Главная » Статьи » Нравы и мораль » Казаков Анатолий |
- А совесть-то трудно
соблюсти, рассуждал вслух Макар, сидящий на нарах. В камере было восемь
человек. Нар же всего четыре. Отдыхали зэки по очереди. Но рассуждения Макара
каким-то чудом заставило встрепенуться многих. Весь костлявый, в наколках
сорокалетний Сергей, криво усмехнувшись, не стерпел: - Ты че, Макар, совсем башкой одеревенел? Какая может
быть совесть? Ты ж на зоне чалишься, арестант ты конченый! А ему совесть
подавай! Во, горемыка, с катушек слетевший! Макар
рос простым деревенским парнем и, отслужив в армии, устроился шофером в родной
колхоз. Но вскоре, по известным всей стране событиям, все колхозы развалились.
Кто сумел воровать, те еще как-то крутились. Макар же с отцом, матерью и
сестренкой только за счет огорода и выживали. Скота держали все меньше из-за
дорогого комбикорма. Хотелось Макару, как и всякому нормальному мужику, жену в
дом привести, чтобы детишки были. Так уж заведено было, не нами, а нашими
далекими русскими предками. Спиридон Васильевич, отец Макара, даже раз
всплакнул, и, что удивительно, совсем трезвым был, а все одно слезы сами
брызнули из много чего повидавших глаз: - Господи, царь небесный, что творится-то на земле нашей,
всю технику разворовали, скот под нож пустили, а дальше-то чего? Макар отца понимал, но ведь жить то надо как-то
продолжать.… Где и как точно все было, мало кто знал. Только посадили их троих
деревенских, Кольку, Петра и Макара за воровство тракторов. Дивились после
люди, ведь трактора-то эти совсем простаивали, не было горючки. Парни где-то
добыли солярки, распахали поля, засеяли зерном и клевером. Известное дело –
крестьянина завсегда к земле-матушке тянет. Не успели они урожай-то собрать,
нежданно-негаданно хозяин на трактора отыскался. Вот уж ребята его уговаривали,
и пол урожая предлагали – ничего не подействовало, по 5 лет всем троим дали.
Хотели парни на вырученные с урожая деньги свадьбы себе справить, да вот вместо
веселья тюрьма вышла. Тут наш закон сработал безотказно. Известное дело, за
простых работяг кто заступится? И видя по телевизору и в самой жизни, как
воруют миллионами и миллиардами, Спиридон Васильевич снова и снова смахивал с
глаз слезы и говорил при этом: - Во мать, видишь чего деется! Совсем, видно, правды
на земле не осталось! Мать же Макара – Степанида Михайловна Воложина в такие
минуты уходила в спальню, затепливала огоньком лампадку, крестилась на иконы и
плакала. Но так как была она верующим человеком, то знала, что надо терпеть и
молиться, ибо на все Божья воля. «И не такое это простое понятие молиться за
детей своих, эту веру так запросто не сковырнешь. Тут устои древнерусские
крепко обозначены. А раз так, то еще постоим. Не сдадимся в полон врагу» -
думала мать Макара. «Да и че, в самом деле расплакалась, лишь бы жив был
кровинушка родненький.» - подвела итог своим думам русская женщина. Зона –
она и есть зона. Много здесь судеб людских переламываются, да и то, сказать, а
на воле то меньше разве? Сергею не терпелось вывезти Макара из терпения и он
продолжал: - Ну что ты там насчет совести-то калякал? И упрямо, с выраженным ехидством, неустанно смотрел в
глаза Макару: - Ну а как, Серега, без нее, без совести-то? Мы ж
хотели вырастить урожай, потом продать его, затем свадьбы справить. Совестно,
конечно, за трактора, но ведь они же совсем брошенные стояли, мы их и
подлатали. Сергей не унимался, будто бес в него вселился: - Ну давай, Макар, в карты сыграем! - Не умею я. - Как, не умеешь в дурака? - И в дурака не умею. Широко открыв глаза, зэк почти выкрикнул: - Так не бывает! Чтоб даже в дурачка не умел! Не
хочешь играть, так и скажи! А то мурочку пестришь тут. По сравнению с Сергеем, Макар внешне не выдавал
никакой раздражительности, да и внутри у него все оставалось на своих местах. И
спокойствие это у деревенских мужиков вырабатывалось веками. Некогда им,
хлеборобам, было отвлекаться на всякую мелочь. Им денно и нощно нужно было
думать о хлебе насущном, а эта дума завсегда главнее всего на свете. Поэтому
наверно Макар очень спокойно, даже с какой-то усталостью в голосе, отвечал: - Говорил не умею, значит не умею. Мне когда было этим
заниматься? Это у вас в городе забава эта живет, а у нас каждый день нужно думать, что скотине
дать поисть. С утра и до ночи робим – вот она деревенская жизнь, иначе не
выживешь, так что не обессудь, Сергей. Совсем взбеленился исколотый наколками зэк и заорал: - Обращаюсь к старшему по камере, Паша разреши, я ему
грудь отобью! Шуга же на это лишь улыбнулся: - Эх дурак ты, Серега, и есть дурак! Он ведь кто? –
Хлебороб. Он с богом на ты разговаривает. Погляди на его кувалды, если он ими
хошь на половину воспользуется, то ты дух испустишь! И тяжело взглянув на Сергея, сказал: - Все, ша! И совсем было не известно, откуда у старого зэка,
Павла Ивановича Шуги, появилось вдруг такое отношение к деревенскому парню.
Отхлебнув чифиру, Шуга вдруг немного разговорился: - Я к деревенским по-особому отношусь. Не ко всем конечно, но по-особому. Василий
Макарович Шукшин тоже деревенский был. И вот надо ж такому случиться – и в
тюрьме не сидел, а какую картину снял! Таких фильмов, как «Калина красная»,
редко кому удается сделать. А он сумел. Ты, Макар, когда вернешься в свою
деревню, тоже наверное с березками, как Макарыч здороваться будешь. Макар, о чем-то думавши, медленно, но уверенно
отвечал: - Не без этого, конечно. Дома-то – в деревне, с
природой, все время о чем-нибудь поговоришь. Да в деревне и нельзя без этого,
кругом тишина первозданная. А тебе, потому как ты человек, выговориться охота.
Живет такая потребность в человеке. Павел Шуга продолжал: - Смотрю я на тебя, Макар, и удивляюсь. Весь мир за
эти последние годы перевернулся. Да и на зоне много чего поменялось, а ты по
своей тропе идешь, особая, стало быть, у тебя порода. Павлу было уже за шестьдесят, и отхлебнув еще немного
чифирчику, он заново продолжил свои размышления: - Да, повидал я таких как ты, Макар. Для вас и
солнышко по-особому светит. И вот, что самое главное – чего бы с вами не
случилось, такие как ты все равно будут веровать в совесть. Я отсидел по
тюрьмам, в общем, если брать, уже лет тридцать и думаю так: если и терпит нас
грешных Господь Бог на земле, то за ради таких как ты, Макар. И пристально взглянув Макару в глаза, Шуга спросил: - А что будешь делать, когда отсидишь? В колхозе твоем
вряд ли работенка появилась. Воложин помедлил с ответом, но постепенно и уверенно
начал говорить: - Вернусь домой. С района до деревни пешком пойду.
Надышаться травами хочу. Окину взглядом родимую сторонушку. Сяду у речки,
птичек послушаю. Очень я люблю вечерком, когда солнышко не печет, травушки
покосить, а потом скупнуться в речке нашей. Только все одно – сначала отдышусь
возле деревни, а потом пойду на поклон к родителям. Сергей опять не сдержался: - А если зимой отпустят, здесь весь всякое бывает? Макар нисколько не растерялся: - Если зимой, то пока с горы нашей, где церковь
красуется, не съеду, домой не заявлюсь. Шуга зыркнул на Сергея: - Понял теперь, али нет? Таких как он ничем не
проймешь. Я на полном серьезе говорю, что Бог нас только из-за таких как Макар
на Земле терпит. В камере вдруг воцарилась тишина. Все восемь зэков
думали о своем, и далеко не каждый думал о совести, но над словами зэка Шуги
думал каждый…
В качестве иллюстрациии использовано изображение картины художника Гюрбюз Доган(Турция) "На свободу" Copyright PostKlau © 2019
| |
Просмотров: 882 | Комментарии: 1 | | |
Всего комментариев: 0 | |