Главная » Статьи » РАССКАЗЫ ХУДОЖНИКОВ » Джованни Вепхвадзе

Д. Вепхвадзе. Страх

ДЖОВАННИ ВЕПХВАДЗЕ   

                                                                 


                                                Страх


- Заключенный Вепхвадзе, пройдемте со мной , вас вызывает начальник.

Дверь камеры захлопнулась и заключенный в сопровождении тюремщика пошли по полутемному коридору. Заключенный шел и уже ни на что не надеялся. Он знал ,что совершил преступление, его вполне могли посчитать вредителем и даже врагом народа. Художник Иван Вепхадзе никогда не занимался политикой. Но было такое время , а именно начало тридцатых ,что никто не был застрахован от эпитета "враг" , "вредитель", "шпион" и тому подобное. Людей убирали ни за что, по простому доносу, а он как ни как совершил преступление и при том тяжелое. Художник и конвоир вошли в кабинет начальника тюрьмы. Начальник не обратил внимание на вошедших и рассматривал какие- то документы. Через некоторое время он оторвал взгляд от документов и посмотрел на вошедшего.

-Я просмотрел ваше дело, -сказал начальник серьезно ,обращаясь к заключенному,- вас обвинили в хищении народного достояния, вы знаете что вас ждет? Как вам не стыдно было совершать такое.

Чтобы читателю было ясно в чем состояло преступлние художника скажу ,что он работал в одном цеху где делали знамена и флаги. Художник и его товарищ по работе достали неофициально ткань для знамен, и когда была проверка у них не оказалось документов на ткань. Художник, а это был мой дедушка, и его товарищ были арестованы и им грозило суровое наказание по обвинению во вредительстве, как говорили в то время "десять лет без права переписки" и все знали, что это значило.

-Вы же художник, и неплохой, при обыске видели ваши работы. У вас неплохие портреты. Вот возьмите эту фотографию, и покажите на что вы способны. Вам дадут все необходимое для работы. И постарайтесь как следует.

Художник взял фото посмотрел и понял, что от него хотят. Это было фото Лаврентия Берия, который в то время занимал пост первого секретаря компартии Грузии.

И художник написал портрет. Портрет тут же был повешен в кабинете начальника. К автору с того дня стали относиться лучше, но он продолжал сидеть, и у него появилась какая- то надежда выжить. Не знаю как , но портрет увидел сам Берия. И если верить словам моей бабушки, которая любила рассказывать этот эпизод жизни мужа (сам дедушка никогда не упоминал его), Берия при виде портрета воскликнул:

-Как, и такого художника вы держите в тюрьме?! Немедленно выпустить на свободу , обеспечить, что бы он ни в чем не нуждался и только работал.

Не знаю так ли говорил Берия, но дедушку действительно отпустили и он перестал нуждаться. Появились хорошие заказы и его семья зажила ,как говорится , нормально. Но годы крайней нужды, лишений и время, проведенное в тюрьме отложили свой отпечаток на без того хилом здоровье дедушки. У него начался сильный бронхит, который мог перейти в туберкулез. И вот когда его жизнь как будто бы уладилась, не считая болезни, в один из вечеров около окон его дома останавливается машина НКВД (КГБ того времени). Когда к дому, обычно поздно вечером или ночью, подъезжала такая машина, все жильцы знали ,что приехали кого-то забирать и поэтому все были готовы и на всякий случай имели заготовленным узелок с теплыми вещами . Такой узелок был и у дедушки. Все смотрели в окно, и ждали кого заберут. Каждый надеялся, что его это не коснется. И вот стук в дверь. Пришли именно в квартиру дедушки. Неделю тому назад уже забрали его двух соседей, отца и сына.

-Собирайтесь , мы за вами.-сказал один из вошедших,и указав на узелок ,который бабушка уже вынесла и собиралась дать мужу , добавил -это можете не брать, вам не понадобится.

Можете представить себе состояние моего дедушки при этих словах? Будучи человеком пугливым он подумал наверно ,что его ведут прямо на расстрел. Машина с дедушкой уехала, свет в соседних окнах погас, и соседи с облегчением вздохнули и легли спать. В ту ночь ЭТО их не коснулось.

                    Иван Алексеевич Вепхвадзе. Сталин среди большевиков. 1930


Через пару часов та же машина приехала и дедушка вышел из нее , а машина уехала никого не забрав. Дедушка был в хорошем настроении и сказал что там ,куда его повезли, сказали ,что очень обеспокоены его здоровьем и его посылали на курорт с полным обеспечением на государственной машине. Подкрепив свое здоровье , дедушка с еще большей энергией принялся за работу и  из-под его кисти вышло много работ ,которые внесли свой вклад в грузинскую советскую живопись ,в соцреализм. Жизнь дедушки стала лучше, а работы хуже. Я не вправе обвинять во всем только власти того времени. Причин ухудшения качества работ было несколько. Кроме властей, это и здоровье дедушки и, конечно, бабушка, которая все время требовала у него денег для поддержания своих родственников, которые надо сказать не нуждались.

Так продолжалось до 1953 года , до того дня ,когда арестовали самого Берия. С этого дня начался закат славы художника Ивана Алексеевича Вепхвадзе. Ему перестали давать крупные заказы, милиционер не давал ему честь, когда видел при орденах (которые тоже перестали ему давать) ,да и художники ,его коллеги, через несколько лет начнут брать реванш за его критику художников-формалистов (как тогда называли всех художников нереалистического направления).


                   Иван Вепхвадзе за работой


А вот еще один эпизод, свидетелем которого был сам и хотя мне тогда было всего пять лет, я его очень хорошо запомнил.

Мама привела меня с детского сада. Вхожу в комнату и что вижу. Дедушка с бабушкой рвут рисунки с изображением Берия.

-Зачем рвете,- спросил я с удивлением, так как никогда не видел дедушку рвущим свои работы.

-Иди и ты помоги рвать,-ответила бабушка, рвя на клочки очередной портрет Берия,

И я помогал. Читатель не может представить сколько было рисунков с изображением этой личности. А мы рвали и рвали и не было этому конца. Особенно трудно и неприятно было рвать толстые картоны , а холст еще труднее. Дедушке даже не приходила мысль записать эти холсты . Он боялся. Он также боялся не порвать эти работы как в свое время боялся уничтожить уже ненужные наброски этой личности. А вдруг кто -то увидит как он рвет ,уже ненужный ,набросок и донесет куда следует. И таких рисунков набралось уйма за столько лет. Они бережно складывались и хранились. А теперь он, художник сам уничтожает те рисунки и опять боится ,что на этот раз могут случайно найти у него дома рисунок с изображением Берия и ему может не поздоровиться. Так мы уничтожили всю дедушкину Бериниану. Но один довольно большой портрет продолжал висеть на стене в золотой (позолоченной )раме. Я не осмеливался спросить дедушку ,почему уничтожив столько рисунков с изображением той одиозной личности и вычеркнув его имя из книг и журналов ,что были дома, он сохранил тот портрет ,который был очень хорошо написан и который продолжал висеть на видном месте его мастерской. Портрет провисел много лет. И вот так в начале шестидесятых дедушка говорит обращаясь к бабушке.

-Надо снять этот портрет, сегодня за ним должны прийти.

-Кто должен прийти,- спрашивает бабушка.

-Его жена и сын, я обещал отдать им этот портрет.

Действительно, вечером приехали за ним и забрали портрет , столько лет провисевший у нас дома. Я наконец решился и спросил дедушку.

-Почему ты оставил этот портрет и не уничтожил с остальными портретами Берия

-А почему я должен был его уничтожить,-в свою очередь с удивлением спросил дедушка, подняв брови, а потом добавил,- при чем тут Берия, это был портрет певца Бадридзе, который я подарил его семье



 Выпуск февраль 2018


                      Copyright PostKlau © 2018

Категория: Джованни Вепхвадзе | Добавил: museyra (17.01.2018)
Просмотров: 1387 | Теги: Вепхвадзе Джованни, РАССКАЗЫ ХУДОЖНИКОВ | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: