Сергей Заграевский — о том, сможет ли Instagram конкурировать с Sotheby's на рынке произведений искусств
Фото: zagraevsky.com
Социальные сети настолько плотно вошли в нашу жизнь, что некоторые международные эксперты всерьез заговорили об Instagram как о достойной площадке для продажи предметов высокого искусства. Это якобы ускорит процесс и привлечет молодых покупателей.
Если говорить о технической стороне вопроса, такое мнение не лишено оснований, так как продажа картины не очень отличается от продажи, допустим, бытовой техники. Если не учитывать особые требования по доставке, то в принципе схема одна: посмотрели, заказали и получили. Это в теории. Точкой преткновения может стать уникальность произведения искусства, которую невозможно оценить даже при близком рассмотрении, а тем более по фотографии. К тому же восприятие произведения искусства — это определенный визуальный, личный контакт с ним. Сколько ни смотри на репродукцию, даже если это репродукция очень высокого качества, такого впечатления, как от оригинала, не будет. Не стоит забывать, что большое искусство стоит больших денег, и трудно предположить, что покупатель решит рискнуть.
Интернет сегодня — проверенная площадка для массовых, а не элитных товаров. Я сам видел в сети объявление: «Продам три картины — две прямоугольные и одну квадратную». Речь идет о товаре, на который, кстати, существует высокий спрос. Картина, пусть и неизвестного художника и не относящаяся к высокому искусству, по-прежнему популярный подарок у нас в стране и за ее пределами. Но ни один покупатель, находясь в здравом уме и трезвой памяти, не решится покупать штучное произведение через интернет.
Конечно, мы меняемся, и рынок пытается подстроиться под нас, стать более удобным, но пока с трудом верится в то, что Instagram сможет заменить Sotheby’s.
Любой аукцион международного уровня — это гарантия оригинальности и качества товара. И даже у них случаются проколы.
В интернете же не проработан главный вопрос — идентификация входящего туда человека. Кто угодно может открыть магазин по продаже тех или иных товаров. Пока дело обстоит так, что дорогие покупки ценой от нескольких десятков тысяч долларов в cети совершаться не будут.
Одной из положительных сторон продаж через социальные сети называют сокращение числа посредников между покупателем и продавцом. Считается, что это хорошо скажется на продажах. Но и с этим можно поспорить. Практика показывает обратное: наличие посредников скорее положительно влияет на имидж и статус картины или любого другого произведения. Это специфика рынка произведений искусства: как ни парадоксально, но чем больше сертификатов владельцев фигурирует в сделке, тем лучше это влияет на время реализации товара. Наличие у произведения истории повышает к нему интерес.
Не имеют под собой основания и разговоры о том, что продажи произведений искусства через интернет способны повлиять на их цену. Здесь привычная в массовом сегменте схема ценообразования — цена, которую установил производитель, плюс наценка продавца — не работает.
Instagram — прекрасное место для рекламы точек продаж, но не для самой продажи. Другой вопрос, что социальные сети уже стали успешной выставочной площадкой и серьезными конкурентами традиционных галерей, которые многие годы работали с одними и теми же клиентами. Теперь предприниматель, который активно работает через интернет, имеет значительно больше возможностей для привлечения более широкого круга клиентуры. Можно сказать, что это тенденция последнего десятилетия. Несколько очень авторитетных галерей разорились потому, что часть их постоянных покупателей сильно пострадала от экономического кризиса, а новых клиентов они найти не смогли.
Сейчас мы наблюдаем, как традиционные галереи постепенно берут на вооружение схему, по которой работают магазины: сайт и склад. С одним условием, что на этот склад покупатель сможет приехать один или со своим экспертом и лично познакомиться с произведением искусства, которое его заинтересовало. Больших пафосных салонов с течением времени будет всё меньше, а позже они исчезнут совсем.