Главная » Статьи » РАССКАЗЫ ХУДОЖНИКОВ » Джованни Вепхвадзе

Д. Вепхвадзе. Несостоявшийся шедевр

ДЖОВАННИ ВЕПХВАДЗЕ   

                                                                                                             


                                                  Несостоявшийся шедевр



-Шедевр не делают , шедевр получается,-сказал мне однажды папа.

Сегодня, по прошествии стольких лет, с тех пор как я услышал эту фразу, могу сделать свое резюме и сказать ,что если шедевр получается по случайности ,то в этой случайности должна быть какая-то закономерность, а именно: художник должен быть талантливым, обладать мастерством, быть в хорошем душевном и физическом состоянии, иметь четкое представление о том, что он собирается делать, объективные условия должны быть благоприятными и к тому же судьбе должно быть это угодно. Вот это последнее или его отсутствие и создает чаще всего проблемы. 

Несмотря на то что я бывал доволен некоторыми своими работами, пока ни одну из них не считал шедевром. Но был ли у меня в жизни шанс написать именно шедевр. Конечно был, как и у каждого художника, но какой- нибудь из приведенных выше компонентов отсутствовал. 

Мы часто спорим ,что важнее профессионализм или вдохновение. Оба. Если хотим создать что-то приличное. Но даже наличие их обоих не гарантирует создание шедевра. Хотя я не создал ни одного шедевра, но несколько раз был очень близок к этому ,как мне казалось. Но ни разу мне не удавалось добиться его. Бывало ,что начало и замысел давал четкую гарантию на его создание, но ход работы уходил в другую сторону и наступало разочарование. Или остановив работу и приступив к ней на следующий сеанс ,состояние было уже не таким и начинал портить. 

Кстати ни одна работа ,которая имела шанс стать шедевром не была дописана. Все работы которые мне удалось завершить с самого начала не давали ни каких предпосылок ,что я напишу шедевр. Это были в основном дежурные работы ,которые я спокойно завершал и в ходе которых не испытывал особого вдохновения. Те же работы которые я начинал с огромным вдохновением и которые имели реальный шанс стать шедеврами, не став таковыми , были уничтожены (записаны) как неудавшиеся и принесшие мне разочарование. А сейчас я хотел бы в двух словах рассказать об одной работе ,которая наиболее близка была стать шедевром (конечно по моему мнению, с которым можно и не соглашаться).

Как то в конце семидесятых, когда я чувствовал себя в хорошей форме, и все вокруг способствовало плодотворной работе ,я решил написать портрет бабушки. Должен сказать ,что бабушка позировала идеально, и надо было быть не знаю кем ,чтобы не суметь ее написать. Я до этого уже писал ее несколько раз и для меня не представляло сложности передать ее сходство и образ. В тот день работа шла особенно удачно. Кисть сама ходила ,цвета сами подбирались. Я сам недоумевал ,как все здорово получалось. Портрет получался очень живописным ,что в общем не было характерным для моей манеры письма. Колорит необычный , довольно интересный. Но что особенно меня поражало,так это характер ,который передовался с необычайной силой. У меня даже создалось впечатление и я испытывал такое ощущение, что кто то невидимый водит моей кистью и делает по-своему этот портрет. Ничего общего с моей живописью не было. Но то, что получалось меня самого очаровывало. Я видел,как под моей кистью рождался шедевр. И когда оставалась самая малость ,чтобы его завершить, хотя можно было оставить и в таком состоянии (он уже смотрелся как один из лучших портретов ,что я когда -либо писал), я остановился, боясь испортить ,хотя знал, что не испорчу, так как уже не собирался вносить каких либо поправок,способных нарушить эту цветовую гармонию и мало мальски повлиять на рисунок и характер портрета. Итак я оставил работу и счастливый пошел по своим делам ,далеким от живописи, в надежде на следующий день спокойно поставить точку на своей лучшей работе. А слово шедевр с французского переводится именно так-"главная из работ". 


                          Джованни Вепхвадзе. Портрет бабушки. 1972


Придя вечером домой ,я был потрясен, увидя как мой папа сидит перед моим портретом и кистью "исправляет " его. Он как видно уже достаточно поработал над ним, потому что я его уже не узнавал. Все стало другим. Эта уже была не та работа ,которой еще днем я сам восхищался и не верил ,что смог написать такое. Папа обычно не имел обыкновения писать на моих работах и даже вносить коррективы своей рукой. Он обычно ограничивался устными замечаниями,а тут он практически переписал мне весь портрет. Я в недоумении спросил его,почему он это сделал. Папа ответил мне:

-Он не эстетический.

Мне конечно было очень обидно ,что так вышло с моей работой, хотя я и его понимал. Для него это был не какой -нибудь портрет старой женщины, а в первую очередь портрет матери и на него он смотрел не глазами художника,а сына. Вообще отцу нравилась красивая живопись, может немного театральная, опасно граничащая со слащавой, которую он сам порицал. Папа мне советовал не писать портреты некрасивых девушек. Он это так объяснял,что если написать точно и очень похожими могут обидеться ,а если приукрашивать ,то это против принципов реалистической живописи. Но в данном случае речь шла о его маме. 

Я ,как вы наверно догадались ,не продолжил писать тот портрет. Я испытывал разочарование и стер его ,что бы он мне не напоминал о моем несостоявшемся шедевре. Больше у меня такого шанса не было. Я много чего написал с тех пор, были и удачи и неудачи ,но шедевром больше не пахло. Можно сказать, что конфликт между реальным и прекрасным ,кончился поражением обоих. Ибо прекрасное не может быть действительно прекрасным,если оно не реально. Хотя реальное не всегда прекрасно. 

Я не хочу сказать ,что надо писать только прекрасные и красивые сюжеты. Я хочу только сказать , что если речь идет о станковой живописи (именно о ней я и говорю), то художник должен помнить,что последнее и главное пристанище любой станковой картины должна быть стена. Я всегда был против так называемых запасников, стеллажей, складов, хранилищ. Не хотел и не хочу принимать никаких аргументов в пользу перечисленных мест. Картина должна висеть на стене и если ей не досталось места на какой -нибудь стене и не нашлось кого-нибудь (есть люди с разными вкусами и мышлением)кто бы захотел ее повесить у себя (пусть это звучит примитивно), то такая картина не имеет право на существование и не должна была быть написанной. Мне часто наряду с замечательными картинами приходится видеть и омерзительные работы. Не знаю какую душу должны были иметь те авторы ,что способны были написать или нарисовать такое. Ведь работы художника это отражение его души и мышления. И если кто-то может скрывать свое истинное нутро молчанием, то художник ,когда пишет свои работы ,он показывает то ,что в нем сидит и что люди многих других профессий легко могут скрыть. Не надо забывать что наше искусство ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ!




Выпуск июнь 2018


                    Copyright PostKlau © 2018

Категория: Джованни Вепхвадзе | Добавил: museyra (24.05.2018)
Просмотров: 963 | Комментарии: 2 | Теги: Вепхвадзе Джованни, РАССКАЗЫ ХУДОЖНИКОВ | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: