Главная » Статьи » Нравы и мораль » Виноградов Вадим |
Одиночество Не согрета ничьей привязанностью А.П.Чеховъ Для чего ныне попущено человекам испытывать чувство особенного одиночества? Думается, что только для одной цели: через одиночество среди людей почувствовать, что ты не одинок, что с тобою твой Творец, что ты не оставлен Господом Iисусомъ Христомъ! Вот, когда ты возопишь: вскую меня оставилъ? - вот тогда будет истинное одиночество, название которому оставленность. А эта смерть… и не какая-нибудь, а вторая. Вообрази - я здесь одна, Никто меня не понимает, Рассудок мой изнемогает, И молча гибнуть я должна. Татьяна - любимый образ Пушкина. Сколько дивных образов прекрасных людей преподнес человечеству Александр Сергеевич: Самсон Вырин, Петр Гринев, Лиза Муромская, Маша Миронова, справедливый и трудолюбивый Балда, царь Салтан, князь Гвидон и проч., и проч., любящие и благородные его персонажи. Но любимый его образ... Татьяна Ларина! Пушкин знал не все, но все чувствовал, - донес до нас знавший хорошо Пушкина Николай Васильевич Гоголь. Что же особенно чувствовал Александр Сергеевич? Наступление глобального ОДИНОЧЕСТВА. Ясно, что ранняя смерть не позволила ему раскрыть глубину важности ОДИНОЧЕСТВА, которое-то только и способно развеять море суеты и избавить рассудок от изнеможения, наполнив его радостью страдания за Истину. Вот, тут и время остановиться. Потому что нависает новый реши-тельный вопрос: что строить? Стены ли, мосты ли… а, может быть, лест-ницу? Ту лестницу, которая зовётся лествицей! А вот, для строительства этой лествицы одиночество то не только не помеха, а самое, что ни на есть, подспорье. Так, может быть, Господь для нашего спасения, для постройки спасительной лествицы, и попускает нашему времени столь распространенное ныне одиночество, когда никто не согрет ничьей привязанностью? Потому что: Истинное счастье невозможно без одиночества. А.П.Чеховъ Почему праведная душа стремится в затвор, желает поселиться в пещере, убегает в пустыни и глухие леса? И только по одной единственной причине - чтобы сохранить благодать Божiю, которая выше всякого счастья, и которую способно сохранять только одиночество. Одиночество то такое, ведь только внешнее, внутренне то, какое это одиночество, если с тобой Сам Господь, Божiя Матерь и все угодники Божiи! И по лествице легче карабкаться, пребывая в ОДИНОЧЕСТВЕ. Не к этому ли подходил и Пушкин, заканчивая главное свое сочинение "Евгений Онегин” словами: Блажен, кто праздник жизни рано Оставил, не допив до дна Бокала полного вина, Кто не дочел ее романа И вдруг умел расстаться съ ним… Оставленность людьми и Оставленность Богомъ - это две большие разницы. Если ты сам оставляешь мiръ, потому что он во зле лежитъ, то такое оставление мiра может привести и к гордости, и к прелести, мол я лучше, чем они. Вот за такое и Богъ может оставить.
Один молодой монах спросил у старца: - Отче, должен ли я теперь полностью отречься от мира? (То есть, добровольно принять одиночество) - Не беспокойся, - ответил старец, - если твоя жизнь действительно будет христианской, мир немедленно сам от тебя отречется. А вот, если мiръ тебя оставляет, то ты уже сокрушаешься, что ты хуже всех, никак не будешь превозносить себя, а, значит, смиришься. Вот тогда, возможно, Богъ и не оставит. Ну, а стихотворение, признанное мировой экспертизой вершиной поэзии человечества, стихотворение, которое каждый русский знает наизусть, разве оно не об одиночестве? Об одиночестве, по тому самому, по которому грустит русская душа. Выхожу один я на дорогу; Сквозь туман кремнистый путь блестит; Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу, И звезда с звездою говорит. В небесах торжественно и чудно! Спит земля в сияньи голубом... Что же мне так больно и так трудно? Жду ль чего? жалею ли о чём? Уж не жду от жизни ничего я, И не жаль мне прошлого ничуть; Я ищу свободы и покоя! Я б хотел забыться и заснуть! Но не тем холодным сном могилы... Я б желал навеки так заснуть, Чтоб в груди дремали жизни силы, Чтоб дыша вздымалась тихо грудь; Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея, Про любовь мне сладкий голос пел, Надо мной чтоб вечно зеленея Тёмный дуб склонялся и шумел. М.Ю. Лермонтов И песнь песней одиночеству Господь тоже вручил Лермонтову - это его "Мцыри”. Но только Мцыри то и показал, как невозможно принять человеку одиночество, если оно не дано ему Богом, когда одиночество не дар Божий. Я знал одной лишь думы власть, одну - но пламенную страсть! Какую же? Она мечты мои звала от келий душных и молитв в тот чудный мир тревог и битв,… где люди вольны, как орлы. Вот, как тяжко оно - о д и н о ч е с т в о Мцыри! Без избрания Божьего одиночество человеку не под силу. Об этом «Мцыри». Есть ли пример величия одиночества, когда ни одна мечта не звала человека в тот чудный мир тревог и битв,… где люди вольны, как орлы? Есть, и не мало. Но самый яркий пример, вершина, гимн одиночеству - это Святой Пророкъ Предтеча и Креститель Господень Iоаннъ, ОДИНОЧЕСТВО которого до сих пор имеет влияние на каждого из нас. Вот, как это показал святитель Лука (Войно-Ясинецкий "О младенческих годах Предтечи мы знаем, что он возрастал и укреплялся духом и был в пустынях до дня явления своего Израилю. Прожил он в пустыне вглубоком одиночестве лет до тридцати. Никаким рукодельем он не занимался, книг не имел, да и читать не умел. Что делал он там? Такие философы, как Декарт и Кант, долгие часы и дни неподвижно сидели в креслах, погруженные в размышления. Но глубже философии богомыслие - высшая форма молитвы без слов, которую святые отцы называют умной молитвой. Подобное делание нес и святой Iоаннъ Предтеча. В глубоком молитвенном общении с Богом возрастал его великий дух, его понимание путей спасения, которым он должен научить погибающий в грехах народ, исправить их кривые и лукавые пути. Потому эта проповедь имела огромную силу, привлекавшую к нему тысячи людей, погрязших в суете мирской жизни”. Так, через Мцыри и Iоанна Крестителя открылись два вида одиночества. Одно, одиночество Мцыри, которое хочется покинуть. Кстати, эпиграф к "Мцыри” - Вкушая, вкусив мало меда, и се азъ умираю. (1 Царств. 14. 43). Другое, одиночество Iоанна Крестителя - прямой путь в Царство Небесное, завершающийся радостью страдания за Истину.
| |
Просмотров: 1928 | Комментарии: 5 | | |