Главная » Статьи » От редакции » С. Заграевский |
академик, профессор, заслуженный работник культуры России
МИФЫ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА(I) Миф первый: искусство умерло. Но Запад это прошел после Второй мировой войны, когда ожидания были столь же велики, а результат так же разочаровал многих (достаточно вспомнить эссе Ролана Барта«Смерть автора»). Но при этом сейчас по всему миру многие тысячи профессионалов и многие миллионы любителей занимаются искусством, так о какой его смерти может идти речь? Марсель Дюшан. Фонтан. 1917 В том, что в искусстве уже около века (считая от «квадратов» Казимира Малевича и первых экспериментов Марселя Дюшана с бытовыми предметами) не появляется ничего принципиально нового, нет ничего удивительного, а тем более рокового. Сколько столетий не появлялось ничего принципиально нового во времена готики или барокко? «Служенье муз не терпит суеты», искусство никуда не торопится, и уж тем более оно не обязано реагировать на все социальные потрясения. Миф второй: искусство не умерло, но вытеснено
массовой культурой на задворки общественного сознания. Иными словами, в мировом масштабе массовая культура – для миллиардов, а искусство – для миллионов. Конечно, это тоже немало, но и в России, и на Западе толпы людей, рвущихся на художественные выставки, за редкими исключениями ушли в прошлое. Безвозвратно или нет – покажет время. Миф третий: современное искусство – только те
художественные стили, течения, направления и практики, которые появились во
второй половине XX века, то есть поп-арт, концептуализм, инсталляция,
перформанс, видеоарт, граффити и др. (В дальнейшем мы будем для простоты
обобщенно называть их новейшими течениями). Но давайте вспомним стиль модерн, появившийся в конце ХIХ века. Это слово тоже переводится как «современный», но вряд ли сейчас можно назвать Густава Климта или Альфонса Муху современными художниками (разве что в высшем смысле, согласно которому подлинное искусство всегда современно и никогда не устаревает). Давно не является «современной» и совокупность стилей, в 1920–30-е годы называемых «модернизмом». Уже «музеефицировались» и многие течения, изначально входившие в понятие «contemporary art», – например, поп-арт, оп-арт, минимализм.
Эль Лисицкий. Суперематический сказ про два квадрата. - Берлин, 1922 И самое главное то, что в отношении термина «современное искусство» мы видим фактическую узурпацию понятия «современный» художниками и критиками определенных стилей, течений и направлений. В современных (прошу прощения за тавтологию) условиях такая ситуация противоречит принципам плюрализма, этики и справедливости. Конечно, были, есть и будут художники и критики, делящие коллег не только на «современных» и «несовременных», но и на «гениев» и «бездарей» (самих себя, разумеется, причисляя к «гениям»). Но вряд ли имеет смысл ориентироваться на столь маргинальные взгляды. Поэтому понятие «современное искусство» имеет значение «существующее сейчас». Не более того. В это понятие входят и реалисты, и концептуалисты, и примитивисты, играффитисты, и все другие художники, живущие в наше время или ушедшие из жизни относительно недавно. Миф четвертый: существует «актуальное искусство». «Актуальное искусство» – сугубо российский термин, часто употреблявшийся в 1990-е годы, иногда его можно встретить и сейчас. В него обычно вкладывается такой же смысл, что и в «современное искусство» в интерпретации предыдущего мифа: новейшие течения «актуальны», все остальное – нет. Значит, и ответ на этот миф может быть таким же: деление искусства на «актуальное» и «неактуальное» столь же неэтично и несправедливо, как на «современное» и «устаревшее». Миф пятый: в наше время существует «авангардное
искусство». Соответственно, «авангардным искусством» или просто «авангардом» пытаются называть все те же новейшие течения. Но опять же, вдумаемся в значение термина «авангард»: это передовой отряд, призванный проложить путь основным силам. Нет никакого сомнения, что в начале ХХ века авангардисты открыли путь «основным силам», то есть во многом предопределили ряд черт искусства и своего столетия, и следующего, то есть двадцать первого. Но откроет ли современный «авангард» путь каким-либо новым «основным силам», то есть предопределит ли он какие-либо черты искусства хотя бы ближайшего будущего, – вопрос очень и очень спорный. Поэтому именование современных новейших течений «авангардом» также выглядит не вполне этично. Вполне достаточно называть их «экспериментом». Ничего обидного ни для кого в этом нет, в высшем смысле любой художник – экспериментатор. Путь творчества – это всегда путь проб и ошибок. Миф шестой: абстрактное искусство относится к
новейшим течениям. Михаил Ларионов. Солдат на коне. 1911. Галерея Тейт, Великобритания Миф седьмой: абстрактное искусство чуждо
российским традициям. Но как только с падением советской власти «запретный плод» – абстракционизм – перестал быть запретным и, соответственно, сладким, выявилась другая проблема этого вида искусства: ограниченность выразительных средств, ведущая к однообразности и повторяемости приемов. Попросту говоря, публике и критикам, да и самим художникам абстракционизм быстро надоел: оказалось, что фигуративное искусство несравненно богаче и разнообразнее. А если в абстрактном произведении искусства используются хоть какие-то фигуративные приемы (например, просматриваются очертания людей, зданий, предметов и т.п.), то оно, строго говоря, абстрактным уже не является. Обычно это считается экспрессионизмом, но возможны и другие варианты. Поэтому неудивительно, что на Западе роль «чистого» абстрактного искусства еще в середине ХХ века почти исключительно свелась к декорированию в лучшем случае концептуальных выставок, в худшем – офисных и гостиничных интерьеров. Не минула чаша сия и российский абстракционизм. После достопамятной масштабной выставки «Московская абстракция» (прошедшей в 2003 году в Третьяковской галерее и показавшей, что работы ведущих абстракционистов практически неотличимы друг от друга) выставки абстрактного искусства стали огромной редкостью, отечественная абстракция вслед за зарубежной превратилась в элемент декора. Поэтому вопрос о том, традиционно абстрактное искусство для России или нет, является сугубо академическим. Классическая, абсолютно нефигуративная абстракция настолько редко встречается в современном станковом изобразительном искусстве, что здесь дискутировать о ней смысла нет. Миф восьмой: только реализм является
искусством, традиционным для России. Во-первых, в каком смысле понимать реализм: в самом широком (в этом случае реалистами были и Пракситель, и Леонардо да Винчи, и Караваджо, и Рембрандт), или в более узком – как его понимали Густав Курбе и российские передвижники, или в еще более узком – в интерпретации советского «соцреализма»? Во-вторых, если реализм является традиционным для России, то традиционен он и для всего мира, так как все традиции российского искусства теснейшим образом связаны с мировыми. Нет ни одного художественного стиля, существовавшего в мире и не существовавшего в Российской Империи, СССР или Российской Федерации. В-третьих, если считать, что традиции формировались и в ХХ веке, то для России, как и для всего мира, является традиционным не только реализм, но и многообразное художественное наследие авангарда начала этого столетия. Поэтому скажем так: традиционное искусство – понятие крайне широкое, и его можно определить только методом «от противного»: традиционно все, что не относится к новейшим течениям. Если начать сужать это понятие, то мы рано или поздно придем к тому, что традиционны только народные промыслы. Миф девятый: традиционное искусство умерло,
живы только новейшие течения. Но сказать на это можно то же, что мы уже говорили по поводу мифа о смерти искусства как такового: традиционным искусством занимаются (или пытаются заниматься) миллионы людей по всему миру. У кого-то это получается лучше, у кого-то хуже, у кого-то и вовсе не получается, но главное – это интересно и разнообразно. В традиционном искусстве существует бесконечный простор для выбора сюжета, пластики, колорита, материала, мазка… Кто-то становится реалистом, кто-то – экспрессионистом или примитивистом, кто-то преобразует реализм в гипер или сюр… Значит, о смерти традиционного искусства речи идти не может. И оно вовсе не обязательно должно представлять собой «закоснелый академизм». О нем ведь можно сказать и пронзительными словами поэта-шестидесятника Леонида Губанова: Да, мазать мир! Да, кровью вен! Забыв болезни, сны, обеты! И умирать из века в век На голубых руках мольберта! Игорь Грабарь. Абрамцево. Плетень. 1944 Миф десятый, обратный предыдущему: ничто
принципиально новое в искусстве не имеет права на существование, с новыми
формами экспериментируют только бездари и неудачники, неспособные достичь высот
в традиционном искусстве. Действительно, реализм предъявляет очень высокие требования к профессионализму. Профессионализм хорош в любом деле, но у этой ситуации есть и минусы. Во-первых, это закрывает возможность достижения серьезных творческих успехов для многих миллионов людей, не обучавшихся в художественных школах, училищах и институтах. Новейшие же течения в этом смысле гораздо более «демократичны»: создавать талантливые концептуальные инсталляции, видеоарт или граффити способен и человек без специального образования. Во-вторых, профессионализм и вдохновение совпадают нечасто. Профессионал прекрасно знает, что и зачем делает, его глаз наметан, рука поставлена, но некая «свежесть» из его творчества, как правило, уходит. Исключения есть (как Микеланджело Буонаротти, Франсиско Гойя, Илья Репин и прочие великие художники), но великих мало, а профессионалов много. В-третьих, многое зависит от личности художника. Кто-то прекрасно себя чувствует в рамках традиционного искусства, а кому-то эти рамки тесны и хочется экспериментировать просто из склонности к эксперименту. Не зря, например, многие художники-авангардисты (как Василий Кандинский, Казимир Малевич, Анри Матисс, Павел Филонов) в свое время начинали творческий путь как вполне академичные реалисты. Поэтому не стоит давать глобальных оценок, что лучше и что хуже – новейшие или традиционные течения. И те, и другие имеют свою публику, – а значит, живы. Какое предпочесть направление из множества ныне существующих в искусстве, вправе решать любой художник и любой зритель. Такая свобода выбора, сопряженная с взаимным уважением и толерантностью, – одно из главных завоеваний искусства двадцатого века, доставшихся в наследство и веку двадцать первому. Москва, 2015 г. С.В. Заграевский (с) 2015 Продолжение следует... | |
Просмотров: 1620 | Комментарии: 4 | | |