Главная » Статьи » РАССКАЗЫ ХУДОЖНИКОВ » Гаянэ Добровольская |
Г. Добровольская. Как меня коллега домогался
Гаянэ Добровольская Как меня коллега домогался "Строительство Храма Христа Спасителя".1996 год. Работа автора Я проработала в Парке Горького около месяца; уяснила, какие тут порядки, перезнакомилась с другими художниками (больше с теми, которые сами ко мне подходили). Двое мужиков, Александр и Георгий, меня по-дружески опекали, помогали советами, и сигаретку у них всегда можно было стрельнуть. Лет им обоим было за пятьдесят. Оба члены Союза художников, о себе высокого мнения, но вот не почурались таких заработков: угождать портретами и шаржами гуляющим в Парке Горького людям. Александр был щуплый, невысокий, с бороденкой и в очках –биноклях Георгий – крючконосый, с цепкими карими глазами Александр лишился мастерской со всем хранившимся в ней имуществом: уехал куда-то, а приехав, увидел на дверях помещения новый замок и новых хозяев. А у Георгия мастерская все еще была, и недалеко от Парка, на Пречистенке. Александр пил, Георгий – нет Еще там был очень хороший шаржист Константин, художник-текстильщик по образованию. Больше не помню никого Я с удивлением узнала, что они не платили за разрешение работать на территории парка. -----А как же вы? Если подойдут да спросят? ------Попросят, уйду на другое место, - ответил Георгий, - Я – член Союза! Вот какую уверенность дает членство в Союзе! А я-то, дура, сразу платить побежала, не попробовав сначала поработать так. **** Самым трудным было – «держать цену». Тогда «нормальной» ценой за портрет считалось 100 рублей. Но для меня почти невозможно было уговорить кого-то , не снижая цены! Однажды я нарисовала портрет за пятьдесят рублей, подошел Георгий, и прочитал мне нотацию, что так дешевить нельзя: «Ты не уважаешь свой труд!» Я побоялась ослушаться, стала цену держать, и в результате два дня просидела без работы. В конце второго дня Георгий плюхнулся на лавку рядом со мной и сказал: «Уф! За весь день – один портрет за тридцать рублей!» Вот так, значит! Мне нотации читает, а сам-то ещё как применяется к обстоятельствам! Тогда я и усвоила, что своя рубашка ближе к телу: других слушай, сама не плошай. Без «гибкой ценовой политики» с голоду помрешь Дело пошло лучше, но иногда все же бывали «пустые дни» ******** Александра я сильно зауважала после одного случая. В дождливый день не было работы, и только под вечер я нарисовала наконец круглолицего круглоглазого мужика, который оказался поваром из Костромы. Он был слегка поддатый, может, поэтому захотел продолжить знакомство. Остаток вечера сидел возле меня и гнал пургу. А я не могла его прогнать, ну, из вежливости, что ли. На следующий день он снова приперся и снова уселся возле меня. Сидит, болтает, а народ валит мимо, и я зря время теряю… Вдруг Александр отделился от толпы остальных художников, подошел к нам и попросил огоньку. Протягивая зажигалку, я кивнула головой на повара из Костромы: ---------Вот, нарисовала вчера на свою голову! ---------И что, жениться пришел? – весело спросил Александр ---------Почему сразу жениться? – испугался повар ---------А в нашей деревне так: прошли по улице вместе – женись! – сказал Александр так же весело. Костромской мужик помялся, помялся, да и ушел наконец. А я подумала: «Как же здорово Александр его наладил! И, главное, с юмором, никому не обидно!» Жаль, спился он потом. **** Чтобы продемонстрировать публике наши таланты, мы приноровлялись по разному. Георгий приреплял свою «рекламу» на какую-то тяжелую металлическую конструкцию, которую, уходя, прятал за палатку с чебуреками Мой рекламный щит был громоздкий, я сама его сделала из четырех планок и двух листов оргалита , приносила и уносила с собой, поэтому сшила для него полотняный чехол. Георгий говаривал: «Ну что вот ты такие тяжести таскаешь? Была бы налегке, сейчас бы пошли ко мне в мастерскую.» Свои причиндалы он возил в старушечьей тележке на колесиках. Вообще он ко мне ненавязчиво клеился. Когда я в очередной раз стреляла у него сигарету, начинал рассказывать про то, каким сумасшедшим успехом он пользовался (и пользуется!) у дам. Жена его погибла в автомобильной катастрофе, и женщины ему , видимо, сильно не хватало. Заработанное за день Георгий делил пополам, и половину откладывал на зиму. Однажды у меня случился «пустой день». Простояла задаром. Весь день голодная, только стреляные у Георгия сигареты. Почему-то я тогда очень расстроилась. Чуть не плакала. А Георгий, - он рядом стоял, заработал 200 рублей и был в хорошем настроении. И говорит мне: «Пошли в гости! Посмотришь мастерскую. Не понравится – уйдешь.» Мне очень хотелось, чтоб кто-нибудь мне сказал: «Ну и что, что ты ничего не заработала. Ты хорошая девочка и очень хороший художник! А люди – дураки!» И чтоб по голове погладил. И положить голову кому-то на плечо, надув губы, и чтоб меня утешали. И показалось мне почему-то, что Георгий способен меня утешить! Ведь он стоял рядом, видел, что день у меня пустой, должен был понимать , как я расстроена. Старше меня лет на 15. Не отец, но все-таки старший товарищ. «Ну, пошли,» - вздохнула я. Георгий так обрадовался, что готов был тащить мой рекламный щит на своем плече, хотя здоровье ему, видать, не особо позволяло. «Да ладно,- сказала я. - Сама понесу» Мы сели в троллейбус . И уже тут стало понятно, что утешать меня никто не собирается. Напротив, по всему было видно: роль психотерапевта достанется мне. Я должна буду и выслушивать, и утешать… Прямо в троллейбусе Георгий возбужденно заговорил о себе и своих ужасных несчастьях. Основное несчастье было такое: он был скульптор, в советское время работал за себя и «за того парня»*, и все заработанные деньги вкладывал в облигации государственного займа. --------Облигации ни Сталин не трогал, ни Хрущев, ни Брежнев! У меня их на сто тысяч было! А Гайдар, черт его дери...Если б я знал, я бы машин на эти деньги купил и перепродал… Мне было не интересно… Я уже поняла, что потеряю время зря, так как не получу того, что нужно мне . Никто не станет вытирать мои слезы и сопли. Но не поворачивать же назад. Ладно, посмотрю, какие там мастерские у скульпторов- членов –союза Мы приехали на Пречистенку, зашли под арку старого трехэтажного дома. Отметила про себя, что Георгий не озаботился попутно купить хоть какой-нибудь кекс к чаю. Любопытно, как он собирается соблазнять уставшую, голодную и расстроенную женщину? Неужели думает, что он сам подарок? Вошли в мастерскую Ох! За годы перестройки и всего остального я совершенно отвыкла от соцреализма, забыла уже, что такое бывает. А тут меня обступили головы, бюсты, фигуры, - Дзержинские, Ленины, Гагарины, сталевары, колхозники… Все – из гипса, – с сурово сдвинутыми бровями и сжатыми ртами, выпуклыми лбами и мощными скулами в стиле соцреализм! Они стояли в прихожей и вдоль перил лестницы. Я поднималась, - а они смотрели! Мне аж поплохело! Поднялись на второй этаж (или третий). Помещение было просторное. Только в одном месте провисший потолок готов был рухнуть, его подпирал длинный горбыль И опять – статуи, статуи. Бюсты, головы. Грешным делом подумала: «Когда он помрет, вот будет его дочери комиссия – вывозить это все на свалку! Ведь просто выбросить такое нельзя. Будет считаться «строительным мусором.» А впрочем, мастерская принадлежит Союзу, Союз и разберется.» Я чувствовала необходимость что-то похвалить. Озиралась в поисках хоть одной работы, которая не казалась бы противной, чтоб не лгать очень сильно. Увидела на стене задорно-веселый дружеский шарж, портрет хозяина -----Ой, а вот эта Ваша работа мне больше всех нравится! ------Эта не моя. Это Константин меня нарисовал Облом! Думай вот теперь, что еще тут можно похвалить. Я стала сначала спрашивать: «А это – Ваша работа?». А потом уже хвалила. Хозяин стал рассказывать про скульптуры: -------Вот эту я слепил за три часа! –показал на огромный бюст какой-то толстой тётки.-Это – такая-то (он назвал имя известной деятельницы культуры). Она мне сказала: «У меня только три часа!» И я слепил за три часа. Она хотела познакомить меня со своей подругой (теперь он назвал имя известнейшей киноактрисы). Но я что-то не решился. Ну. за три часа только так и можно слепить. Нам в институте за такие «шедевры» двойки ставили. Георгий снова заговорил о своих несчастьях. Повторил про пропавшие облигации на сто тысяч ------Вы так много зарабатывали? У скульпторов такие заработки были огромные? ------Потому что работал за себя и «за того парня»! ------За какого парня? ------Ну, за какого… Встречаю на комбинате** приятеля. Он говорит: «Я взял заказ, а сам уезжаю. Возьмешься?» Я брался. Выполнял заказ, а деньги мы пополам делили. Теперь мне стало понятно. У приятеля был друг в комиссии по распределению заказов. Или сам он был в этой комиссии… Слыхала про такое. --------Когда мне предложили взять эту мастерскую, здесь одной стены не было! Я за свои деньги ремонт сделал Разговоры эти только больше тоски на меня нагнали. Я сидела, смотрела перед собой и думала, что надо бы двигаться. Мне до дома почти час добираться. На столе стояла литровая емкость с «Фантой» --------Хочешь? – спросил Георгий. Взял со стола липкий залапанный стакан, покрутил его в руках и поставил обратно. ---------Может, кофе, чаю? Я помотала головой отрицательно. Я хочу домой. Он видимо, понял, что «интима» не будет. Сказал с досадой: «Жаль! Сейчас бы…,-он кивком головы показал на соседнюю комнату, где была жилая зона, и стояла широкая кровать, - а завтра утром пошли бы на работу!" В это время во мне заговорил Здравый Смысл. Он сказал: « Личной жизни у тебя нет. Пройдет время, ты снова начнешь изнемогать от недостатка энергии. И опять кинешься на шею первому встречному. И снова глупости всякие, жизнь под откос. Может быть, стоит принять предложение? Здоровья для?» Я заколебалась. Да, Георгий мне совершенно не нравится. Но может быть, в романтической обстановке он бы мне понравился? Надо ему намекнуть, чтоб создал романтическую обстановку. И я сказала: ---------Знаете что, Георгий. Если Вам уж так хочется, давайте попробуем. Но не так. Покупайте шампанское. Зажжем свечи. Я надену вечерний туалет… Георгий посмотрел на меня растерянно и спросил: ----------А ты что, трезвая - не можешь? Домой! Немедленно! ****** На следующий день в Парке я подошла к Георгию стрельнуть сигарету. Он дал. Но потом повернулся ко мне и сказал обиженным голосом: ---------Ты говоришь - шампанское! А у меня привратник в желудке не работает. Мне пить нельзя! «Ну и сиди со своим привратником, Казанова недоделанный»-подумала я. Но вслух сказала: --------Спасибо большое. – имея в виду сигарету. ********** Примечания "за себя и за того парня»* - строчка из популярной в советское время песни на стихи Роберта Рождественского комбинат** - имеется в виду Скульптурный Художественный комбинат Гаянэ Добровольская на около своих работ
| |
Просмотров: 1221 | | |
Всего комментариев: 0 | |