ПРО СНЕГОВИКА, ИСКУССТВО И МУЖЧИН
Два дня шел снег, а сегодня начал таять.
Ребятишки налепили из липкого снега снежных баб. Я шла через двор и увидела
маленького кособокого снеговичка: три кривых шарика – туловище и голова,
шарики-культи по бокам – "руки". Я вспомнила своих снеговичков…
Не помню, сколько мне было лет. Я читала книжку
про Древний Египет. Эхнатон, Нефертити… Загадки, тайны... В книжке была
фотография КАНОПЫ (погребального сосуда), увенчанного головой Кийа, соперницы
Нефертити. Кийа волновала меня! У неё был пристальный взгляд расширенных глаз.
От этого взгляда как будто холодная змейка скользила по горлу, и надо было
глубоко вздохнуть, чтобы она исчезла. Но больше всего волновала канопа,
высокая, монолитная, похожая на вытянутое яйцо или огромный кокон неизвестного
насекомого. И венчающая ее голова Кийа в парике и ожерелье казалась
необыкновенно красивой
Я выходила гулять во двор и лепила Кийа из
снега. Так мне казалось: леплю Кийа . Сначала делала маленький сугробик, потом
лопаткой "обрубала" сугробик по бокам, плучалась "канопа",
а наверху я убирала лишний снег поаккуратнее, чтобы получилась голова. Не знаю,
удавалось ли мне хотя бы отдаленно передать в пропорциях моего снеговичка
пропорции оригинала. Не помню. Но помню, что темный силуэт моей снежной
"скульптуры" искрился в свете фонаря от напАдавших на нее снежинок. Я
была во дворе совершенно одна, и мне никто не был нужен. Ни зрители, ни
поклонники творчества. Было хорошо и так! Кийа была прекрасна, и мой снеговичок
был прекрасен, так как он был она
Вспомнила все это и подумала, что, пожалуй,
именно тогда я по-настоящему "служила красоте" - самозабвенно и
бескорыстно, служила "в своем сердце". Может быть, верующие, стоя в
церквях, чувствуют подобное?
Рисование и чтение книг по искусству тогда
заполняло всю мою душу. Этого было достаточно для счастья. Продолжалось это
долго. И было ПАРАЛЛЕЛЬНО с остальной моей жизнью – жизнью обыкновенной
девочки, которая учится в школе, взрослеет, что-то думает о будущей профессии,
общается с подружками, поглядывает на мальчиков. Как это все между собой
связано, я не понимала
Потом, уже на первом курсе училища, мне в руки
попались подпольно изданные книжки Зигмунда Фрейда. Эрос, Танатос, сублимация,
и т. д…. Таким образом я получила объяснение, почему ночью – эротические
фантазии (я их называла "эти мысли"), а днём – хочется рисовать .
Фрейдистское объяснение меня худо-бедно устроило, и я больше "не
парилась" особо на тему, как это все там укладывается, в голове, в душе
ли…
И вот эта ПАРАЛЛЕЛЬНОСТЬ "служения"
искусству и всей остальной жизни сохранялась долго… Правда, выбрав профессию
художника, я как бы "узаконила" в глазах родных и знакомых свое право
все время заниматься рисованием, писанием этюдов, портретов. О том, смогу ли я
нормально зарабатывать, я не задумывалась ни секунды
Что касается мальчиков… Влюблялась я часто.
Иногда сильно. Но почему-то - без всяких мыслей и планов о будущей семье.
Думаю, что со стороны казалась девицей весьма легкомысленной. Но я про себя
всегда знала, что главное – это искусство. Что никогда никакой парень не станет
для меня важнее. Что это значит , искусство – главное? Что должно было бы в
моей жизни произойти? Как я практически это все представляла? А никак
Дефицита личной жизни я не испытывала . Если
парень , с которым встречалась, демонстрировал пренебрежительное отношение к
моему призванию, тут же теряла к нему интерес. И довольно долго моя жизнь
казалась мне вполне гармоничной
Однажды… (Мне было лет 27-28)
Я писала этюд на Гоголевском Бульваре. В двух
шагах от меня на скамейке сидела парочка. Они курили и разговаривали. Мне было
хорошо слышно. Паренек, симпатичный, блестя глазами, развивал какую-то жутко
увлекательную тему: "Вот у нас в стране какой принцип? У нас станки
универсальные. А на Западе делают станки узкоспециализированные. Они рассчитаны
на одну операцию. .И когда они свой ресурс вырабатывают, их выбрасывают…"
Девушка внимала. Было понятно, что тема разговора могла бы быть какой угодно,
хоть о возможности жизни на Марсе.
Заметив, что я прислушалась, оратор заговорил
чуть-чуть громче, и глаза у него заблестели сильней. Девица обернулась на меня.
Это была "серая мышка" в очках-биноклях, на лице её прочитывалась
угрюмая досада. Я подумала, что парень намного симпатичней, чем она. Чтоб не
портить ей настроение, перестала смотреть в их сторону…
И вот тогда-то и почувствовала, кажется, в
первый раз, что в моей жизни что-то неправильно. Почему, черт побери, я пишу
этот дурацкий этюд? Зачем он мне? А "настоящая", радостная жизнь
проходит мимо, пока я его пишу. Первый раз тогда показалось, что мое привычное
занятие, мое призвание (как я привыкла думать), - это заменитель чего-то
настоящего. И стало так казаться всё чаще и чаще.
Когда вопрос встал остро, высшие силы
непостижимым образом послали мне мужа. И ребенка. С мужем я развелась через
пять лет. Потом было много всего… Два-три раза я делала серьезные попытки
наладить семейную жизнь с другими мужчинами. Кончалось это плохо, или очень
плохо.
В общем-то повторялась одна история: я начинала
чувствовать себя "обесточенной", и сразу находился какой-то человек,
и на некоторое время жизнь превращалась в праздник; я восполняла худо-бедно
энергетический потенциал, и мне этого хватало на какое-то время даже после
очередной катастрофы
Вот что примечательно… Иногда мне казалось, что
семейная жизнь для меня становится главнее творчества, но… Для всех мужчин была
важна (хоть и в разной степени) моя профессия. Все до единого приветствовали
зарабатывание денег с помощью искусства. К искусству "чистому"
относились с разной степенью нетерпимости.
Последний оказался чистым монстром. Он мне не
только рисовать не давал. Вообще жизнь адом показалась. Но речь не об этом. Я с
трудом избавилась от него, и была жутко счастлива, что снова свободна. С каким
наслаждением я вернулась к писанию этюдов, и всему-всему! Как долго я помнила,
что нет ничего лучше свободы!
Чего я хочу сейчас? Я по-прежнему этого не знаю.
Быть счастливой, точнее не сказать. Да, теперь мне недостаточно искусства,
чтобы быть счастливой. Но и совсем без него я не смогу. Стану ли я счастливой,
если найду подходящего мне человека? Какую плату может потребовать Жизнь за
толику радости? Или старая история будет повторяться до бесконечности?…..
Уверена я только в одном: я никогда не стану
снова маленькой девочкой, которая радостно смотрела на угловатый сугробик и
видела в нем прекрасную Кийа. Этот Рай потерян навсегда
Гаянэ Добровольская: удачи всем в Новом году!
Использованы собственные фотоматериалы и изображения художественных работ Гаянэ Добровольской Выпуск январь 2017
Copyright PostKlau © 2017
|