Главная » Статьи » РАССКАЗЫ ХУДОЖНИКОВ » Джованни Вепхвадзе |
ДЖОВАННИ ВЕПХВАДЗЕДиплом Эскиз к диплому был утвержден. Это был триптих на тему
«Химия». Но после преддипломной практики, которая проходила в Ленинграде, я
поехал в Москву, где и узнал о кончине моего руководителя и ректора нашей
Академии Аполлона Кутателадзе. Для меня это была большая потеря. Я лишился
огромной поддержки и понял, что такую дипломную картину, которая была задумана,
больше исполнять не имело смысла. Понимая, что уже никто не оценит такой
монументальной работы, у меня пропало
настроение и я никак не мог приступить к делу. Шли месяцы, а я так и не начинал работу. Папа ничего мне не
говорил, но я чувствовал, что мое бездействие его тоже волновало. - Что собираешься делать со своим дипломом? – спросил он
меня, не будучи в состоянии видеть, как я ничего не делаю. - Мне не хочется начинать мой триптих – ответил я. – Я его
хотел сделать, когда Аполлон был жив, он стимулировал на столь грандиозные
картины. А сейчас зачем делать такую сложную картину? Никому она не нужна.
Может что-то другое придумать попроще, то, что успею сделать за оставшиеся
месяцы. Папа поддержал меня и посоветовал сделать картину поменьше и
полегче. Я подумал, что стоит подойти к картине не исходя из сюжета,
а из предметов. Выбрать то, что могу хорошо и легко написать, а под это подобрать
тему, и чтобы была возможность почти всю картину написать с натуры, как большой
натюрморт. Я пересмотрел в уме те предметы, которые были дома и которые
мне удавались, и выбрал иранский кувшин и туркменский ковер. Подумав немного, я
решил, что эти предметы подойдут к моей трехфигурной композиции на тему «Бека
Опизари». А раз Бека был чеканщиком, то в картине можно использовать и чеканки
в виде икон, которые, думаю, мне удастся неплохо написать. Я быстро сделал эскиз и понес его, уже после Нового года, в
Академию показать моему новому руководителю Коки Махарадзе и заведующему
кафедрой Уча Джапаридзе. Эскиз к картине Эскиз им понравился и его утвердили. Не теряя времени, я
приступил к его исполнению. В углу своей мастерской я буквально собрал всю
картину, где на первом плане был натюрморт, состоящий из ковра и иранского
кувшина, к которым добавил икону, исполненную моим родственником и коллегой
Гиви, а сзади натюрморта поставил манекен, который одолжил мой папа. Манекен был одет в старинное платье и передник. Он должен
был мне служить для центральной фигуры моей композиции, фигуры Бека Опизари.
Еще я добавил две фигуры. Одна фигура
это был я, а другая - моего родственника Гиви, мы «играли роль»
подмастерьев мастера. Для фона я использовал алтарь, исполненный самим Бека
Опизари и кусок старинной церковной фрески. Алтарь и стенку писал по материалу,
не мог же я принести в мастерскую кусок стены, не говоря уже об алтаре,
мастерская в конце концов, а не церковь.
Я работал увлеченно и через три месяца, за месяц до защиты диплома, картина была уже готова,
уже в раме и покрыта лаком. Защита прошла на высоком уровне. Это была первая защита,
когда во главе комиссии сидел новый ректор.Несмотря на то, что дипломные работы
были очень хорошими, и нас всех очень хвалили, не было поставлено ни одной
пятерки. Как потом выяснилось, противостояние между нашим педагогом и
заведующим кафедрой живописи, который имел своих дипломников, вылилось в эту
несправедливость. К тому же новый ректор хотел показать председателю комиссии
из Москвы, Мочальскому, что уровень и требования нашей академии настолько
высоки, что даже за такие дипломы мы не ставим «отлично». Я никогда не гонялся
за оценками, но в данном случае, кроме того, что мне было обидно, я еще и
пострадал, а именно, не получил красного диплома, и не мог поступить в
аспирантуру. Я был уверен, что, будь жив Аполлон, такого не произошло бы,
и с этим не мог смириться. Решил во что бы то ни стало забрать свою дипломную
работу. Раз уже она не заслужила отличной оценки, то пусть лучше хранится у
меня, чем в пыльном сарае академического хранилища. Я написал заявление, что прошу одолжить мне мою дипломную
работу для устранения технических недостатков. Мне дали картину, даже не поинтересовавшись, что это за технические недостатки и как я их собираюсь
устранить. Так картина некоторое время хранилась у меня и ее никто не
вспоминал. И вот, год спустя, на глаза мне попалась газетная статья, в
которой было написано, что лучшие работы выпускников Тбилисской Акадкмии
отправляют в Москву на Всесоюзную выставку дипломных работ выпускников
художественных вузов, посвященную 200 –летию Российской Академии художеств.
Среди избранных работ значилась и моя картина. «Черта с два вы заберете мою работу – думал я, - забирайте,
если хотите, пятерочные работы. Если моя работа не заслуживала отличной оценки,
чего ее везти в Москву на показ». На следующий день, утром, звонок из Академии с просьбой
принести мою картину для отправки в Москву. Я, конечно, им отказываю. Тогда они
просят зайти к ним, потому, что у них есть, что мне сказать интересное. Я иду в Академию, на кафедре меня начинают убеждать, что
принести картину в моих интересах, но я стою на своем, и на этом наша беседа
безрезультатно завершается. Прихожу домой и что я вижу. Пустая рама, а картины нет. Я спрашиваю бабушку, куда делась
картина. - Пришли из Академии, сказали, что ты просил дать им
картину. Я, возмущенный, ничего не говорю и бегу в Академию. Но там
отказываются вернуть мне картину, которую им хитростью удалось заполучить
обратно. Я, расстроенный, возвращаюсь домой и вижу, что теперь и рамы
нет на месте. Пока я был в Академии и требовал обратно свою картину, они пришли
ко мне и забрали и раму. Наивная бабушка, услышав, что в Академии хвалят меня и мою
картину, которую собираются послать в Москву, готова была отдать все картины,
которые находились дома, включая и картины моего дедушки. Мне ничего не оставалось, как смириться и признать, что меня
просто напросто обвели вокруг пальца. Картина "В мастерской Бека Опизари" Не прошло и месяца, как вдруг, смотря по телевизору
последние известия из Москвы, я вижу на экране дипломные работы Репина,
Сурикова, и, вдруг, мою картину Это был репортаж из выставочного зала, где
праздновался юбилей, посвященный 200-летию Российской Академии художеств. Наша
Академия, как советский художественный вуз, и наши работы считались
продолжением художественных традиций, заложенных еще в той Академии в середине
18 века. Мне было так приятно увидеть мою работу среди работ
классиков, что я мгновенно забыл ту обиду, которую нанесла мне Академия. И вот,
через пару недель я получаю из Москвы письмо с предложением приобрести мою
картину. В письме была указана также цена, которую мне собирались заплатить в
случае моего согласия продать картину. В конверте также лежала анкета, которую надо было заполнить
и отправить, с указанием моей сберегательной кассы и номера счета. При виде той суммы, которую мне предлагали за картину, у
меня не могло возникнуть никакого сомнения насчет того, продать или не продать
работу. Конечно продать, и как можно скорее. Во-первых сумма была
большая, таких денег я никогда не имел, во-вторых я был обижен на Академию, и
зная, что, в случае отказа продать и возвращения картины в Тбилиси, мне ее
больше не дадут, я твердо решиь ее продать. Заполнив бланк и послав его по адресу, который был указан в
письме, я пришел домой и рассказал о своем решении. Дома меня поддержали. Я был
доволен и удовлетворен, что как-то по-своему свел счеты с Академией. Я никому ничего не говорил о судьбе моей картины и время от
времени наведывался в сберкассу узнать, пришел ли перевод. Наконец, деньги
пришли. Уже нечего было бояться. Я реализовал свои авторские права,
получил деньги и был доволен, что картина находится в хорошем месте, а именно,
в одном из престижных музеев. Через несколько дней после получения денежного перевода, я
взял письмо с предложением приобрести мою картину и пошел в Академию. Я зашел в
Академический музей и учтиво спросил смотрителя, когда вернутся из Москвы наши
дипломные работы. Смотритель ответил, что скоро, но я не получу своей картины,
так как отказывал Академии послать ее на выставку. - Да, вы правы, я ее не получу – ответил я, -но и вы ее не
получите, вот вам взамен моей картины этот листок, можете сохранить его для
себя в память обо мне и моей картине.
Эпилог Несколько лет тому назад, в залах Государственной картинной
галереи проходила выставка дипломных работ, посвященная 80-летнему юбилею
Тбилисской Государственной Академии художеств. На ней я увидел много работ моих
коллег старшего поколения и моих товарищей, но моей дипломной работы на ней,
естественно, не было. Мне стало грустно, и я подумал, почему тогда я ее
продал?. Как хорошо было бы, если бы и она была высталена вместе с работами
моих друзей. Хотя, кто знает, что лучше для картины, один день быть выставленой
в Государственной Галерее, а остальное время валяться на складе академии в
плачевном состоянии или храниться в одном из музеев иностранного государства, которое
когда-то было твоим, так же, как и работа, хранящаяся там была твоей. Выпуск июль 2016Copyright PostKlau © 2016 | |
Просмотров: 1216 | | |
Всего комментариев: 0 | |