Главный редактор журнала
Анаморфоз на все времена! (по поводу статьи Ивана Крутоярова)
Хочу добавить к изложенному Иваном Крутояровым в статье "Оптические иллюзии. Анаморфоз", в этом, октябрьском выпуске журнала, что он несколько сузил картину - анаморфоз(иногда это слово бывает женского рода - анаморфоза) древен как и само изобразительное искусство. Можно говорить о постоянно присутствующем во все времена в искусстве принципе анаморфоза
На палеолитических фресках Альтамирской пещеры(Испания) мы видим бычков и кабанов в беге с 6-8 ногами - так художник пытался передать иллюзию бега. Несомненно, это дало толчок и идеи к развитию сначала т.н. "движущихся картинок", а затем и кинематографа
Бегущий кабан. Пещера Альтамира(Испания). Палеолит
Источники доносят имя древнегреческого художника Аполлодора Афинского(не путать с разными другими множественными аполлодорами, имя в Др. Греции быль такое же популярное как в России - Иван), получившего прозвище "скиограф"("тенеписец"). Аполлодор славен тем, что впервые стал применять полутона для изображения тени и света. Его картины в жанре "обманки" прославили его в веках(хотя изображений до нас не дошло) именно потому что на его картинах реальные птицы ловили нарисованных мух и реальные люди собирали нарисованный виноград. Оптическая иллюзия или обман зрения как нельзя лучше характеризуют жанр "обманки" и анаморфоза в целом. Пожалуй, слова "фокус" и "развлечение" тут тоже будут уместны. Заметьте, такие определения имеют весьма косвенное отношение к искусству. Потому не сам принцип анаморфоза важен для искусства, а то как он был выражен композиционно, формально и в стиле
Аналогичные современные обманки в статье И.Крутоярова представлены работами Джулиана Бивера и южнокорейских художников.
В дальнейшем анаморфоз ярко проявляется в искусстве европейского Барокко в 16-17 веках, о чем в статье Ивана Крутоярова вскользь сказано "Приемы анаморфоза широко используются с 16 века при росписи потолков помещений для создания иллюзии уходящего ввысь пространства над головами людей. Анаморфоз как один из основополагающих, типичных признаков искусства Барокко, представлен как раз в это время очень широко. Не обошелся без него и Ганс Гольбейн(в статье И.Крутоярова представленный картиной "Послы"), типичный представитель немецкого Барокко(хотя иногда его относят к позднему Возрождению, не могу согласиться, но это отдельная тема). Об искусстве Барокко подробнее читайте в статьях главного редактора 1 и 2
С появлением цифровой фотографии и компьютерного моделирования идеи анаморфоза получили дальнейшее развитие" и, конечно же, не Ганс Гольбейн в этом смысле единственный и первооткрыватель, как можно подумать, прочитав статью. И.Крутояров приводит примеры и современного подобного искусства.
Кстати, аналогичный прием использует,например, известный российский актуальный художник Дмитрий Гутов, который считается большим новатором. Он делает из металлолома панно и картины по мотивам классических художников прошлого, где из груды обрезков, спаянных вместе в определенном ракурсе вдруг появляется намек на рисунок Рембрандта. На самом деле это древние приемы и используются очень давно
Работы из металла Дм.Гутова по рисункам Рембрандта
В наше время под влиянием современных компьютьерных технологий происходит очередной ренессанс(возрождение) анаморфоза. Кого только там нет! и что они только не придумывают, эти художники, выдавая анаморфоз за совершенно новое, якобы небывалое прежде искусство! Постоянный автор журнала Владимир Дианов часто пишет про таких
Если рассматривать анаморфоз как иллюзию через игру с формой, то тогда безусловно в первую очередь можно вспомнить и о работах известного голландского художника Маурица Эшера. Между прочим. для логотипа журнала PostKlau с двумя колоннами использована его работа. в которой тоже присутсвует анаморфоз. М.Эшер прежде и его многочисленные последователи и подражатели до сих пор вносят в копилку анаморфоз все новые и новые фантазии и чудеса
Мауриц Эшер. "Рисующие руки". 1948
Copyright PostKlau © 2016
|