Главная » Статьи » От редакции » О.Несмеянова |
Главный редактор журнала Пожелание родителям
Перед началом учебного года хочу обратиться с пожеланием к родителям талантливых детей Дети рисуют все. Причем все без исключения рисуют талантливо. А вот поют, танцуют, слагают стихи и пр. далеко не все. Это уже выделяет изобразительное искусство из общего ряда искусств в позицию исконного навыка или врожденной потребности. Ориентируясь на него и поговорим. Причем, известно, что развитие одной способности стимулирует развитие и других - так хорошо рисующий ребенок как правило хорошо излагает, развитая моторика кисти, фантазия, ассоциативное мышление, наблюдательность, развитие цветового зрения и пр. позволяет ему развить и другие нужные способности, таланты и навыки. И мы получаем в результате закономерное "талантливый человек талантлив во всем". Какой родитель не мечтает о всесторонне талантливом ребенке!... однако, надо учесть, что развитие таланта как правило идет за счет усечения таких качеств как практичность, меркантильность и надо выбирать, осознавать - что в наше время рыночных отношений в вашем ребенке вам важнее - талант или практическая хватка? как правило, они взаимоисключены С возрастом талант к рисованию практически у всех детей проходит. Был такой известный советский теоретик и функционер от искусства А.Воронский*, соратник Ленина и Горького, поборник реализма в искусстве. В своей книге он писал, что способность к рисованию, художественный дар « является врожденным качеством всякого человека, которым все без исключения обладают в детстве и которое довольно скоро исчезает у основной массы людей, тем не менее, пожизненно оставаясь у художественно одаренных». Т.е. художник – это человек, у которого просто способности ребенка не угасли. Значит, есть смысл воспитывать ребенка так, чтобы сберечь его ранние врожденные способности Тем не менее, большинство любящих, но занятых на работе родителей, отдают своих детей с ранних лет в детсад и школу, чтобы ими там занимались профессионалы воспитания, «не то, что они». Не зная или предпочитая не знать, что в нынешних образовательных учреждениях не стоит задача воспитания, там ребенок должен получить образование, т.е. сумму знаний. И всё! Не обольщайтесь насчет школы - это в СССР школа занималась воспитанием человека будущего. Но вот мы в будущее прибыли(каким оно оказалось -это отдельная тема) и, надо полагать, по прибытии в него, задача воспитания в школе отпала... И потому еще вопрос, что дадут ребенку в нынешнем образовательном учреждении(раньше они были образовательно-воспитательные, сейчас, как мы видим, второе слово вместе с функцией пропало) - какие профессионалы и на каком уровне?... Никто уже таких чудес от нашей школы и не ждет. Лучшее,что могут воспитать у ребенка в этих условиях – это подчинение, послушание. Лучший ученик – это ученик, удобный всем, не приносящий хлопот, послушный, желательно полностью подчинивший свое мнение мнению учителя. Приходится нередко наблюдать, что это мнение бывает вредным или откровенно ложным. И, что самое печальное, качества эти несовместимы с талантом. Таким образом, современное образование,к сожалению, не для талантливых, и родители талантливых детей, увы, это познали на своей шкуре Анри Глюксман** писал «… сама конструкция и заданная организация помещает послушников в своего рода антимонастырь, подчиняя их антиправилам». Антимонастырь с антиправилами – это сказано как будто специально про нашу школу. К сожалению, в том виде в каком она существуют, на сей день, наша школа это не то место где можно развить способности ребенка. Скорее наоборот. У подчиненного учителю, коллективу, сверсникам, навязанным или ложным знаниям и правилам послушника о каком развитии творческих способностей может идти речь? Нечего надеяться и на рекламирующих себя профессиональных преподавателей, конечно, все эти нархуды враз обещают научить вас и вашего ребенка правильно нарисовать лошадь или виноград, но сама эта посконная формулировка уже рассчитана на крайне низкий уровень интеллекта и способностей клиента. Умный человек даже без подготовки интуитивно поймет, что это глупости. А ведь объявлений такого рода полно – стоит только ввести в поисковик «Научиться рисовать». Если вам повезет, то вы попадете задорого учиться «к салонных дел» мастеру, который вас научит понимать чего хочет покупатель и как это надо рисовать чтобы работа понравилась и ее купили. Мнение о том, что лучшее в мире искусство - это то, что покупают, вбивается ребенку с детских лет. Но ведь это вредоносная ложь, извращение вкуса и представлений об искусстве Попасть к действительно талантливому знающему преподавателю – это большая редкость и удача. Реклама и мода на преподавателя при этом ничего не гарантируют. Это просто везение гораздо более редкое чем знающие, любящие, чуткие, воспитанные родители, которые в современных условиях только одни и САМИ, своим трудом, всей атмосферой своей семьи могут сохранить и развить то, что дано их одаренному от рождения Богом и природой ребенку. Желаю вам такими родителями быть! Только одна надежда, что на вас. То есть "спасение утопающих - дело рук самих утопающих!" Дорогие родители талантливых детей, главное не обольщайтесь! Как бы вам ни мечталось перепоручить воспитание своего чада профессионалам, никто кроме вас лучше вас вашего ребенка не воспитает и его врожденное не сохранит - ведь вы все это будете делать от души и для себя,а не за деньги. А это еще в Библии подмечено(глава Екклесиаст), что нет ничего лучшего в жизни, чем делать что-то для себя и получать от этого удовольствие(цитирую не дословно), то есть, в данном случае воспитывать талантливого ребенка для себя, для него самого и для просвещенного общества. И Бог вам в помощь! ************************************************************************* *Александр Константинович Воронский работал в Госиздате, а в 20-30-е гг. прошлого века был главным редактором ведущего литературно-художественного журнала того времени "Красная новь”, находился в близком общении с Лениным и Горьким. Был убежденным марксистом. В 1937 году он был расстрелян по надуманным политическим обвинениям. Позднее посмертно реабилитирован. ** Один из самых читаемых во Франции французских философов, сотрудник Национального центра научных исследований, автор книг. Цитата из книги «Господа мыслители»(1977) В качестве иллюстраций использованы детские работы (от 5 до 10 лет) сына автора статьи Copyright PostKlau © 2016 | |
Просмотров: 2112 | Комментарии: 2 | | |
Всего комментариев: 2 | |||
| |||