Главная » Статьи » РАССКАЗЫ ХУДОЖНИКОВ » Гаянэ Добровольская |
Болгарский пленэр (часть 5) Утешения, которые можно получить с помощью
религии, напоминают мне то, как дети, когда чего-то боятся, зажмуривают глаза и
накрываются с головой одеялом. Впрочем, не мне об этом судить. Как и у
многих, в голове у меня винегрет из остатков полученных в институте знаний,
строчек когда-то жадно читаемых
разнообразных книг, обрывков журнальных статей, от научно-популярных до
глянцевых… Как ни странно, некоторым спасением от мрачных
мыслей является амбициозность и тщеславие. Пока пытаешься достигнуть чего-то,
чего уже достигли другие, или – ещё лучше – кого-то переплюнуть, о смысле жизни
не думаешь. Думаешь другое: «Вот ужо я вас…! Всех победю…. Ох, как я вас всех победю… Побежу, побежду…», - и как-то не до смысла жизни становится. Пока думаешь о том, что вот у Марь-Иванны что-то там есть, значит и мне надо. Сперва добуду это самое, потом подумаю: а на кой оно мне? Марь-Иванна в выставке участвует? – А я чем хуже? Марь-Иванна за границу едет? – А я все сижу! Не до смысла жизни тем, кто тратит все силы на
достижение более высокого общественного статуса, или хотя бы на добывание
денег, чтоб купить что-нибудь престижное (разумеется, если уже не озабочен
элементарным выживанием).
А что делать людям неамбициозным? Есть известная формула: Вырастил ли сына, посадил ли дерево, построил
ли дом? Хорошо, если да. А если нет? Что
тогда? Или того хуже: сын - пьяница, внук – наркоман, деревья все засохли, а в
построенном доме то крыша провалится, то канализацию прорвет. ******* Внимательно наблюдая за Славиком, за тем как
меняется выражение его лица во время серьёзной ли беседы, дурацкой ли болтовни,
я по многим еле уловимым признакам догадалась, что его угнетает сознание
собственной незначительности. И, хотя он сохранял телосложение и повадки
молодого паренька, его по-настоящему зрелый возраст уже не позволял, наверно, от тоскливых
ощущений отмахнуться. Я хорошо его понимала. Со мной нечто подобное
произошло лет в сорок. Случилось так. Однажды в шесть утра радио, которое я накануне
забыла выключить, разбудило меня громкой песней. Валерий Меладзе проорал мне
прямо в мозг: Юных
лет хмельная дева
Помахала мне вослед, От меня
к другому улетая. Годы
пронеслись так скоро,
Оглянуться не успел - Осень
за окном седая. Сон как рукой сняло, Я вскочила, пораженная
смыслом слов. Это же про меня! Мне сорок лет! Чего я достигла? Неужели ничего?
Ни богатства, ни славы, ни чувства глубокого морального удовлетворения от того,
что делаешь то, ради чего родилась на свет! ...Срочно что-то предпринять! Поменять приоритеты! Перестать думать только о заработке и переключиться на мысли о Высоком! Написать Настоящие Картины, чтоб обязательно войти в историю искусства! Ещё вступить в союз художников и заиметь добрую репутацию в профессиональной среде! Пока не поздно! А то как станет «мучительно стыдно за бесцельно прожитые годы», а время жизни-то потрачено, и уже ничего не попишешь! Я лихорадочно начала наверстывать упущенное за
прошедшие пятнадцать лет простого выживания, когда делала только то, что можно
гарантированно продать. Стала пытаться писать
такие картины, которые одновременно и являлись бы данью богам живописи,
и могли бы принести мне признание в
профессиональных кругах. По гамбургскому счёту, по самым высшим стандартам!
Насколько была способна. Пока дочка не выросла и не начала сама
зарабатывать, выкраивать время на «чистое искусство» было трудно, приходилось
совмещать «настоящее» творчество с творчеством, приносящим кой-какой доход:
росписью матрёшек и прочих сувениров, рисованием портретов на Арбате и
карикатур в журнале. Как-то я смогла… Потом дочь институт закончила, и центр тяжести переместился на «самовыражение», а заказы я выполняла только если они сами откуда-то брались: всё-таки в предыдущие годы были наработаны некоторые связи. Ну что ж, за последнее время я настряпала
немалое количество приличных полотен, вступила в несколько художественных
союзов, удовлетворив тем свои социальные
инстинкты и потребность в общении
с коллегами. .В одном из объединений, самом несерьезном, меня даже выбрали
председателем. Кстати, оказалось, что вступить в любой союз
художников, - дело техники. Куда-то – полегче, куда-то – потрудней… Не то, что
в советское время. А, собственно, зачем надо быть его членом? В советское время вхождение в Союз было равноценно получению сертификата, что ты - Настоящий Художник. Знавала одного коллегу, который пятнадцать раз вступить пытался, и только в шестнадцатый, наконец, преуспел. Когда-то, при Сталине, изобразительное искусство было одним из мощных идеологических орудий. Воздействие его уступало по силе кинематографу, но свою лепту в воспитание масс вносило. Линии московского метро, построенные в те времена, изукрашенные росписями, мозаиками и скульптурами, – настоящая «библия для неграмотных»! На художественных выставках демонстрировалось множество произведений, изображающих действительность, но не ту, которая была на самом деле, а мифологическую. Профессиональный уровень советских реалистов уступал мастерству художников-академиков 19 века, но всё же был очень высок. Идеологизированное искусство создавала
"армия" Союза Художников. Попасть в её ряды было трудно, отбор был строг, но зато, как известно по рассказам
бывалых людей, уж те, кому посчастливилось стать его членами, пользовались
всеми благами, которые дает поддержка государства: имели мастерские и в дома творчества ездили
за умеренную плату, и система государственных закупок произведений искусства
существовала. А ещё они не были обязаны работать где-то каждый день по восемь
часов, как другие граждане. А ещё могли в специальных ларьках по невысоким
государственным ценам покупать хорошие кисти и краски, которые, как и все
хорошие товары, в советское время были в дефиците. Я бы сравнила наши творческие союзы со средневековыми цехами и гильдиями. Последние ведь выполняли двойную роль. С одной стороны, гарантировали потребителям высокое качество разнообразной продукции. С другой, играли роль ограничителя конкуренции. Ох, нелегко подмастерьям было выбиться в члены гильдии в те времена. Так же трудно было в советское время в союз вступить. И средства, предназначенные обществом на поддержание изобразительного искусства, доставались ограниченному количеству «творцов», а не распылялись между всеми живущими в стране художниками. Лично мне всегда казалось несправедливым, что
государство эксплуатирует рабочих и крестьян, на недоплаченные им деньги
закупает у художников-членов союза картины и статуи и хранит их в каких-то
загадочных фондах, а рабочим и крестьянам эти картины нафик не нужны, на
выставки они не ходят. Однако ничто не вечно… Время шло, менялись реалии. Поголовно грамотное население перестало быть таким внушаемым как в сталинское время. Важность живописи в плане внедрения полезной для государства идеологии, конечно, ослабевала. Но члены союза художником по-прежнему имели довольно много преимуществ перед остальными гражданами, начиная от права на лишние квадратные метры жилплощади и до возможности продавать свои работы в художественном салоне. Задули резкие ветра перемен, и положение
Творческих союзов стало иным. С одной стороны, появился частный рынок, с другой, государственная поддержка
почти сошла на нет. В наше время государство на нас, убогих, больше
не тратится. А зачем? Воздействовать на сознание широких народных масс
неизмеримо эффективнее через экран телевизора, да вот ещё и через
интернет. И теперь членство в Союзе
художников приносит гораздо меньше выгоды. Выросла плата за мастерские, пусть и
не до уровня «коммерческой цены», сохранившиеся дома творчества охотно
принимают всех желающих, и стоимость проживания для профессионалов только
чуть-чуть ниже. Да и вообще, порядки изменились. Наверно, потому вступить в союз художников
стало намного легче, и союзов этих появилось – как грибов после дождя! Правда,
качество их разное… Сохранившиеся с советских времён объединяют хороших профессиональных художников, и продолжают «держать марку»: и для участия в своих выставках, и в члены берут не всех. Во вновь образованные входит много любителей. Между собой они различаются размеров вступительных и ежегодных взносов. В объединении «Творец», где меня угораздило стать председателем, взнос почти символический – шестьсот рублей. А принимают туда практически всех желающих. А как же иначе, ведь взносы – главный источник финансирования. Если сильно привередничать при приёме новых членов, не на что будет фуршеты на открытиях устраивать. Ну, и зачем вообще туда вступать? – Чтобы выставляться в компании с другими художниками! Зачем выставляться, если кроме нас самих, на выставки никто не ходит? Помню первую выставку, в которой участвовала...
Как я старалась выложиться на все сто, пиша для неё картины. На вернисаже стоял
дым коромыслом, мои шедевры красовались на отличных местах, и я была уверена,
что утром проснусь знаменитая... А после её закрытия, забирая работы, которые
сразу стали казаться никчёмными и неказистыми, первый раз испытала тоскливую
опустошенность. С каждой новой экспозицией история повторялась: на открытии - толпа народу, в основном сами художники, их друзья и родственники, в остальные дни – залы пусты. Так зачем же мы в них участвуем? Чтобы почувствовать, что нас, таких, много? Вот зачем дворяне ездили на балы? Для чего
верующие ходят в церковь? Полагаю, именно за этим. Тем не менее, количество выставок, в которых я
поучаствовала, давно перевалило за вторую сотню. Теперь Светлана Петропавлова –
пусть негромкое, но все-таки имя. В
историю мирового искусства еще не вошла, но репутация среди некоторого
количества московских художников и искусствоведов у меня прочная. Короче,
широко известна в узких кругах… Я была вполне довольна тем, как развиваются
события, чувствовала себя на своем месте; казалось, все мои способности находят
применение. И только обрушившаяся на меня любовь показала ничтожность такого
существования. Верите ли, иногда мне мерещилось, что захоти «кумир мой», чтобы я бросила живопись ради него, я бы это сделала!
Ну, на какое-то время… ********** Имея подобный опыт, я и догадалась. что пришла очередь Славика испытать нечто похожее. Он услышал тиканье часов собственной жизни, осознал, что может совершенно бесследно «исчезнуть с поверхности земли». Стал себя спрашивать, а чего же он достиг к пятидесяти годам? Достижений было маловато… Сравнение с друзьями и даже близкими родственниками оказывалось не в его пользу: они все были люди состоявшиеся, имели престижные профессии или мелкие начальственные должности. На худой конец владели каким-нибудь редкостным ремеслом и были мастерами своего дела. И хотя предмет моего обожания умел быстро и хорошо развешивать картины, считать это великим жизненным достижением готова была только я, а точнее, мне был безразличен его социальный статус. Думаю, Славику потребовалось срочно доказать себе и другим, что он тоже чего-то стоит. Наверно поэтому он, скромный рядовой боец
артфронта, вдруг захотел поделиться с
остальным человечеством тем, что казалось ему важным и интересным. Он приехал из тура по Кубе, полный впечатлений; распечатал отснятые во время путешествия фотки, вставил их в рамки и стал устраивать выставки в таких местах, где их можно было проводить без больших затрат: в библиотеках и галереях на окраинах Москвы, идя по стопам нашего объединения. Я полагала, что все это должно помочь ему обрести уверенность в собственных силах, и старалась его в подобных начинаниях морально поддерживать. Ходила на все его выставки с энтузиазмом.
Обсуждала с ним сюжеты и композицию снимков. Хороши ли были его фотографии? Удалось ли ему
создать настоящее "художественное фото" или уровень оставался
любительским? Не знаю. Я не была способна оценивать их объективно. Это были ЕГО
фотографии, и мою фантазию они будоражили. Его первая «персоналка» состоялась в библиотеке
имени Лопе де Вега. На открытие, совмещенное с
еженедельным музыкальным концертом, собрались жители района, в основном пенсионерки. Славик тогда прийти не смог, и заведующая
попросила меня рассказать о выставке зрителям. Я просто счастлива была! Собрав всю живость,
поведала про Славикову поездку настолько красочно, насколько была
способна. Закончила речь так: « Во время путешествий по миру удивительно бывает видеть различия между народами. Но самое прекрасное – это обнаружить общее, то, что народы сближает!» Этюд. Февраль, рассвет. Из окна. 2009 Зрители слушали превнимательно. А потом долго ходили по коридору, медленно скользя глазами по развешанным на стенах снимкам, вглядываясь в детали и переспрашивая у меня подробности Я жалела, что не могу быть экскурсоводом на всех его выставках. Мне не требовалось делать над собой никакого усилия, чтобы встать на его точку зрения, напротив, фантазия сама устремлялась в путешествие по всем закоулкам внутри его картинок, но я боялась, что другие люди не смогут понять, как это хорошо и интересно, ведь они не слышали его рассказов и, главное, они, в отличие от меня, его не любили. Поэтому, когда Славик заикнулся, а не
сопроводить ли ему экспонаты краткими
словесными пояснениями, я горячо эту идею поддержала! - «Конечно, надо сопроводить! Такими короткими
рассказиками! Слово дополнительно стимулирует воображение!» - «Но я ведь не писатель!» - забоялся Славик. - «А и не надо быть писателем! Вы же рассказывали мне по телефону все совсем простыми словами, а как ясно я смогла все представить! Напишите так, будто беседуете с другом за чашкой чая», - хоть мы общались уже долго, но почему-то не переходили на «ты» На его выставках рядом с фотографиями появились
таблички с текстом. Прочитав их, я была
разочарована. Действительно, не писатель. Сухая информация, как будто добытая
из каких-то справочников. Вместо доверительной разговорной интонации, которая
так была бы мне мила, безликие
наукообразные слова. «Ну почему же по телефону он мог рассказывать хоть просто,
но интересно, а написать не может?» –расстраивалась я. Продолжение следует... Использованы изображения картин Гаянэ Добровольской Copyright PostKlau © 2018 | |
Просмотров: 1032 | Комментарии: 4 | | |
Всего комментариев: 4 | ||
| ||