Главная » Статьи » РАССКАЗЫ ХУДОЖНИКОВ » Гаянэ Добровольская |
Г. Добровольская. Универсальная теория искусства Нового времени
Гаянэ ДобровольскаяУниверсальная теория искусства Нового времени(Несерьёзное искусствоведение)Я придумала новую теорию классификации художников. Универсальную!!!! Ключ к пониманию мне дал Владимир Фоканов, инженер, а заодно и художник из Минска: ДНЕВНИК ЭСТЕТА МУЖСКАЯ ЧУВСТВЕННОСТЬ В ДВУХ СЛОВАХ. ПСИХОЛОГИЯ ДЛЯ ЧАЙНИКОВ. «ЧТОБЫ ОНА БЫЛА ГОЛАЯ И В БЕДЕ, А Я БЫ СПАС, ЖЕРТВУЯ СОБОЙ И ПРОЯВИВ ЧУДЕСА ХРАБРОСТИ, НО НЕ ПОГИБ ДО СМЕРТИ, И ОНА БЫ СТАЛА МОЯ И ОСТАЛАСЬ МОЯ И ГОЛАЯ НАВСЕГДА.» Так вот. Если посмотреть на историю европейского искусства Нового времени через призму данного определения, то мне кажется очевидным, что художники делятся на три основных типа (бывают, конечно, пограничные случаи): Тип первый. Художники, визуализирующие в разнообразных вариациях все стадии описанной В. Ф. ситуации . Другими словами, изображающие различные эротические фантазии и все, что этим фантазиям сопутствует. Очень часто в работах таких художников просвечивает некое архетипическое представление о "золотом веке" (то есть , согласно древнегреческой мифологии, о том времени, когда человечество жило в своеобразном раю, не думая о пропитании и предаваясь любовным утехам). Женщин (да и мужчин) они изображают как некий идеал, мечту, свою и своего времени Это почти все-все-все художники, какие только есть. (кроме кондовых реалистов) (Считаю нужным отметить, что это относится и к картинам на религиозные сюжеты) Тип второй. Художники, изображающие "действительность" (возникает соблазн написать "объективную действительность", но удержусь). На самом деле, это мир БЕЗ ЭРОТИКИ. Борьба в таком мире если идет, то не ради спасения и завоевания некоей фемины, а исключительно за существование. За социальную справедливость. За жрачку, то есть. Женщин они изображают такими , как есть, не приукрашивая. То есть женщины у них - труженицы-работницы, а если голые, то не сильно соблазнительные. Если рисуют женщин-«бойцов сексуального фронта», то исключительно с точки зрения: «Что надо сделать, чтобы эти создания стали полезными членами общества?» Если изображают матерей с младенцами, на их картинах это обычно замученные нуждой страдалицы с несчастными чумазыми детьми. Согласно древнегреческой мифологии, - железный век. Таковы художники реалисты Тип третий. Художники, изображающие скорее "антифантазии". Эротические антифантазии. Или антиэротические фантазии. С ними – сложнее. Их нельзя отнести к реалистам, так как от очень уж многих "фундаментальных" сторон бытия эти ребята абстрагируются. Они изображают женщин и интимные стороны жизни таким образом, что многие зрители воспринимают их работы как изображение уродств. Если посмотреть на них с точки зрения теории З. Фрейда, они совершенно точно находятся под мрачным покровом плаща Танатоса, а не под живительными лучами Эроса. Это очень интересный тип. Так как, на мой взгляд, занимаясь изобразительным искусством, они пытаются "структурировать" хаос в собственных душах. Думаю, что в основе их отношения к жизни лежит НЕВЕРИЕ в возможность описанной В. Ф. ситуации или , что вероятнее, УТРАТА такой веры. Это некоторые постимпрессионисты, экспрессионисты, некоторые художники религиозного толка, модернисты и постмодернисты. Но в чистом виде это все редко встречается. Разные художники в разное время переходят из категории в категорию, с возрастом, изменением жизненных обстоятельств, и т. д. Перейдем к конкретным примерам. Энгр: 1) "Чтобы она была голая и в беде, а я бы спас: 2) она бы стала моя и осталась моя и голая навсегда Делакруа: 1) Чтобы она была голая и в беде, а я бы спас, жертвуя собой и проявив чудеса храбрости 2) и проявив чудеса храбрости, но не погиб до смерти 3) и она бы стала моя и осталась моя и голая навсегда. Курбэ: 1)молодой и романтичный - "я бы спас, жертвуя собой и проявив чудеса храбрости, но не погиб до смерти, и она бы стала моя" Но, возмужав, перешёл во вторую категорию – 2) Курбэ зрелый – кондовый реалист Ещё примеры… 1) а я бы спас, жертвуя собой и проявив чудеса храбрости, но не погиб до смерти, и она бы стала моя и осталась моя и голая навсегда." Тинторето "Золотой век": изображения различных пиров, празднеств Веронезе Ватто Ренуар 2)Кондовые реалисты Перов,Репин Когда кондовые реалисты пытаются работать не в своей теме, у них плохо получается: - жирные тетки плавают в аквариуме Суриков - как ни старался Суриков стать импрессионистом, у него это как-то натужно…. Рембрандт 3) Наконец, "антиэротическое" Тулуз-Лотрек (утрата веры в возможность описанной В. Ф. ситуации обусловлена обстоятельствами жизни) Отто Дикс (утрата веры прослеживается со всей очевидностью, если сравнить работы, сделанные до Первой Мировой войны и после оной) Босх Пикассо | |
Просмотров: 1208 | Комментарии: 2 | | |
Всего комментариев: 2 | |
| |