Главная » Статьи » РАССКАЗЫ ХУДОЖНИКОВ » Джованни Вепхвадзе |
Страх - Заключенный Вепхвадзе, пройдемте со мной , вас вызывает начальник. Дверь камеры захлопнулась и заключенный в сопровождении тюремщика
пошли по полутемному коридору. Заключенный шел и уже ни на что не надеялся. Он
знал ,что совершил преступление, его вполне могли посчитать вредителем и даже
врагом народа. Художник Иван Вепхадзе никогда не занимался политикой. Но было
такое время , а именно начало тридцатых ,что никто не был застрахован от
эпитета "враг" , "вредитель", "шпион" и тому
подобное. Людей убирали ни за что, по простому доносу, а он как ни как совершил
преступление и при том тяжелое. Художник и конвоир вошли в кабинет начальника
тюрьмы. Начальник не обратил внимание на вошедших и рассматривал какие- то
документы. Через некоторое время он оторвал взгляд от документов и посмотрел на
вошедшего. -Я просмотрел ваше дело, -сказал начальник серьезно
,обращаясь к заключенному,- вас обвинили в хищении народного достояния, вы
знаете что вас ждет? Как вам не стыдно было совершать такое. Чтобы читателю было ясно в чем состояло преступлние
художника скажу ,что он работал в одном цеху где делали знамена и флаги.
Художник и его товарищ по работе достали неофициально ткань для знамен, и когда
была проверка у них не оказалось документов на ткань. Художник, а это был мой
дедушка, и его товарищ были арестованы и им грозило суровое наказание по
обвинению во вредительстве, как говорили в то время "десять лет без права
переписки" и все знали, что это значило. -Вы же художник, и неплохой, при обыске видели ваши работы.
У вас неплохие портреты. Вот возьмите эту фотографию, и покажите на что вы
способны. Вам дадут все необходимое для работы. И постарайтесь как следует. Художник взял фото посмотрел и понял, что от него хотят. Это
было фото Лаврентия Берия, который в то время занимал пост первого секретаря
компартии Грузии. И художник написал портрет. Портрет тут же был повешен в
кабинете начальника. К автору с того дня стали относиться лучше, но он
продолжал сидеть, и у него появилась какая- то надежда выжить. Не знаю как , но
портрет увидел сам Берия. И если верить словам моей бабушки, которая любила
рассказывать этот эпизод жизни мужа (сам дедушка никогда не упоминал его),
Берия при виде портрета воскликнул: -Как, и такого художника вы держите в тюрьме?! Немедленно
выпустить на свободу , обеспечить, что бы он ни в чем не нуждался и только
работал. Не знаю так ли говорил Берия, но дедушку действительно
отпустили и он перестал нуждаться. Появились хорошие заказы и его семья зажила
,как говорится , нормально. Но годы крайней нужды, лишений и время, проведенное
в тюрьме отложили свой отпечаток на без того хилом здоровье дедушки. У него
начался сильный бронхит, который мог перейти в туберкулез. И вот когда его
жизнь как будто бы уладилась, не считая болезни, в один из вечеров около окон
его дома останавливается машина НКВД (КГБ того времени). Когда к дому, обычно
поздно вечером или ночью, подъезжала такая машина, все жильцы знали ,что
приехали кого-то забирать и поэтому все были готовы и на всякий случай имели
заготовленным узелок с теплыми вещами . Такой узелок был и у дедушки. Все
смотрели в окно, и ждали кого заберут. Каждый надеялся, что его это не коснется.
И вот стук в дверь. Пришли именно в квартиру дедушки. Неделю тому назад уже
забрали его двух соседей, отца и сына. -Собирайтесь , мы за вами.-сказал один из вошедших,и указав
на узелок ,который бабушка уже вынесла и собиралась дать мужу , добавил -это
можете не брать, вам не понадобится. Можете представить себе состояние моего дедушки при этих словах?
Будучи человеком пугливым он подумал наверно ,что его ведут прямо на расстрел.
Машина с дедушкой уехала, свет в соседних окнах погас, и соседи с облегчением
вздохнули и легли спать. В ту ночь ЭТО их не коснулось. Иван Алексеевич Вепхвадзе. Сталин среди большевиков. 1930 Через пару часов та же машина приехала и дедушка вышел из
нее , а машина уехала никого не забрав. Дедушка был в хорошем настроении и
сказал что там ,куда его повезли, сказали ,что очень обеспокоены его здоровьем
и его посылали на курорт с полным обеспечением на государственной машине.
Подкрепив свое здоровье , дедушка с еще большей энергией принялся за работу
и из-под его кисти вышло много работ
,которые внесли свой вклад в грузинскую советскую живопись ,в соцреализм. Жизнь
дедушки стала лучше, а работы хуже. Я не вправе обвинять во всем только власти
того времени. Причин ухудшения качества работ было несколько. Кроме властей,
это и здоровье дедушки и, конечно, бабушка, которая все время требовала у него
денег для поддержания своих родственников, которые надо сказать не нуждались. Так продолжалось до 1953 года , до того дня ,когда
арестовали самого Берия. С этого дня начался закат славы художника Ивана
Алексеевича Вепхвадзе. Ему перестали давать крупные заказы, милиционер не давал
ему честь, когда видел при орденах (которые тоже перестали ему давать) ,да и
художники ,его коллеги, через несколько лет начнут брать реванш за его критику
художников-формалистов (как тогда называли всех художников нереалистического
направления). Иван Вепхвадзе за работой А вот еще один эпизод, свидетелем которого был сам и хотя
мне тогда было всего пять лет, я его очень хорошо запомнил. Мама привела меня с детского сада. Вхожу в комнату и что
вижу. Дедушка с бабушкой рвут рисунки с изображением Берия. -Зачем рвете,- спросил я с удивлением, так как никогда не
видел дедушку рвущим свои работы. -Иди и ты помоги рвать,-ответила бабушка, рвя на клочки
очередной портрет Берия, И я помогал. Читатель не может представить сколько было
рисунков с изображением этой личности. А мы рвали и рвали и не было этому
конца. Особенно трудно и неприятно было рвать толстые картоны , а холст еще
труднее. Дедушке даже не приходила мысль записать эти холсты . Он боялся. Он
также боялся не порвать эти работы как в свое время боялся уничтожить уже
ненужные наброски этой личности. А вдруг кто -то увидит как он рвет ,уже ненужный
,набросок и донесет куда следует. И таких рисунков набралось уйма за столько
лет. Они бережно складывались и хранились. А теперь он, художник сам уничтожает
те рисунки и опять боится ,что на этот раз могут случайно найти у него дома
рисунок с изображением Берия и ему может не поздоровиться. Так мы уничтожили
всю дедушкину Бериниану. Но один довольно большой портрет продолжал висеть на
стене в золотой (позолоченной )раме. Я не осмеливался спросить дедушку ,почему
уничтожив столько рисунков с изображением той одиозной личности и вычеркнув его
имя из книг и журналов ,что были дома, он сохранил тот портрет ,который был
очень хорошо написан и который продолжал висеть на видном месте его мастерской.
Портрет провисел много лет. И вот так в начале шестидесятых дедушка говорит
обращаясь к бабушке. -Надо снять этот портрет, сегодня за ним должны прийти. -Кто должен прийти,- спрашивает бабушка. -Его жена и сын, я обещал отдать им этот портрет. Действительно, вечером приехали за ним и забрали портрет , столько
лет провисевший у нас дома. Я наконец решился и спросил дедушку. -Почему ты оставил этот портрет и не уничтожил с остальными
портретами Берия -А почему я должен был его уничтожить,-в свою очередь с
удивлением спросил дедушка, подняв брови, а потом добавил,- при чем тут Берия,
это был портрет певца Бадридзе, который я подарил его семье Copyright PostKlau © 2018 | |
Просмотров: 1387 | | |
Всего комментариев: 0 | |