оленей легко и тихо
скрывающихся в лесу.
Т.Власов.Охотник большой Выстрелы
смущают тишину, так что иногда трудно нажать на спуск; таким громоздким кажется
звук в хрупком осеннем пространстве. Ночь снимает необходимость куда-то идти и
что-то делать; охотники затаиваются по домам, звери же отправляются на
кормежку; разные жизненные ритмы хоть как-то сглаживают существование человека
и диких животных. Начался
дождь. Утки налетели слишком поздно. Из придушенного темнотой неба неожиданно
вываливались темные силуэты садящихся утиных стаек, я торопливо выстрелил, не
давая и им сесть и затаиться на черной как нефть воде. Но моя торопливость,
ослепленность вспышками выстрелов сделали свое дело; они унесли свои жизни
прочь. Одна, кажется, упала где-то, но затаилась в осоке, искать ее было
бесполезно. Вязкий
и сырой воздух маленького лесного болотца, приперчённый пороховым дымом, посвежел. Идти
домой было трудно, я видел перед собой только белую искрящуюся в отраженном
свете фонаря стену тумана, путался в зарослях ивняка и завалах бобровых плотин. Я
обрадовался, когда вдали замерцал огонек деревни, человеческое присутствие в
таких удаленных местах ценится
особенно. Перспектива
одинокого вечера не вдохновляла, и я решил зайти к соседу, единственному
дачнику еще не унесенному осенними ветрами. -
А-а, охотничек, заходи, - поприветствовав меня, он как-то сразу повернулся
спиной и исчез в глубине дома. - Ничего не настрелял? Я так и думал. Идем, чай
пить будем. Он
так торопливо пытался увести меня вглубь дома, что я понял – он боится ночи.
Мне уже побывавшему за ее порогом было даже грустно покидать ее жесткое обаяние
и шагнуть под белый неоновый свет. Дом
был огромный; массивный кирпичный сарай под ломаной крышей, иначе не скажешь.
Весь внешний вид был принесен в жертву ради увеличения внутренних площадей,
комнат было много. Был камин и бильярд все необходимые атрибуты дачного
достатка. Камин топили, кажется только, когда его соорудили, ну может еще пару
раз. Теперь он производил пугающее впечатление - закопченный вход в
преисподнюю. Меня он так смутил, что я не знал, как встать по отношению к нему
и спиной, и лицом одинаково неприятно. -
Что мнешься, картины посмотреть хочешь? Смотри. Ходи и смотри. На
стенах висели портреты. Вообще гостиная производила комичное впечатление, некое
представление о рыцарском зале среднерусского обладателя приличных денег. Т.Власов. Браконьеры Выстроить
в глухой деревне солидный дом, заказать камины, портреты, бильярд, доставить
это добро в глушь, стоило немалых средств. -
Вот ты все ходишь, уток стреляешь. А зачем, зачем ты губишь природу? Переход
к такому расширенному пониманию темы был скорее приемом риторическим,
призванным взвалить на мои плечи чуть ли не всю гибель живого на земле. После
чего я должен замолчать под гнетом грехов и слушать речь хозяина уже в виде
непрерывного монолога. -
Что плечами пожимаешь? Нет, ты ответь, зачем тебе это надо? Жрать нечего? Есть,
не ври! А ты пошел и застрелил. Вот я кабачков насолил, и стрелять ничего не
надо. Я
рассматривал странные портреты хозяина. Довольно большие, некоторые в полный
рост. Что-то они мне все напоминали, наконец, я вспомнил. Были такие
приспособления на заре фотографирования, фигура в полосатых подштанниках на
фоне моря и кривой пальмы, а вместо головы отверстие, которое следовало
выставить лицо – щелчок – и ты демонстрируешь поездку на море. На
картинах хозяин был то в виде рыцаря в тяжелых черных доспехах, то в военной
форме в фуражке с такой огромной тульей, что кажется ему на голову села
летающая тарелка, наконец, в пиджаке и галстуке за столом при подписании
документов. Везде
была пририсована голова хозяина, тщательно скопированная с одной фотографии.
Ярко розового, какого-то поросячьего цвета, она светилась застывшей улыбкой.
Голова сидела неловко на плечах, часто не совпадая в пропорциях с телом, отсюда
и возникало это ощущение чужеродности. Все цвета были пресыщенными, словно
включенный до предела звук, если сравнивать живопись с музыкой. Вообще
эти работы сильно напоминали те изображения, что гравируют на кладбищенских
камнях; чопорная в поза и застывшая улыбка приветствует зрителя с того света. Здесь,
с этой цветовой феерией, тоже было много потустороннего, но другого рода,
скорее это было представление о рае. На
полу, у стены стоял маленький пейзаж, холст на нем разлохматился по краю и свисал бахромой. Сдержанная серая
гамма, начало зимы, река, дерево, лес вдали. Все приблизительно, что касается
самих предметов, но очень точно в цвете, словно быстро брошенный взгляд. -
Реализм, скука. – Хозяин прокомментировал мой интерес к пейзажу. – Я такое
каждый день в окно вижу. Мне мечта нужна. Вот как на портретах. Видишь, здесь я
полковник, хотя, ты знаешь, был только прапорщиком. Здесь… Мечты
его были вполне предсказуемые, бесхитростные. Все чего до чего он не добрался в
жизни, висело по стенам в символическом воплощении. Хозяин стоял за моей спиной,
контролируя мое впечатление и готовый вмешаться при малейшем сомнении. - Так
вот, ты уток не стреляй. Пусть летают. Зачем тебе вообще это надо? - Не
знаю, охотником родиться надо, если нет этого, то ниоткуда не возьмешь. А что я
могу объяснить, это как слепому о синем небе рассказывать. - Хочешь
сказать, что я такой тупой? А ты постарайся объяснить. -
Толстой до тридцати лет делил людей на охотников и нет, указывал на
врожденность этого признака. Вот ты себя изобразил рыцарем, зачем? Т.Власов. Охотник в ватнике - А вот
захотелось. Не в ватнике же себя изображать, да в галошах. Это вот реалисты
любят. Встать в навоз и в навозе изобразить, типа жизнь такая. А кому это надо,
ты мечту изобрази. Вот здесь мечта и есть. - Ну,
мог бы тогда и до архангела добраться, с крыльями изобразить. -
Нет, это лишнее, не по мне чин. Зря ты так.
Разговор
не клеился. Хозяин решил угостить меня ужином, побежал в кухню снимать кастрюлю
с картошкой. Пар над кастрюлей наполнил жизнью комнату с мертвым камином и
парадными портретами. Картошка
при ударе о тарелку разваливалась, обнажая белые крахмальные разломы. Хозяин
суетился, хватался то за соленые огурцы, то за сливочное масло, которое
закапывал в картофельную груду. -
Садись, садись. Ты про портреты зря. Вот что внукам оставить, вот это и будет.
Они гордиться будут. А так что я должен показать, как грядки копаю? Я вот на
складе ГСМ служил и что, должен на бочке с соляркой себя изобразить? Не-ет. Вот
дом я выстроил, он часть меня, я всю душу в него вложил. Жена не хочет сюда
ездить, а я вот сижу здесь один. Никого нет, все разъехались. -
Да, сейчас здесь совсем дико. Только такие фанатичные дачники как ты и
держаться здесь, вдали от дорог. -
Бобры подняли воду в реке, затопили дорогу, мы совсем отрезаны от города. Ожившие
мухи, оглушенные теплом и светом, метались вокруг лампы, бились об нее, падали
на стол, беспомощно шевеля лапками, мы щелчками сбивали их на пол. Хозяин
вышел проводить меня: - Завтра
опять пойдешь за утками? - Пойду.
Он засмеялся, смирился, что каждый остался при своем. Ночь, увлеченная поднявшимся ветром, чуть расступилась, сползла в овраг к качающимся березам. Я быстро зашагал к дому.От редакции: Тихон Власов(Подмосковье) - художник-график, любитель охоты и путешествий, иногда об этом пишет. В качестве иллюстраций использованы его собственные художественные работы на тему охоты Copyright PostKlau © 2016 | |
Просмотров: 1629 | | |
Всего комментариев: 0 | |